Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Трансформация неизбежна? Что ждет рынок легковых автомобилей

25587 79

Фото из архива редакции

25587 79
Андрей Ахрем

Фото из архива редакции

Рынок новых автомобилей продолжает падение: перебои с поставками, рост цен, подорожавшие кредиты, как следствие – резкое снижение продаж. В то же время активно растет интерес к "проходным" подержанным авто из Европы, которые сегодня куда привлекательнее ставших отнюдь не бюджетными новых "бюджетников". Судя по всему, в ближайшее время именно свежая "бэушка" заменит белорусам новые авто.

Крутое пике

Крутое пике, в которое угодил рынок новых автомобилей, продолжается. В мае продажи сократились относительно апреля на 30%, а в сравнении с последним месяцем весны 2021 года падение составило 83%.

Всего за май было реализовано 629 автомобилей, причем в это количество посчитан и легкий коммерческий транспорт, доля которого в общем объеме продаж составила 22%.

В лидерах Lada, дилеры которой продали 137 машин, в том числе 80 Vesta. ГАЗ с 94 проданными автомобилями на втором месте. Легкие грузовики в мае покупали активнее, чем продукцию Geely, которая в рейтинге самых продаваемых марок заняла третье место с 69 реализованными авто.

По конкретным моделям легкового сегмента топ следующий: уже упомянутая Lada Vesta, Volkswagen Polo – 51 авто, Geely Coolray – 40 машин. Также дилерам удалось реализовать 34 Kia Rio, 22 Geely Atlas Pro, по 21 Lada Largus и Hyundai Santa Fe. Еще пять моделей проданы в количестве 10-15 штук. Продажи машин остальных марок не превысили десяти единиц.

Ситуация вовсе не радужная. Доступных кредитных продуктов нет, а ставки по тем, что остались, излишне высокие, как и цены на новые автомобили. К сожалению, у Белорусской автомобильной ассоциации нет данных о покупателях, хотя можно предположить, что часть легковых авто приобретена для работы с привлечением лизинговых инструментов. Но какова их доля, точно сказать невозможно.

Очевидно, что в сложившихся реалиях большинству белорусов, особенно тех, кого интересовала покупка "бюджетника" с использованием кредита, стало не до новых автомобилей. Но на авансцену возвращаются…

Россияне снова в деле

О вновь возросшем интересе со стороны россиян рассказывают представители многих дилеров. От граждан РФ поступает большое количество звонков, ведь машины в Беларуси оказываются дешевле, чем в России.

Давно известно, что белорусские дилеры не продают автомобили покупателям с российским паспортом. Кроме того, с пакетом документов, который выдают в наших салонах, машину не поставить на учет в РФ. Но раз есть интерес – значит, есть и варианты решения проблемы.

Наиболее очевидный – покупка автомобиля гражданином РБ с постановкой на белорусский учет, снятием с него и последующей формальной продажей машины уже как подержанной. Нам неизвестно о том, чтобы россияне искали так называемых "вешалок", поэтому вполне возможно, что пока им удается договариваться с белорусскими родственниками, друзьями и знакомыми.

Но белорусам, готовым "вписаться" в подобную схему, нужно помнить, что со стороны налоговой инспекции могут возникнуть вопросы, откуда у них взялась крупная сумма на покупку автомобиля.

Для граждан РФ может стать (да и становится) сюрпризом обменный курс. Наиболее подготовленные приезжают с заранее купленными долларами или евро.

Перспективы туманны

Будущее рынка новых автомобилей покрыто мраком неизвестности. Положительных вариантов развития событий в ближайшей перспективе не просматривается ни для дилеров, ни для покупателей. В условиях остановки заводов, усложнения логистических цепочек поставки комплектующих и других сопутствующих проблем нет никаких оснований ожидать роста объема предложения и снижения цен. Хотя те дилеры, которые имеют складские запасы автомобилей, сегодня уже предлагают скидки. Но цены даже с учетом этих скидок очень далеки от февральских.

Самим дилерам при таких объемах продаж тоже не сладко, ситуация, судя по всему, продолжит усугубляться. Основным источником дохода для многих из них сегодня становится сервис. Гарантийных машин много, как и автовладельцев, которые продолжают по инерции ездить на ТО к дилеру после истечения срока гарантии. Но и в части сервиса возможны проблемы, связанные с отсутствием необходимых запчастей. Некоторые дилеры так или иначе с этим уже сталкиваются, хотя о массовой нехватке деталей и "расходников" пока информации не поступает.

