Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Льготы не вечны. Чем обернется возврат ввозных пошлин на электромобили

15223 13

Недавно стало известно, что Беларусь и другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не планируют продлевать льготы на ввоз электромобилей. Автобизнес разбирался, сколько нужно будет платить, а также как это может повлиять на популярность "электричек" в нашей стране.

Пошлину повышают, нулевой НДС остается

О том, что с 1 января 2022 года при ввозе электромобилей нужно будет уплачивать ввозную пошлину, было известно сразу после того, как 16 марта 2020 года ​Совет ЕЭК принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины на электрокары, – она действует до 31 декабря 2021 года. 20 мая Евразийская экономическая комиссия, по сути, лишь напомнила о сроках действия документа, а также озвучила размер пошлины, которую придется платить по окончании льготного периода, – 15% с 2022 года.

Тем не менее возвращение пошлины сложно назвать каким-то непреодолимым препятствием на пути ввоза такой техники, по крайней мере если речь идет конкретно про Беларусь. Дело в том, что в нашей стране помимо нулевой ввозной пошлины с 15 июня 2020 года применяется нулевая ставка НДС при ввозе электрокаров для личного пользования. Согласно указу "О стимулировании использования электромобилей" эта норма будет действовать до 31 декабря 2025 года.

При этом в России льгот по НДС нет. Именно по данной причине часть "электричек", которая оседает у восточных соседей, попадает туда через Беларусь с использованием "вешалок". Информация о действии такой схемы уже не раз появлялась в белорусских СМИ. Автобизнес подробно рассказывал, чем для белорусов может закончиться подобная попытка заработать. 

Льготы есть, но они не будут вечными

Указ "О стимулировании использования электромобилей" предусматривает еще несколько послаблений, например, освобождение владельцев электрокаров от уплаты дорожного налога и платы за парковку в специально отведенных местах. Эти льготы также должны действовать до 31 декабря 2025 года.

Помочь сэкономить на ввозе "электрички" может и 140-й указ, позволяющий некоторым категориям граждан уплачивать таможенную пошлину в размере 50%. Иными словами, при растаможке электромобиля на льготника пошлина составить не 15% таможенной стоимости, а всего 7,5%.

Выходит, что растаможка электрокара стоимостью 10.000$ с 1 января 2022 года будет обходиться в 1500$ для тех, кто не имеет льгот, и в 750$ для льготников. Кроме того, к сумме таможенных платежей необходимо добавить утилизационный сбор и плату за таможенное оформление – эти расходы есть и сейчас.

Как видим, по сравнению с той же Россией, где помимо пошлины будут взимать и НДС, в Беларуси условия для ввоза электротранспорта куда более привлекательные. Однако не стоит забывать, что льготы для популяризации электромобилей все же носят временный характер. Как показывает опыт других стран, бесконечно стимулировать население к покупке "электричек" никто не собирается.

Например, в Украине можно ввозить электрокары без уплаты пошлин и НДС до 31 декабря 2022 года. Украинцы платят лишь акциз, который установлен в размере 1 евро за 1 кВт*ч емкости электрического аккумулятора. Будет этот период продлен или нет, пока неизвестно. Урезают льготы и в самой электрифицированной стране мира Норвегии. Например, в Осло уже ограничили использование электрокарами рядов, предназначенных для городского общественного транспорта. С начала 2019 года владельцев "электричек" в Норвегии обязали платить за передвижение по платным дорогам: сперва 50%, но сумма сбора будет увеличиваться в течение следующих 5 лет. Правительство Норвегии хоть и намерено к 2025 году полностью отказаться от машин с ДВС, но все же признает, что рано или поздно льготы для электромобилистов будут сокращены, а значит, владеть "электричкой" будет уже не так выгодно.

Наш вердикт

Вероятнее всего, новость о том, что нулевые ставки не будут продлены, подтолкнет некоторых автолюбителей поспешить с пригоном электрокара. Однако это вряд ли сможет вызвать какой-либо серьезный ажиотаж. Как и не стоит ожидать, что после 1 января 2022 года поток "электричек" в Беларусь иссякнет. Этому есть ряд объяснений: в стране по-прежнему будет действовать нулевой НДС при ввозе электромобилей для личного пользования, а в довесок есть 140-й указ, позволяющий растаможивать машины со скидкой 50%. 

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/220858_1_350.jpg?v=1622015524
Пожалуйста, подождите...