Адреналин, на выход! Выпускаем пар на любительских соревнованиях

14317
Адреналин, на выход! Выпускаем пар на любительских соревнованиях

Мы уже рассказывали о брестском этапе Time Attack, но в большей степени коснулись профессионального зачета чемпионата страны. А ведь за день до этого прошли любительские гонки. Что это такое, abw.by решил рассказать с точки зрения участника, отправив в Брест корреспондента Ивана Кришкевича. Правда, при этом возникла небольшая проблема…

"Давай ты поедешь вне зачета, - предложили организаторы. - Все-таки ты спортсмен, а там любители без лицензий, многие вообще ни разу не ездили". Это справедливо: в свое время я провел в дисциплине не один сезон, в том же Бресте занимал призовые места. Так что без проблем. Я даже усложню себе задачу!

Как известно, самый быстрый в мире автомобиль - прокатный, потому как не жалко. Если отталкиваться от этой логики, то в таком случае самый медленный автомобиль - свой собственный, особенно если ему всего полгода. Поэтому решено: чтобы не обидеть любителей, еду на Logan. Заодно проверю, как он будет чувствовать себя на спортивной трассе.

Любая гонка начинается с административного контроля: участники отдают заполненную заявку, предъявляют документы на автомобиль, показывают водительское удостоверение и… в данном случае все. В профессиональном зачете еще требуется спортивная лицензия БАФ и медицинская справка, разрешающая участие в автомобильных соревнованиях.

Как превратить гражданский автомобиль в спортивный? Достаточно оклеить его стартовыми номерами и спонсорскими наклейками! Быстрее не поедет, но уже выглядит как "гонка"!

К слову, оклейка автомобиля - это целое искусство: чтобы все выглядело красиво и не топорщилось, нужно знать некоторые секреты, иметь усидчивость и не жалеть времени на то, чтобы все сделать аккуратно. Например, наклейку можно немного прогреть (в гараже - феном, в полевых условиях - теплым воздухом из дефлектора "печки" или даже выхлопными газами), площадь контакта нужно "оросить" водой из пульверизатора, для устранения пузырьков на пленке использовать скребок или сложенную плотную тряпку. Оставшиеся пузыри можно убрать, проколов пленку тонкой иглой или ножом. А можно сделать гораздо проще: просто наклеить и "забить" на все огрехи - издалека все равно не видно! Кто видел вблизи раллийные и кольцевые автомобили, тот поймет…

На решетку бампера вешаю датчик - с его помощью "зашитая" в трассу петля будет считывать каждое прохождение круга и выдавать результат с точностью до тысячной доли секунды. Как показывает практика, такая точность вовсе не лишняя: порой призовые места разделяют те самые 0,001-0,005 секунды!

Далее - техком. Для гражданской техники все сводится к проверке основных систем безопасности: ремни застегиваются, руль на месте, аккумулятор надежно закреплен. Попутно проверяется соответствие автомобиля заявленному классу, правда, на глазок.

А вот весь хлам из багажника выкидывают не только из соображений безопасности. Чем легче машина, тем она быстрее, поэтому все вещи долой, даже "запаску" и задний диван!

Далее - брифинг для участников. За пределы трассы не выезжать, требования флагов соблюдать - и все прочие правила Time Attack. Одновременно на трассе может находиться до пяти автомобилей, но ни о какой контактной борьбе и речи не идет - у каждого своя гонка! А если точнее - пять попыток, из которых в зачет идет лучший результат (два быстрых круга).

Ну вот и тренировки! На трассу отправляемся вперемешку - куда уж демократичнее! Но в зачетных заездах ехать за Porsche мне не грозит: на старт будут выпускать строго по стартовым номерам, с интервалом 10-15 секунд, "по соседству" будут близкие по скорости машины. В любом случае предполагается, что никто никого догонять не будет.

Для некоторых участников тренировка - первое знакомство с брестским картодромом, а возможно, и вообще первый выезд на спортивную трассу. Повторюсь, что в любительском зачете выступают водители без спортивных лицензий.

"Новичок-любитель" быстро оказывается перед фактом того, что стандартный автомобиль для гонок, даже таких, подходит не самым лучшим образом: жесткости кузову не хватает, ходы подвесок чрезмерны, штатная высокопрофильная резина смазывает все реакции и "не держит". И если на медленном брестском картодроме стандартных тормозов еще хватает на заезд, то, например, на "Смоленском кольце" они перегреваются уже после одного быстрого круга!

Поэтому первые шаги по улучшению ходовых качеств обычно касаются подвески и колес: более жесткие и короткие пружины, соответствующие амортизаторы, более эффективные тормоза, которые обычно "тянут" за собой и установку колес большего радиуса. Впрочем, и без этого участники стремятся поставить более "цепкие" шины большей размерности (пошире, но с меньшим профилем), расширить за счет проставок колею.

Жесткость кузова можно увеличить при помощи распорок, причем не только под капотом, но и между задними стаканами. Все это в комплексе позволяет улучшить ходовые качества: крены уменьшаются, устойчивость в поворотах увеличивается, отзывчивость на действия рулем становится лучше.

Как видно из фотографий, доработанных автомобилей достаточно и в "любительском" зачете. Взять, к примеру, этот Peugeot 205 GTI, оснащенный спортивным многодроссельным впрыском и блоком управления "Яварь 5.1".

Или этот Civic (как затем оказалось, победителя в классе Street Михаила Шатунова) - даже со стороны было видно, что с мотором, подвеской и тормозами в этой машине поработали.

