Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Были внедорожники – стали кроссоверы. Почему так случилось и как это правильно называть?

42026 50

Фото из архива редакции и производителей

42026 50
Иван Кришкевич

Фото из архива редакции и производителей

Раньше было просто: такие автомобили называли внедорожниками. А затем понеслось: SUV, "паркетники", кроссоверы... Хаотичное использование определений привело к закономерному результату – все смешалось в кучу. Как теперь с этим разобраться?

Внедорожник или вседорожник?

Рамная конструкция, жесткие мосты, постоянный или принудительно подключаемый полный привод, понижающая передача и механические блокировки – таким рисуется образ классического внедорожника. Или вседорожника?

Споры по поводу того, как правильно называть подобные автомобили на русском языке, вспыхивают с завидным постоянством. Ведь некоторые готовы доказывать: само понятие "внедорожник" подразумевает, что такому транспортному средству на асфальте делать нечего, то есть так надо называть настоящие вездеходы. Другие парируют тем, что для подобной специальной техники как раз лучше подходит слово "вседорожник"… В английском языке для этого используется определение Sport Utility Vehicle (спортивный утилитарный автомобиль), что также довольно спорно, потому что какой "спорт" может ассоциироваться с классическими "проходимцами"? Разве что трофи-рейд.

В любом случае точного названия, как и строгого определения, для подобных автомобилей все равно не существует в силу разных подходов. И если раньше еще можно было обращаться к конструктивным особенностям, отличающим такую технику, то с каждым годом это делать все сложнее.

Это лет 40 назад внедорожник имел все перечисленные в самом начале признаки. А сейчас? Все больше производителей отказывается от рамы в ее классическом понимании, переходя на несущий кузов с мощными силовыми элементами в его нижней части. От рессорных и торсионных подвесок многие ушли еще в ХХ веке. Все меньше остается моделей с неразрезными мостами, потому что требования покупателей к ездовому комфорту и ходовым качествам на хороших дорогах и соответствующих скоростях стали выше. Поэтому независимые подвески, пружины и пневмобаллоны уже норма для многих внедорожников. Хорошим примером трансформации является семейство Mitsubishi Pajero, в частности, третье поколение, которое кардинально отличалось от предшественников.

С трансмиссией тоже все неоднозначно. Начнем с того, что во все времена были модели, имевшие версии с приводом только на задние колеса (Jeep Cherokee, Suzuki Grand Vitara, Great Wall Hover H3). Постоянный полный привод в этом сегменте используется лишь некоторыми производителями (например, модели Land Rover, некоторые модификации классического Mercedes Gelandewagen).

И если все те же лет 40 назад доминирующей в этом сегменте была схема Part Time с постоянным приводом на задние колеса и жестко подключаемым передним мостом, то сейчас она остается для начальных версий и самых недорогих моделей, в то время как более дорогие имеют межосевой дифференциал, что позволяет подключать полный привод, в том числе и на асфальте. Лучший пример – Super Select на моделях Mitsubishi.

Механические межколесные блокировки, автоматические или принудительные, остаются для избранных моделей, ведь современная страхующая электроника научилась эффективно имитировать их работу. Понижающая передача также остается на моделях, которые позиционируются как серьезные внедорожники. Но таких, повторимся, с каждым годом все меньше.

И тут появились "паркетники"

Изначально внедорожники разрабатывались как транспорт для армии и спецслужб. Затем ими заинтересовались "частники" – охотники и рыбаки, поклонники активного образа жизни. Им был нужен практичный универсальный автомобиль повышенной проходимости. А с низким уровнем комфорта и ходовых качеств на хороших дорогах можно было мириться, пока не появились новые вариации полноприводников.

В конце 1970-х СССР удивил "Нивой" – компактным внедорожником с несущим кузовом и практически легковыми комфортом и управляемостью (по стандартам тех лет они были действительно на достаточно высоком уровне). Но и рынку, и производителям потребовалось немало времени, чтобы прийти к моделям, которые у нас начали называть "паркетниками". Конечно, из-за их более скромных внедорожных качеств.

Классические примеры из 1990-х – первые поколения Toyota RAV4 и Honda CR-V, позже – Land Rover Freelander, BMW X5 и иже с ними. Suzuki Grand Vitara и Kia Sportage первых генераций, несмотря на их городскую внешность, имели и раму, и подключаемый полный привод. Но их наследники избавились от этих рудиментов и превратились в то, что сейчас принято называть кроссоверами.

