"Дядя Гена-физкультурник". Не стало легенды белорусского автоспорта, который всех "рвал" на гоночном МАЗе

15928 14

Стоит пролистать фотографии - и не верится, что такой жизнерадостный человек мог покинуть этот мир. Энергию Геннадия Драпкина чувствуешь сквозь снимки. А если виделся с ним хоть раз и успел побеседовать, то разговор запомнишь на всю жизнь - яркий, искренний, прямой.

У Геннадия Леонидовича, что называется, болело за белорусский автоспорт. Он был одним из идейных вдохновителей программы "Гонки для Беларуси", не стеснялся ходить на пресс-конференции и говорил на них о состоянии спорта без прикрас, помогал в поиске спонсоров для пилотов и организаторов состязаний. Казалось бы, дядя Гена еще не раз даст совет белорусским гонщикам, но...

На 67-м году ушел из жизни мастер спорта Геннадий Драпкин.

Пожалуй, главное достижение Драпкина - шикарные выступления за команду "МАЗ-TRT" в начале 1990-х. Именно тогда белорусских гонщиков стали опасаться на международной арене. Среди самых важных наград Геннадия Леонидовича - второе место на этапе чемпионата Европы по шоссейно-кольцевым гонкам (1992 год, Дижон) и несколько подиумов в европейских гонках классом ниже. В частности, 2-е место в "Гонке приглашенных" (Бельгия), 3-е место в Англии, бронзовая награда на Кубке фирмы "Лукас" (Англия) и специальный приз Bridgestone - кубок "Дух команд". Кольцевой МАЗ в руках минчанина был невероятно силен!

Геннадий Леонидович пришел в автоспорт в 12 лет и с ходу выиграл чемпионат БССР по картингу. Затем было ралли, "кольцо" и "Волги" - в зачете последних он несколько раз становился лучшим в стране. Ну а потом та самая хорошо известная история про МАЗ.

Спустя годы экс-спортсмен не терял самоиронии. Например, в 2015-м на пресс-конференции с участием легендарных белорусских спортсменов Драпкин пошутил: "Здесь сидят люди ненормальные, совершенно больные. Потому что нормальный человек гонками не должен был заниматься. Мы отрывали деньги от семьи, тратили все свое свободное время, сидели в этих клубах, из ничего делали что-то".

Драпкин в последние годы не раз посещал различные автосостязания. На особом счету у него был картинг - тот самый, с которого он начинал свой спортивный путь.

Борис Самкович, журналист, в прошлом гонщик:

- Прозвище у него было такое - дядя Гена-физкультурник. Почему? Ну вот закрепилось почему-то. А вообще он был душой компании. Он всегда любил, когда вокруг много людей. Любил рассказывать, любил, когда его слушали.

Была такая история. Шли первые годы, когда у нас начали показывать Формулу-1 по телевизору. Была гонка на Нюрбургринге, смотрели ее вместе компанией. И вдруг кто-то спросил: "Гена, так ты вроде на этой трассе тоже гонялся?" Он ничего не ответил - воспоминания нахлынули, из его глаз просто потекли слезы…

А еще у него был комбинезон Sparco. Красный такой, на фотографиях часто встречается. В нем потом многие ездили. Дело было в 2001-м, я тогда гонялся в картинге в классе "Сеньор". И так получилось, что свой комбинезон забыл дома. В комбинезоне Драпкина гонялся другой участник, даже и не вспомню, кто именно. Но его удалось убедить, он отдал мне этот комбинезон, я в нем очень неплохо проехал - занял третье место.

Евгений Кожарский, экс-гонщик:

- Гена всегда был повернут к людям самой светлой стороной. Он был очень радостный. Хороший товарищ, всегда был готов выручить, если к нему обращались. Он был не только классный гонщик, но и отличный, позитивный человек. Таким я его и запомню.

Редакция ABW.BY выражает соболезнования родным и близким Геннадия Леонидовича. Проститься с легендой белорусского автоспорта можно будет завтра, 28 апреля, в 12.00 в Свято-Елисаветинском монастыре (район Новинки).

Одно из последних интервью Геннадий Драпкин дал радио "Минская волна". В нем экс-гонщик рассказывал о своей карьере, команде тех лет и нынешней "дакаровской". Полностью запись можно послушать ниже. Вот выдержки из беседы.

О неожиданном закрытии программы МАЗа в кольцевых гонках:

"Большое "спасибо" замгенерального по экспорту автозавода. Мне очень больно вспоминать об этом, правда. Мы очень многое сделали для автозавода. По моей просьбе был сделан такой гоночный грузовик, который я видел. Политехнический институт учит инженеров. Но когда инженер становится спортсменом или связывается со спортом, он все начинает делать иначе [чем учили]. Что далеко ходить, если начальник отдела подвески в то время не слышал, что такое газонаполненный амортизатор?"

О МАЗе на Дакаре:

"Сегодня то, как делается раллийный грузовик, - плакать хочется.  Пилот на автозаводе - он слесарь, сидит и гайки крутит, хотя там есть слесари. Он должен прийти в 8 часов, "отбить" время прихода и в 5-6 часов "отбить" время ухода. Хотя пилот, который ездит на "Дакар", должен приходить, смотреть как делают, садиться, чтобы под него подгоняли органы управления… Все остальное время он должен заниматься физподготовкой. Я им говорил: "Так нельзя!". Но они отвечают: "Это завод, мы по-другому не можем". Но ведь команда - это вообще отдельное государство!"

О несостоявшейся эмиграции в США:

"У меня даже документы были готовы на выезд. Но в команде мне сказали: "Хотим, чтобы ты гонялся". Я им сказал: "Хотите, чтобы я ездил, - значит, делаем другую машину". И когда команда согласилась, я пришел домой и сказал жене: "Отбой, я остаюсь. Мне это важнее". 

Фото из архива редакции и Дмитрия ГЛАДКОГО
ABW.BY

Популярное за неделю

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое