"Входить в этот бизнес сейчас смысла нет". Как чувствуют себя продавцы автозапчастей этой весной

27512 10

В условиях пандемии и связанных с ней финансовых проблем люди стремятся к максимальной экономии, в том числе и на ремонте автомобилей. Автобизнес поинтересовался у специалистов, насколько негативным оказалось влияние этих событий на продажи автозапчастей и помогла ли отвязка пошлины от техосмотра улучшить ситуацию.

"Владельцы относительно новых автомобилей выбирают что подешевле"

В середине буднего дня в торговых центрах по продаже запчастей немноголюдно. В рядах первых этажей можно было заметить нескольких покупателей, периодически кто-то выходил из центра с небольшой коробочкой в руке. На этажах выше людей почти не было, можно заметить немало пустующих павильонов.

"Когда отвязали пошлину от техосмотра, количество покупателей увеличилось, в основном начали больше приобретать огнетушители, аптечки и знаки аварийной остановки, – рассказал один из предпринимателей. – По запчастям тоже было заметно – вырос спрос на части тормозной системы, в частности тросики ручника. Коронавирус и скачки курсов валют в прошлом году повлияли негативно – стоимость запчастей стала расти. Но это все не так заметно на фоне другой проблемы. Мелких предпринимателей значительно подавляют крупные игроки и интернет-магазины, которые снижают стоимость автозапчастей и берут оборотами. Они продают запчасти с минимальной наценкой, которая для мелкого бизнесмена невыгодна, так как не позволит покрыть расходы. То есть, по моему мнению, мелкому бизнесу осталось немного, со временем останутся крупные игроки и интернет-магазины".

Все продавцы автозапчастей отметили значительное уменьшение продаж через точку и рост количества клиентов в интернете.

"Я не могу сказать, что COVID сильно опустил продажи, скорее все перешло в интернет-плоскость, – поделился наблюдениями один из продавцов крупного магазина. – Если фирма небольшая и у нее нет возможности принять заказ в интернете и осуществить доставку, дела будут идти все хуже. Например, у нас продажи в интернете растут, а продажи через точку на рынке за несколько лет упали практически в два раза. Поэтому в конечном счете останутся те фирмы, которые вкладывают средства именно в продвижение. Клиенты на рынках, конечно, еще есть, но их меньшинство".

В целом, по словам сотрудников небольших точек, падает как количество продаж, так и стоимость приобретаемых запчастей. Кроме того, из-за роста стоимости запчастей им приходится снижать наценку, чтобы не терять клиентов и выглядеть конкурентными по сравнению с соседями и крупными магазинами.

"Сейчас все спрашивают запчасти подешевле, ищут минимальную стоимость, поэтому в ходу "китай". Некоторые покупатели приходят на рынок, чтобы прицениться, а потом заказывают запчасть в интернете, потому что там будет дешевле. Другие могут купить на рынке, но перед этим обойдут всех продавцов, чтобы найти минимальную стоимость.

Идет переориентировка рынка, многие покупают запчасти с московских складов, потому что они оказываются дешевле на 15-20 процентов. Но надо разделять тех клиентов, которые пришли сюда за запчастью, чтобы поставить ее самостоятельно, и тех, кто пришел с СТО. Первые ищут выгоду. Если же человек ремонтирует машину на СТО и за комплектующими приезжает сам или это делает мастер, выбор будет другой. Специалист обычно рекомендует клиенту брать хорошие детали, так как дает гарантию на свои услуги и не хочет, чтобы тот вернулся в ближайшее время с этой же проблемой".

По словам продавцов, основная часть клиентов сейчас ищет детали на машины 1995-2005 годов выпуска.

"Машин старше сейчас практически нет. Поставщики запчастей понимают, что их мало, и отчасти стимулируют их уход. Но совсем они не исчезли, и то, в каком состоянии они сейчас, зависит от владельца. Есть люди, которые принципиально берут только оригинальные детали и масло, – у них машина может быть в идеальном состоянии. А вот владельцы относительно новых автомобилей, которые у нас в стране чаще приобретаются в кредит, выбирают что подешевле. К слову, снижение количества клиентов может быть связано отчасти с обновлением автопарка, то есть, когда кредитные "бюджетники" потребуют ремонта, продажи запчастей будут расти".

В целом продавцы автозапчастей считают, что мелким ИП, которые не представляют свой бизнес в интернете, работать будет все труднее. По их мнению, в ближайшее время на рынках останутся только крупные компании, интернет-магазины и те предприниматели, у которых есть база клиентов. Входить же в бизнес сейчас не самое лучшее время – мелкий продавец не сможет конкурировать с крупными фирмами ни по ценам, ни по ассортименту.