Само собой, ряд компаний задумывается о будущем. Кто-то ведет переговоры с китайскими автопроизводителями, кто-то прорабатывает варианты организации параллельного импорта. Но китайские автомобили сегодня уже не столь доступны, как 10 лет назад, и вряд ли при их современных ценах могут заинтересовать массового покупателя. Хотя, о китайском автопроме мы судим по известным нам машинам трех-четырех марок, а с продукцией BAIC, SAIC и многих других лидеров отрасли Поднебесной познакомиться вживую было бы интересно. Вдруг там действительно есть за что платить?!

Что касается параллельного импорта, то на первый взгляд идея кажется мертворожденной. Организовать поставки в больших объемах при таком подходе проблематично. Неофициально ввезенные машины окажутся дороже тех, производство которых было локализовано. Кроме того, могут возникнуть вопросы, касающиеся гарантии.

Переориентация на европейскую "бэушку"

В новой реальности стоит ожидать переориентации покупателей, планировавших обновление автопарка, на европейские и в меньшей степени американские "проходные" подержанные автомобили. Сроки доставки из США выросли, сама транспортировка заметно подорожала, возникают сложности с перемещением автомобилей из Клайпеды в Беларусь, что делает сегодня покупку "американцев" менее выгодной и более рискованной, чем полгода назад. Впрочем, авто из Штатов по-прежнему в игре, но это вариант для терпеливых и любящих риск.

С европейскими автомобилями все гораздо проще. Проблем с доставкой нет, подорожала она несущественно. После роста осенью 2021 года цены в Европе "устаканились", машин на лизинговых аукционах и в автосалонах хватает, разве с "премиумом" возникают сложности. В популярном сегменте 15.000-20.000$ выбор большой. И за цену новых Vesta, Rio, Accent или Polo можно приобрести куда более комфортные Mondeo, Talisman, Insignia или Passat. Не говоря уже об автомобилях классом ниже, которые обойдутся дешевле.

Да, они будут с пробегом 150-200 тыс. км, на них не будет гарантии, они сразу же потребуют некоторых вложений. Но при среднестатистических ежегодных пробегах 20-25 тыс. км в ближайшие несколько лет эти машины вряд ли будут требовать серьезного внимания и затрат.

Сотрудники компаний, оказывающих услуги по подбору и доставке автомобилей из Европы, говорят, что последние несколько месяцев количество заявок серьезно выросло. В среднем речь идет о полуторакратном росте, причем относительно времен стабильного спроса, а не весеннего затишья, когда многие решили поставить автомобильный вопрос на паузу.

Этому способствует низкий курс евро, что делает покупку авто выгодной для тех, кто хранит свои запасы в долларах США, а таких в Беларуси большинство.

Но ситуация с подержанными машинами спустя некоторое время тоже способна измениться. Удорожание энергоресурсов в Европе и другие факторы приводят к росту цен, в том числе и на новые авто, а вслед за ними должна подорожать и "бэушка". И прагматичные европейцы способны взять в руки калькулятор, произвести подсчеты и решить, что вместо покупки новой подорожавшей машины еще пару лет удастся поездить на старой. Так может снизиться объем предложения, что еще больше будет способствовать удорожанию б/у авто, если спрос на них будет сохраняться.

Наш вердикт

Описанное развитие событий выглядит наиболее вероятным и логичным на ближайшее время. Что будет спустя год – тайна за семью печатями. Нельзя исключать и "черных лебедей", в результате чего ситуация радикально изменится.

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
79 комментариев
7

Однозначно можно сказать лишь то, что «сегодня» ситуация хуже, чем была «вчера» и лучше, чем будет «завтра».
Это также касается не только автомобильного рынка и это не пессимизм, а наступившая реальность.

7

Однозначно можно сказать лишь то, что «сегодня» ситуация хуже, чем была «вчера» и лучше, чем будет «завтра».
Это также касается не только автомобильного рынка и это не пессимизм, а наступившая реальность.

45

Ну вот зачем ты нам тут всем чепуху пишешь!?Завтра будет лучше,чем сегодня.Нужно немножко потерпеть,перестроиться и работать не покладая рук.Только так мы все себе обеспечим хорошее завтра.