Разве что про стартер забыли…

Для церемонии открытия автомобили расставляют на стартовой прямой строго по номерам. Logan гордо возвышается над приземистыми Honda Civiс, которые едут в моем классе Light (до 137 л.с. на тонну веса). Чую, будет нелегко…

Понеслась! Рев моторов, визг резины - заезды хоть и индивидуальные, но движение по трассе не прекращается ни на минуту.

Но вот на трассе желтые флаги. В данном случае причиной их появления стал вылет: пилот Porsche слишком поздно начал тормозить перед поворотом после длинного прямика, а еще не учел, что "гражданские" шины после первого быстрого круга перегреваются - давление в колесах растет, "держак" ухудшается.

Такие же проблемы испытываю и я: на втором круге автомобиль начинает скользить там, где до этого держал траекторию. Поэтому стравливаю давление и стараюсь не перегружать шины: все торможения - только на прямых колесах. Сносы в поворотах минимальные: как только машина начинает скользить наружу, приходится чуть "распускать" траекторию и ехать "ровным газом".

Но именно на этом и теряются драгоценные доли секунды! Брестский картодром изобилует такими затяжными медленными поворотами, на которых мощность двигателя нивелируется, зато важна резина и… тип привода! Вовсе не случайно во всех четырех классах профессионального зачета победителями стали пилоты на "классике" - они могут открывать "газ" раньше!

Кстати, в классе Street Pro любительского зачета победу одержал как раз Андрей Алексеюк, выступавший на заднеприводном BMW 535D!

Ну а в зачете Unlimited - Денис Кухарчук на полноприводной Subaru Impreza STI. Кстати, показанный им результат позволил бы занять третье место в профессиональном зачете "анлима"!

Мои же результаты говорят о том, что я вполне мог участвовать на общих основаниях: подиума все равно было не видать! Шестой результат в классе из 10 участников по итогам пяти заездов - довольно скромное достижение.

Самое обидное, что впереди оказались не только ребята на заведомо более быстрых Honda Civic, но и участники на ВАЗ-2109, "сарае" Ford Mondeo и "бюджетнике" Citroёn C-Elysee! В чем дело? Отчасти в отсутствии наката - почти два года ни в чем таком не участвовал. Так ведь для многих соперников это вообще первая в жизни гонка! В жалости к автомобилю? Да он, бедняга, скакал от поребрика к поребрику так, что руководитель гонки посоветовал умерить пыл во избежание "крыши"! Посему, как любой уважающий себя гонщик, свалю все на технический фактор - это Logan виноват! :)

Конечно, в этой шутке доля правды присутствует: бюджетный седан, ориентированный на плохие дороги, на роль "зажигалки" не тянет. Пусть под капотом 16-клапанный мотор, но 102 л.с. и 10,5 секунды с места до "сотни" не бог весть что. Да еще крены в поворотах и не самый "острый" руль, хотя в целом даже в таких режимах Logan едет "правильно" и предсказуемо. И все же "крайней" я сделаю резину! Именно из-за "скользких" штатных шин Amtel DC в затяжных поворотах терялось слишком много времени. В общем, хочешь подтянуть "технический аспект" - начинай с резины и работай с давлением!

На смену заездам приходит подведение итогов, затем церемония награждения призеров во всех зачетных классах.

И кто сказал, что главное - победа? Эмоции от бронзы ничуть не меньше!

Тем более что в традиционном душе из шампанского участвуют все призеры, хотят они того или нет!

А вот "призовой" заезд на картах - только для победителей. Пять кругов по той же трассе, но на несколько иной технике - отличный финал спортивного дня для тех, кто оказался сегодня быстрее соперников!

Ну и напоследок - личные фотосессии (надо полагать, их результаты в считаные секунды разлетелись по соцсетям).

А вот "победный" снимок Дмитрия Грунченкова, приехавшего первым в классе Light.

Далее Time Attack уходит на летние каникулы: следующий чемпионатный этап состоится в конце августа в поселке Октябрьский Гомельской области. Там же, возможно, будет проведена еще одна "любительская" гонка. Впрочем, вполне возможно, что к тому времени кто-то из любителей перейдет в разряд "профи": скажем прямо, для некоторых участников брестской гонки это просто формальность.

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY

Почем удовольствие?

Даже любительские гонки требуют значительных затрат. На фото - средний расход топлива во время заезда. На один заезд из одного прогревочного круга и двух быстрых требуется около 1 литра. Пять попыток, тренировки - итого за день ушло почти 10 л 95-го бензина. Но это только вершина айсберга! Добавим к этому 55 л для поездки в Брест и обратно - получим 65 л на сумму 617.500 рублей. Еще 90.000 за аренду "паркинг-зоны" на картодроме, далее проживание (200.000), питание (70.000), стартовый взнос (900.000) и обязательная медицинская страховка от несчастных случаев (145.000 на 1 год). Итого - 2.022.500 рублей!

С одной стороны, некоторые затраты можно снизить, с другой - при постоянном участии появятся и другие статьи расходов: резина и шиномонтаж, обслуживание автомобиля (одно дело разовый выезд, совсем другое - постоянные трек-дни и гонки). В общем, попробовать свои силы в Time Attack один раз можно смело. Но если думаете о постоянном участии в гонках, пообщайтесь с пилотами и тщательно просчитайте расходную часть, чтобы затем не удивляться "непредвиденным" затратам.

Материалы по теме

В погоне за временем

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/160962_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...