"Если бы сейчас был выбор, занялся бы чем-то другим"

В небольших городах, таких как Борисов, влияние крупных площадок и интернета ощущается в меньшей степени, однако падение спроса на автозапчасти заметно и там. В целом тенденции те же, что и в Минске, – идет постепенное снижение продаж, связанное с падением доходов населения.

"Последние годы очень чувствуется, что у людей нет денег: основной поток клиентов наблюдаем в течение нескольких дней после зарплаты и аванса, – рассказывает один из продавцов на местном рынке. – Заметно в нашем городе и глобальное обновление автопарка – у нас много новых Renault, Volkswagen Polo, Lada, многие берут машины в кредит. По ним пока мало что спрашивают, но интерес к запчастям уже просыпается. Поэтому в будущем я планирую переходить на запчасти для машин посвежее. Пока же основной спрос – на детали для машин с 1995 по 2005 годы".

Когда автомобилисты начали массово проходить техосмотр, спрос на запчасти несколько вырос. В основном покупателей, как и в Минске, интересовали тросы ручника, тормозные колодки, диски, тормозные шланги и краска в баллончиках. Сейчас ремонтный ажиотаж снизился. Что касается заработков, то в Борисове основную конкуренцию авторынку составляют магазины, которые открыты по всему городу.

"Магазины сейчас на каждом углу, людям очень удобно сделать там заказ и получить его в тот же день, не отходя далеко от дома. Что касается интернета, у нас еще немало людей, которые не понимают и боятся такого способа покупки, есть привычка прийти на рынок, потрогать, сравнить запчасть со своей", – говорит продавец.

Что касается цен, ситуация аналогична минской: по информации продавцов, 90% покупателей просят самое дешевое, около 7% – среднее по стоимости, не больше 3% выбирают только оригинальные дорогие запчасти. Поэтому продавцы снижают наценку, чтобы удержать покупателей. Но те, кто работает на рынке давно, уходить пока не собираются.

"В целом зарплата у меня выходит на уровне, как если бы я устроился куда-то работать водителем. Поэтому менять место работы не вижу смысла. По сути, выхода особо нет – у меня лежит товар, в который вложены деньги, резко продать его не получится, а складировать в гараже не вариант. Но если бы мне сейчас пришлось все начинать с нуля, запчастями я бы не занимался", – рассказал предприниматель.

"Месяцы ковида были для нас сложными, как и для любой другой компании"

О том, как события последних лет сказались на крупных игроках рынка автозапчастей, мы поговорили с заместителем коммерческого директора компании Motorland Владимиром Белко:

"Пандемия в прошлом году повлияла на продажи автозапчастей. Три весенних месяца 2020 года покупателей было мало, но в июне и июле спрос начал увеличиваться и на сегодняшний день восстановился до объемов 2019 года. В этом году был заметен всплеск активности весной, но сложно сказать, связано это в большей степени с массовым прохождением техосмотра или это сезонное оживление. Техосмотр, конечно, оказал определенное влияние на спрос, это заметно по виду запчастей – увеличился спрос на детали тормозной системы, подвески, то есть те, которые непосредственно нужны для успешного прохождения линии.

В большей степени COVID сказался на стоимости запчастей – цены на машины выросли, их стало сложнее купить. Сейчас есть проблема с автомобилями премиум-класса, так как их стоимость подросла, они стали дороже в закупке, то есть их стало менее рентабельно привозить.

Последние годы мы замечаем, что покупательная способность населения снижается, люди предпочитают запчасти подешевле. Мы стараемся адаптироваться под эти условия, не повышать цены и предлагаем клиентам запчасти хорошего качества по минимально возможной стоимости. Независимо от ситуации, которая происходит на рынке, мы стараемся предложить конкурентное качество, сервис и стоимость запчастей. Месяцы начала пандемии в Беларуси были для нас сложными, как и для любой другой компании.

Основной ассортимент у нас – запчасти на 10-15-летние авто. Автомобили старше сложно найти в Европе, но если мы такие находим, то привозим. Также мы стали продавать запчасти для электромобилей и гибридов: Nissan Leaf, Toyota Prius, Chevrolet Volt. Здесь одной из самых популярных позиций является батарея.

В целом тенденция в продажах автозапчастей такова: покупатели уходят в интернет, пользуются доставкой, и мы стараемся двигаться в этом направлении. Также стараемся повышать уровень сервиса – основная часть покупателей обращается к нам по телефону за консультацией, наши специалисты готовы ответить на вопросы".

Самый популярный автомобиль – Volkswagen Passat, а чаще всего ищут двигатели

Мы проанализировали запросы покупателей по поиску запчастей на ресурсе Bamper.by. За основу взяли цифры за март и апрель последних трех лет – относительно спокойного 2019-го, в начале пандемии 2020-го и 2021-го, когда спрос на услуги техосмотра был еще велик.