2

Ну вот зачем ты нам тут всем чепуху пишешь!? Все терпим, перестраиваемся (скорее приспосабливаемся), работаем не покладая рук, а нам предлагают и дальше терпеть и работать. При чем не просто работать, как положено, а раздеваться и работать. Ты можешь сказать, сколько ещё потребуется жить такой жизнью и когда наконец наступит это твое хорошее завтра?

3

Такую же ахинею про "потерпеть" нёс Ульянов с броневичка и последующие большевистские упыри.

1

Если сложить тёмное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. (с) ММЖ

0

И перед тем, как работать не покладая рук, непременно раздеться!

1

Тут скорее оптимизм, как в том случае, когда пессимист говорит, что "хуже уже не будет", а оптимист отвечает ему: "будет, коллега, будет".

2

Практически идёт возврат к ситуации до июля 2011г.единственное,что растаможку держат, хотя смысл в той растаможке сейчас нулевой, особенно для беларуси

1

Россияне выгребают свежую бэушку и редкие у них авто, растаможка в казну поступает, перекупы -перегоны зарабатывают.

0

Практически то же самое г-н Кришкевич написал 16 июня https://www.abw.by/novosti/automarket/226792
Зачем толочь воду в ступе?

0

Так, а о чем статья то: о том что все подорожало и не известно что будет завтра, так это и без вас Андрей очевидно)))

2

европейская б.у . то всё понятно... но знаете ли вы что в беларусь сейчас не каждый дилер готов продавать машины ,плюс возвратить ндс 19% --практически нереально и сложно, плюс доставка благодаря мудрой политике стала совсем адовой ...и дорогой, плюс ко всему самих машин в европе не так и много ,за предыдущие годы вымыли сильно и цены на б.у. очень здорово поднялись.
я это к тому что б.у. из европы не спасет .... она становится очень дорого сейчас , и только у компаний завлекалок все гладко и просто ... а тот кто пригонял в новых реалиях прекрасно знает что всё очень сложно и дорого стало...
америка совсем отвалилась уже... китай это вообще баловство и там тоже кучу проблем , от перепрошивки с китайских иероглфов ,до банально запчастей которых тупо нет вообще нигде ..ну да осталась только европа как соломинка ... реальность такова что из европы тоже не все гладко.....
короче вывод прост ... пока будет идти война и будут сидеть великие геостратеги всех времен и народов в креслах... ничего хорошего нам не светит

0

Про пригон авто из Кореи не написали, хотя раньше очень нахваливали, видать не проплатили в этот раз!

1

я не понял вашего ответа...
тоесть вы считаете что мне кто то заплатил за то что я расказал об сложностях и о том что с пригоном из сша европы или китая не все так гладко как чешут фирмы зазывалы?

0

Вопрос по возврату 19% ндс интересен. Каким образом в теперешних условиях возвращают ндс белорусскому юр лицу или физ лицу резиденту рб?

0

точно таким же образом как и возвращался раньше

0

Туризм совмещать с покупкой авто, а инфляция дело житейское и беларуса ей не удивить.
Приятное с полезным))

1

нам все время говорили, что завтра будем жить лучше.
завтра наступило и оказалось, что лучше мы жили вчера.

4

Закономерное «развитие» стран, не относящихся к цивилизованному Миру и считающих себя во всём ему противовесом.

5

А Вы такой слушали и верили в эти рассказы, правда?

2

а вы такой - в сарказм не смогли?

1

Старый мем, с тех времён, когда ещё не знали, что такое мем)

41

Не разделяю пессимизм автора статьи.Сейчас время перемен,живём в другой реальности.Ничего страшного не произашло,всё будет намного лучше,нужно потерпеть и пережить.А по поводу подорожания автомобилей всё просто:Нужно не лениться, больше работать и зарабатывать.

1

Да как то надоело ждать и терпеть. Почти триста лет беларусы ждут и терпят. А жить когда?

1

Лежат в дерьме черви - отец и сын. Сын спрашивает: - Папа, а правда, что яблочные червяки нам родственники? - Да, сынок. - А почему они живут в сладких яблоках, а мы в дерьме? - А это время перемен, сынок.