Собственно говоря, по этому пути пошли многие модели внедорожников. Производители просто сместили баланс их качеств в сторону комфорта, экономичности и активной безопасности, отчасти пожертвовав проходимостью и выносливостью. Зато модели прибавили в универсальности и практичности, снизился уровень эксплуатационных расходов. В самом деле, если вы больше ездите по городу, чем по бездорожью, зачем вам рама, блокировки и жесткие мосты на рессорах? А в редкие моменты съезда с асфальта полный привод и увеличенный дорожный просвет у вас будут.

Назовем это кроссовером

В какой-то момент подобные модели начали называть кроссоверами (английский аналог – Crossover Utility Vehicle). Проблема в том, что это определение стали клеить ко всем подряд автомобилям, начиная с универсалов повышенной проходимости (Subaru Outback, Audi Allroad, Volvo XC70) и заканчивая моделями, которые вполне могли бы претендовать на звание внедорожников (например, Volkswagen Touareg в первом поколении по умолчанию имел понижающую передачу и блокировку центрального дифференциала, а во втором предлагал это в составе опционного пакета Terrain Tech).

Более того, в кроссоверы записали даже универсалы и хэтчбеки с безальтернативно передним приводом, но увеличенным дорожным просветом и пластиковым обвесом (типичные примеры – Peugeot 2008 и 3008, Citroёn C3 Aircross и C4 Aircross). И тем самым понизили планку сегмента!

Но повторимся: нигде черным по белому не написано, что кроссовер – это обязательно автомобиль с полным приводом и увеличенным дорожным просветом. Более того, если изучить существующие определения и описания термина, увидим, что слово cross означает не столько пересеченную местность, сколько пересечение классов. Самым логичным видится гибрид универсала и внедорожника – и тогда самыми типичными моделями можно было бы назвать те же Subaru Outback и Chrysler Pacifica.

И как теперь это систематизировать?

На самом деле уже давно применяется классификация подобных моделей в привязке к их размерам (например, SUV-B, SUV-C и так далее), при этом никаких жестких требований к наличию полного привода или увеличенного дорожного просвета не существует.

По большому счету позиционирование моделей с точки зрения маркетинга отдано на откуп производителям. Они сами определяют, как именно свое очередное детище называть, кроссовером, внедорожником или универсалом, соответственно – в какую конкурентную среду их отправлять.  

В любом случае модели с внушительным арсеналом средств для оффроуда (понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала, межколесные блокировки) по-прежнему принято называть внедорожниками. Сюда следует относить Toyota Land Cruiser / Prado, Mitsubishi Pajero Sport, Mercedes G-class и GL, Nissan Patrol, крупныe модели Land Rover и т.д.

Остальные модели – с несущим кузовом, моноприводом или полноприводной трансмиссией, реализованной при помощи муфты, без демультипликатора, но с дорожным просветом, большим, чем у обычной легковой модели, уже принято относить к кроссоверам.

А вскоре это, возможно, вообще будет излишним. Если автопроизводители полностью перейдут на электротягу, то такие понятия, как понижающая передача и механические блокировки, и вовсе могут уйти в прошлое. А вот мощная рама, внутри которой будет храниться тяговая батарея, наоборот, останется.

Кроссоверы, внедорожники и вседорожники – все это можно найти в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
50 комментариев
12

Я не понимаю моды на кроссоверы. На б.у. рынке бюджетный паркетник может стоить, как седан или универсал премиум класса. При этом не едет, не рулится, сидишь как на унитазе, расход больше. Зато кроссовер. При этом у 90 процентов эксплуатация только город.
Если людям нравится покупать кильку по цене красной рыбы - это их выбор.

8

"Раньше было проще: говорили джипы или уазики. "
Иван...немного неправильно Вы статью начали...Мерс уже давно все придумал...есть Гелендваген...и остальные автомобили)))....

0

Там даже более интересная история. В 1907 году Даймлер выпускает специальную машину для Бернхарда Дернбурга, директора германских колоний в Африке. Его так и назвали - Дернбург ваген.) Вот он имел постоянный полный привод. Одно время его даже хотели выпускать в России.

7

Все давно придумала Тойота: Land Cruiser 70.

0

Начала выпуска:
LC70-1984 г
Гелендваген W460-1979 г
Нива-1977 г.
Ведущий конструктор Нивы-
Петр Прусов из д.Зубки Лиозненского р-на Витебской обл.

0

Там где "расстреляли?)

0

Почему тогда "джип?)

30

Немецкие полноприводные кроссоверы и джипы в топовых комплектациях - лучшие!Потом за ними идут британские авто.Остальное так себе,бюджетки.