По сравнению с 2019 годом спрос на запчасти в марте и апреле 2020-го вырос на 16%. В 2021 году по сравнению с 2020-м показатель увеличился почти на 70%. Однако, как прокомментировали в администрации сайта, эти цифры говорят не только о том, что вырос интерес покупателей к б/у запчастям в целом и конкретным деталям в частности, – все больше и больше покупателей ищут и приобретают запчасти в интернете.

За последние три года список самых популярных марок и моделей на сайте существенно не менялся. Со значительным отрывом от других пользователи больше всего интересуются запчастями на автомобили Volkswagen. В целом топ-10 марок автомобилей, на которые искали запчасти через ресурс, выглядит следующим образом:

 

2019

2020

2021

1

Volkswagen

Volkswagen

Volkswagen

2

Renault

Renault

Renault

3

Opel

Audi

Mercedes

4

Peugeot

Mercedes

Audi

5

Audi

BMW

BMW

6

Mercedes

Peugeot

Opel

7

Ford

Opel

Peugeot

8

BMW

Ford

Ford

9

Citroen

Citroen

Citroen

10

Nissan

Toyota

Toyota

Что касается моделей, топ-10 эти три года тоже существенно не менялся и выглядел так:

 

2019

2020

2021

1

Passat

Passat

Passat

2

A6

A6

A6

3

Golf

Golf

Golf

4

Astra

Astra

Astra

5

Laguna

Transporter

Sprinter

6

Scenic

Laguna

Transporter

7

406

A4

Scenic

8

Vectra

Sprinter

A4

9

C5

Scenic

Laguna

10

Transporter

Vectra

Vectra

Чаще всего владельцы авто ищут двигатели – в 2019 году таким выбором было озадачено 7,4% пользователей Bamper.by. На втором месте – передний бампер, которым интересовались 2,5% пользователей. Тройку лидеров замыкает механическая коробка передач – 2,2% пользователей. Также в десятку лидеров 2019 года вошли кузовные детали: крышка багажника, капот, переднее левое крыло, а также форсунки, рулевая рейка, литые диски и фары.

В марте – апреле 2020 и 2021 годов первые две позиции остались неизменными, а на третьем месте оказались литые диски – интерес к ним проявило 2,2% пользователей в 2020-м и 2% пользователей в 2021-м.

Что касается первой позиции – двигателя, его покупкой интересовалось 6,7% пользователей в 2020 году и 5,6% в 2021-м. При этом в количественном отношении цифры увеличились: в 2020 году рост интереса к покупке двигателя составил 4% по сравнению с 2019-м, а в 2021 году по сравнению с 2020-м – почти 42%. Однако это связано не только с повышением интереса к "бэушным" моторам, но и с растущим числом пользователей сайта.

В указанные периоды наибольшим спросом пользовались запчасти на автомобили 1998-2008 годов выпуска. Причем к запчастям на авто, выпущенные в 2003 году, все это время интерес был самым большим.

При этом, как говорили нам продавцы автозапчастей, в нынешнем году вырос интерес к деталям, связанным с тормозной системой и стояночным тормозом. По статистике Bamper.by видно, что в нынешнем году резко возрос интерес к тросам ручника – рост обращений по этой позиции составил 205%, тогда как по большинству наименований интерес увеличился примерно на 50-70%.

Еще один интересный момент: пользователи сайта все больше интересуются запчастями на электромобили. Например, запросы по деталям для Tesla в нынешнем году по сравнению с предыдущим выросли в 27 раз, а в 2020-м по сравнению с 2019-м – в 24 раза. Интерес к запчастям для Nissan Leaf вырос в 2020 году по сравнению с 2019-м в 14 раз, а в 2021 году по сравнению с 2020-м – в 5 раз, притом что с каждым годом количество запчастей и позиций для электромобилей становится больше.

Наш вердикт

Несмотря на пустующие авторынки, торговля запчастями никуда не исчезает – автомобилей в стране по-прежнему много, люди вынуждены их ремонтировать. Судя по отзывам владельцев торговых точек, белорусы никогда не были щедрыми при обслуживании личного транспорта, а сейчас и вовсе перешли в режим экономии. Торговля новыми запчастями все больше уходит в интернет, на площадки и в магазины с большим ассортиментом и доставкой, либо запчасти заказываются по телефону.

Большая часть продаж б/у запчастей тоже уходит в онлайн. Потребители стремятся тратить меньше своего времени и стараются найти наиболее выгодный по цене вариант, а уже потом ехать за покупкой или заказывать доставку домой или на СТО. Причем процентное отношение заказа доставки к прямым покупкам постоянно растет, и это касается не только Минска, но и регионов Беларуси.

Запчасти для легковых/грузовых машин и мотоциклов в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/220670_1_350.jpg?v=1621247344
Пожалуйста, подождите...