1

Это разделение на правильных и неправильных, с точки зрения биологии, эволюции и экосистем это не так.

2

Это ты живёшь в другой реальности и постоянно пишешь всякую чухню, весь форум загадил.

1

Ну да в твоей сфере это видимо просто , клиентов меньше не становится, расценки не упали, конкурентов в милицию здаешь.)))))

1

Исключительно констатация фактов, никакого пессимизма

1

Говорящий не знает, знающий не говорит.

0

Это было так в прошлом веке, А сейчас нужен контент любой водой.

0

Фраза действительно из 20-го века, приведена без копирайта (БГ aka Аквариум, 1997, "Дарья" / "Лилит", если кто не знает), но она классическая, а не конъюнктурная (т.е. характерная для какого-то отдельного промежутка времени), ибо аналогичный тезис встречается в книге «Дао дэ цзин» китайского мудреца VI века до н.э. Лао-цзы. Забалтывание проблемы -- давно известный способ противодействовать процессу создания и наращивания общественных благ, чтобы по итогу увеличить только личные.
Сейчас это правило можно выразить такими словами:
"Я ни в коем случае не стал бы делать две вещи:
1) Давать бесплатные инвестиционные рекомендации в соцсетях, если я знаю что будет с рынком;
2) Следовать бесплатным инвестиционным рекомендациям в соцсетях, если я не знаю, что будет с рынком."

2

с точки зрения мирового разума, может быть, и фраза неплоха, может быть, и глубока. Но с точки зрения популяции обезьяноподобных, собакоподобных и прочих общественных животных, тот, кто производит больше шума, воды, скулежа, пердежа итд. выигрывает во внутривидовой конкуренции и фраза служит способом заткнуть рот конкуренту, чтобы пошире разявить свое хлебало.

1

Не трансформация и жопа.

2

Да все просто будем ездить на том что есть, сами ремонтировать, запчасти как при совке дефицит по талонам китайские.Вспоминаю как мой дед купил в 76 году иж412, и владел им пока тот не рассыпался ,где то в 2005.

1

Там ещё вопрос, кто кем владел и в каких позах!

6

Если топливо будет дорожать такими темпами, то скоро многим станет совсем не до машин, так как кроме этих затрат, будут дорожать все остальные товары в связи с увеличением транспортных расходов. Поэтому как бы ситуация не развернулась наоборот, могут многие отказаться от авто и выставить на продажу, вот вам и рынок, предложений станет больше и спрос упадет, соответственно и цена. А Европа пересядет за это время на элекрички, и выбросит весь транспорт с ДВС на рынок. Так что бабка надвое гадала.

9

Все чего-то ждут месяцами , годами. Кто отмены растаможки, кто метра бетония по 500. Вопрос- если ты можешь ждать полгода-год покупку машины, то нафига она тебе в приниципе, если ты без нее обходишься неплохо? Есть- деньги- покупай, нет денег- твои оправдания никому не интересны.

1

Один сплошной пессимизм...
Хотя глянул оптимистичный обзор на Гранту Спецоперация Эдишн и тошнить еще больше стало, когда журналист "За рулем" сказал, что это хорошо, что нет АБС, Аирбэг и кондея, зато проще стала. Еще и выглядит теперь лучше. И плевать, что она стоит 10+ тыс. долларов, ведь она все равно дешевле, чем пару месяцев назад. Промывка мозгов, что санкции во благо, идет полным ходом.

1

Остались только те СМИ, которые подпевают действующему режиму, пишущие правду объявлены иноагентами. Советую, даже прошу, всех исключить чтение-просмотр «официальных» новостей оттуда. Чтобы не стать дебилами.

1

Самое страшное-что по прежнему масса народа в экс-совке этому верит!

6

А кому верить, только с конкретными примерами?

1

Нужно развивать критическое мышление. Светофору однозначно верить))

6

Что такое критическое мышление, где им обзавестись и где взять факты и сравнительные объективные данные для анализа?

1

Вас в гугле забанили? Попробуйте с Алисой договориться)) Заодно узнаете про VPN

6

Вот и всё))
Кроме дизлаяков никто ни одного объективного источника назвать не смог, пусть даже закрытого или "выдвореного", по простой причине.

0

"Все врут"
Д-р Хаус. ))
Обьективных источников не бывает.Чтоб иметь более менее реальную картину,нужно анализировать информацию от разных источников,каждый из которых в чем то врет.