1

В это время американские настоящие Джипы - Подержи мое пиво))

1

Как-то не скрепно. А как же аналоговнет тазы и китайские братушечки? Неужели они уступают во всем вражеским Германиям и Великобританиям?

0

Автожурнал нашел в сарае?)))

0

Ну, начало статьи- это вообще для журнала по филологии. Длинные выходные продолжаются, с внутренней дрожью жду завтрашние статьи.
((

12

Я не понимаю моды на кроссоверы. На б.у. рынке бюджетный паркетник может стоить, как седан или универсал премиум класса. При этом не едет, не рулится, сидишь как на унитазе, расход больше. Зато кроссовер. При этом у 90 процентов эксплуатация только город.
Если людям нравится покупать кильку по цене красной рыбы - это их выбор.

12

А вот что значит фраза: не едет, не рулится? Это по сравнению с какими машинами? Рав4 чем отличается от короллы по этим показателям? Спортейдж от Оптима? Тигуан от Гольфа? Нива от Весты? X3/X5 от тройки/ пятёрки?
Вы действительно рассматриваете все эти машины, как драйверские?
Есть конкретно спортивные машины, а все остальные в разной степени одинаковые. Секунда другая в ту или иную сторону в городе пофиг.

8

Тигуан туран и Гольф отличаются очень сильно и рулятся по разному хоть платформа одна.
Был у меня туран, остался не доволен. Рулится плохо, жрет много. После сотни не едет. Багажника нет. Тигуан это тот-же туран только хуже.
Сейчас седан, езжу, радуюсь.

4

Седан вам понравился больше Турана ?))) Вы не шутите ?))

4

Ну а почему седан не может нравиться больше минивэна ? Что здесь удивительного ? Не каждому и нужна малосимпатичная однообъёмность .

4

Я так понял, что на хорошем Туране вы не ездили ?)) Если вы с Поло седаном будете сравнивать , лучше не надо ))Или с "Рапидой" )))

3

Ну блин, уж точно Туран не хуже гольф седанов)))

1

Рулиться Туран хуже на столько на сколько он выше Гольфа жрет больше на столько на сколько он тяжелее Гольфа по объему багажника в пятиместном варианте это 695л вряд-ли ваш седан похвастаться большими цифрами( владел Гольфом и Тураном) . Каждый автомобиль покупается под определённые задачи.

0

Понятно из твоих слов одно, ни какого Тигуана и Турана у тебя не было.
И ездиш на гольфе 2д, который отдал дедушка, покуда соберёшь денег на топовый Бэ 3

1

Вы хоть на чем то из вами описанного реально ездили то, хоть.раз ?))))

4

а я согласен, по большей части просто мода

7

Как раз посадка-высадка более удобная в кроссовере. Как и посадка в кресле. Почему-то многие владельцы седанов-универсалов воображают себя спиди-гонщиками и ездять полулежа, как гонщики F1. Только гонщики F1 ездят полулежа банально потому, что им некуда девать ноги, кроме как под носовой обтекатель.

8

Есть еще категория людей - для которых есть другие развлечения - не только поездка в гипермаркет. Это и путешествия, рыбалка, поездка в лес за грибами. Да и элементарно наехать на бордюр или проехать снежный занос. Вот такие люди и покупают кроссоверы.

2

Сколько езжу в лес и на рыбалку, практически не встречал кроссоверов там))) не, серьезно.

0

Потому что седаны туда не доезжают в принципе и стоят вдоль дороги на обочине

0

Просто к большинству водоемов РБ сегодня можно подъехать на обычной машине,а дальше- на моторке.

5

люди платят за исполнения наивной детской мечты "мой джып какого нет у соседа с седаном", это и называется "кроссовер". Хотя исполнение мечты "папа купит мне козу" принесло бы им больше удовлетворения за меньшие деньги.

1

Есть такое слово -ПОНТЫ!)))

4

слышать "не едет и не рулится" от человека который рассматривает рынок б/у автомобилей очень забавно... А ну как расскажите про свой едущий и рулящийся некроавтопарк?)
Разочарую вас, но кроссоверы давно уже научили ехать и рулится как большая часть пузотерок.

0

1. Нет понятия премиум класса и бюджетного.
2. Можете показать где кроссовер в бюджетной версии стоит столько же как и седан или универсал премиум марки сопоставимого года и пробега?

3

Мода. Всё проходит. И эти ботиночки со временем уступят популярность. Главное что? Чтобы покупатель , пусть даже не отдавая себя отчёт - зачем такое ему, хотел купить ЭТО.