0

на самом деле - парадоксально!!, но в многих расейских СМИ пишут и правду, только надо уметь прочитать )) и, разумеется, обладать критическим мышлением

2

Ваша позиция сходна с заклинаниями любого гриши заотважного,который с пеной у рта требует неправильные сми закрыть,а неправильных журналистов посадить,потому что они делают неправильный мед,пардон,контент.
Только заотважные хотят людей силой лишить альтернативы,а вы предлагаете людям самим закрыть глазки и ушки.
Огорчительно,что вы держите людей за "народец",который не может отличить право от лево,но может потерять ум из за каких то пропогандонов. ))

10

Интересно с чего это человек, ездящий на неломающемся, технологичном, и комфортном, выжатом, обслуженном тольео оригиналом, старом сценике постоянно читает все статьи про лада гранту, знает все ее комплектации, цены и все ее изменения за весь период выпуска? Все таки несбыточная и несбывшаяся мечта?

0

Не, просто посмеяться люблю. А смешнее Гранты еще ничего не придумали.

0

ну это пока..
то ли еще будет!!

7

тебя не заставляют покупать голую Гранту за 10 кусков, народ и не бежит её покупать, потому что цена действительно не адекватная, надо подождать всем и цены будут вынуждены снижать

0

Ну вот опять мантра про "немного подождать". Сколько можно ждать? Ради чего нам ждать? И когда уже закончится период ожидания и начнется период человееческой жизни,как в цивилизованных странах?

0

Смотрел, от главреда серьёзного издания не ожидал такого. Так серьёзно нахваливать хлам из прошлого века, это уметь надо.

0

чего гадать
Реальная Ыканомика РБ сможет обеспечивать доход в 250-500 уе при нынешнем курсе-пока еще
( уже на семью)
Какие авто? авто станет доступным только для прослойки в 5-10%
остальные будут побираться и ждать, как Вася победы над марсианами)

0

Да будут и дальше белорусы покупать авто. Будут покупать на последнее, но будут покупать.
Усраться, но не поддаться.

0

- Когда ж уже будет хорошо? А?
- Так уже было...
- Когда? Что-то я не заметил..
- Ну вот, помнишь, 2 года назад говорили что все плохо?
- Ну да... было..
- Так вот тогда было хорошо...
- А чего ж ты мне не сказал? Я бы порадовался...
- Да я сам не знал...

4

В рашке думают растоможку отменить, так что не стоит лятеть покупать, стоит подождать, да и такси довольно дешовое счас чем машину иметь, чтобы просто 90% времени стояла, а не работала)

0

Да ничего хорошего не ждёт. Просто посмотрите статистику производства авто в мире. В РФ производство колом встало, а в Германии упало на треть в сравнении с 2019м. А ещё тут энергетический шок (производственная инфляция). Так что нет причин думать, что машины не подорожают. Тема с отменой пошлин оч сомнительная - после такого уже точно не будет смысла возобновлять производство.

4

Отмена растаможки в РФ это примерно как сейчас отменить въезные визы для европы на Донбасс

12

"..Да, они будут с пробегом 150-200 тыс. км, на них не будет гарантии, они сразу же потребуют некоторых вложений. Но при среднестатистических ежегодных пробегах 20-25 тыс. км в ближайшие несколько лет эти машины вряд ли будут требовать серьезного внимания и затрат..." - в этой фразе ключевое слово "вряд ли".. которое должно убедить человека не верить своим глазам и печальному опыту горемык, вляпавшиеся в покупку б\у корыт "классом выше" с скрученным пробегом 200тыс, а не скрученный реальный естественно ещё больше

1

Как показала практика- Талисман имеет меньше проблем чем Лохан, который во первых не безопасный, во вторых- не имеет дизельного двигателя с расходом 3 литра по трассе. Теперь топливо дорогое и если оно будет стоить доллар за литр- расход будет очень важен. К слову у пятилетней БМВ с разгоном 7 до 100 расход в городе 7 литров). Лоханы и Лохгурсы такие цифры выдадут если их сбросить с самолета.