1

уже случилось, для продвинутых модно стало иметь электричку, а мечте о рамном внедорожнике это направление перпендикулярно.

0

Рынок всегда подстраивается под реалии. Сеть дорог за последние десятилетия расширяется, инфраструктура улучшается, рамные внедорожники попросту стали не нужны, так как их потенциал банально негде применять. Естественно речь про нормальные развитые страны, которые являются производителями и рынками сбыта авто. Рамные внедорожники никуда не ушли, просто перешли в группу спецтранспорта и выпускаются относительно небольшими партиями для определенных задач.

2

рамные внедорожники практически никому не нужны, если бы не сакральные камлания фанатов и журналистов автоизданий мы бы знали о них ровно столько, сколько о моделях тракторов Джондир.

4

Если бы покатались по РФ , то LC или LC prado вы бы видели на дороге больше чем Мерседесов в РБ , и то что вы считаете ненужностью и забытостью там мечта и признак сложившейся жизни , так что не будет так котегоричны

2

знаю одного состоявшегося, на новом Патроле приезжает из москвы к бабке, с потом спит в нем, чтобы местные варвары не угнали..

1

Каско? Не, не слышал. Сказочники, такие сказочники.

0

Каска да еще с выездом зарубеж денег стоит немалых, плюс экологический охрененный, а если на рамном бензине к бабушке по две тысячи км наяривать, то состоявшиеся олигархи тоже плачут от безденежья.

0

И в каком месте рама у нового патрола?)))

1

'рамные внедорожники попросту стали не нужны' - как сказать в России такие авто уже 'культ' , и востребованны они будут ещё 100 лет вперёд

0

Так в россии проще выпускать "буханки"и шнивы, чем дорогами заниматься в глуши)))

1

трудно совместить европейскую, американскую, китайскую и совково-колхозную систематизацию в одну стройную и непротиворечивую систему.

0

Почти невозможно )))
"Бухалка", как "суперпроходимец", вам будет предъявлена моментально )))
А то что это конкретное неудобное рожно с нулевой безопасностью, вам скажут :"А найди дишевше !?"

2

УАЗ 452 буханка по безопасности это смерть водителю в лобовом столкновении. С 1965 не могли изменить конструкцию. Есть в инете фанаты европейцы. Принцип "Найди дешевле". Переоборудуют немцы в бюджетные автодома для путешествий ( DW о путешествующей семейной паре). Есть фирмы, доводящие это чудо советского автопрома до уровня Евро 5. Есть на YouTube ролики о немецкой семье Гризбах, променявшей п.м.ж. Меркель на Путина. Этой семье россияне собрали в сетях недостающие деньги на УАЗ 452. Глава семьи грезил и мечтал во снах о УАЗ 452, аж глаза горели, когда покупал. Как пели когда-то ABBA: "I have a dream"
Я же бы выбрал себе из всего ряда классическую НИВУ с разблокировкой дифференциациала и понижающими передачами.

0

'Я же бы выбрал себе из всего ряда классическую НИВУ с разблокировкой дифференциациала и понижающими передачами.'- видимо исключительно из финансовых возможностей , или есть ещё какой аргумент ? Ничего не имею против НИВЫ , за свои бабки это хороший вариант , сам когда то рассматривал купить новую когда на селе работал , но из всего выше описанного в статье ряда , это самый шлак , имея бабки и желая купить табуретку тот же дефендер лучший 'УАЗик' или CL100тка в ранге комфорт , гелик стоит нереально это для бАгАтых , а буханка для РуссЛэндДримТим это для них ещё прекрасно , поливают особенно по посёлкам да деревням , для рос.почны это вообще основной транспорт

0

Согласен на 100%! Но он сейчас в самом дефиците )). Были с другом на Серова, он хотел купить, всё распродано, заказал, в течении месяца привезти обещали.

0

ну дак и когда появится разделение в ваших каталогах, а то хочешь найти рамник с мостами а приходится рыться во всяком...

0

Когда в голове возникает мысль "все идиоты кроме меня",следует остановиться и подумать ещё раз.Если не ушла,пишем комментарий о тотальном преимуществе седанов\джипов\минивэнов\нив\(любой другой класс) над всеми остальными.

0

Дилеры Лады всё, что с приставкой "Cross" продают, как "внедорожник". Я один только это заметил (прочитал)? Единственный критерий, чем они аргументируют - увеличенный дорожный просвет.

  • Войти или создать профиль