6

опа, 3 литра расход по трассе, очередной рекорд, офигеть, дайте два. бмв 7 литрв в городе с динамикой 7 секунд. Двух тонная Тойота Сиена 7 в городе. Иникальное место беларусб и уникальные люди. запросто нарушаются законы физики и устанавливаются мировые рекорды экономичности

3

3,7 это паспорт. Но у нас нет автобанов и средняя скорость всего 90-100. На такой скорости расход 3-3,5

А по поводу БМВ я действительно обманул. Там расход не 7л а 5,2 в городе и 3,9 на трассе. 190 лошедей, автомат. Разгон 7 до сотни

Времена вазовского дерьма с расходом 12 литров в городе при 90 л.с. давно прошли.

8

3,7 паспорт, но вреальности 3-3,5? БМВ 5,2 в городе 3.9 трасса? я думал я от 7 литров в городе не сиене так давно не ржал, а тут такие хиты выдают. что ты делаешь, прекрати. пысы, прежде чем выдавать подобные глупые опусы, ты хотя бы загугли при каких условия указывается этот самый расход в городе и на трассе.

0

Отличительная особенность гибридов именно в низком расходе в городском цикле. Непонятно,что тебя смутило? Пасортный у нового рафа 41 миля на галлон. И это полноприводное авто. Почему у моноприводной сиены с аналогичной силовой установкой должно быть больше?

0

Рекламная чушь и паспортные данные никакого отношения не имеют к реальности. Повторю еще раз, гибрид не про экономичность, а про экологичность. А чушь про гибриды пишут люди которые весьма посредственны в теме автомобилей их устройства и принципа работы и методики измерения расхода топлива

2

Обычно я не за Джорджи, но тут ты реально чепуху какую то несёшь. Ты эти сказки про расход бабкам на лавочке рассказывай. Там с серьезными лицами твои исповеди выслушают и только среди них ты не будешь выглядеть дypa4ком

1

Будущее рынка новых автомобилей покрыто мраком неизвестности
По моему как раз все видно как на ладони. Новых машин не будет, или будут, но из ЕС, поставленные штучно, по серым каналам, в дальнем углу фуры с персиками. 90% автосалонов без стеснений будут выставлять БУшки в шоурумы.
Эта ситуация немного забустит рынок бу запчастей, а частные автосервисы будут конкурировать с тем что осталось от автодилеров.

5

Недостатка в авто б/у или новых не будет, достаточно посмотреть на многолетний в эмбарго и санкциях Иран(даже у нас собирали их авто)).
Сегодня никто не мешает, равно как в Смоленске, так и в Вильнюсе в автосалоне купить новый авто.

0

Ну,в смоленске как раз так мешает отсутствие этих самых авто. А покупку в Вильнюсе останавливает драконовская таежная расстаможка.

0

Автопошлины нужно убирать, хватит душить людей, лишая их мобильности.

Периферия вымирает и эмигрирует тк от места жительства нет норм транспортного доступа к благам цивилизации и к работе.

Если есть доступный транспорт, человеку проще решать здесь свои жизненные вопросы, а не уезжать навсегда.

10

ахахах, типа колдырь в колхозе, при отмене пошлин возмет где-то 10 тыс евро и купит себе свежевыжатую европейку и будет ездить в свой колхоз на работу и это именно то что ему не хватало для счастья?

1

Сельчанин просто поедет дальнобоить в ЕС, а по возвращению приобретет себе за 800 евро Пассат Б6, который тут стоит 7000$.

10

ты конечно молодец, что быстренько загуглил цену 15 летнего пассата б6 в 800 евро и как и все здесь быстренько испортил воздух информацией по первой открытой ссылке, даже не разобравшись в сути того что сам предоставил. нет за 800 евро пассатов в продаже на ходу и без проблем, средняя цена 2500-3000 евро и это все равно выжатый усосок который никому не нужен там в принципе и удача , если какой-то идиот его возмет.

0

За 3000 евро у нас только гольф 3 97 года можно купить. 3000 отличная цена для дизельного авто с автоматом. Купил не лучший вариант- можно продавать за 6 000- оторвут с руками у нас за такую цену.

4

Ты не раскидывал мозгами, что там эти помойки стоят 3000 евро, как раз по той причине что нет идиотов их покупать. Там бедные люди, в отличии от наших не раскидываются заработанными деньгами на всякий шрот.

1

Джорди истину глаголет...

  • Войти или создать профиль