Обреченные на "серость". Почему "перекупам" сложно легализовать свой бизнес

40076 100

"Автокомисов" и компаний, предоставляющих услуги по подбору и пригону авто из ЕС и США, становится все больше. Это наталкивает на мысль, что автомобильный бизнес в Беларуси обретает цивилизованный вид. 

Однако некоторые "перекупы" так и не выходят из "тени". Автобизнес разбирался, почему так происходит и насколько реально легально заниматься перепродажей авто внутри страны.

Налоги, налоги, налоги...

Во время общения с "перекупами" нередко можно услышать, что они не прочь легализовать свое занятие, если бы это было просто. Что же, давайте разбираться.

Начнем с того, что покупать и продавать подержанные машины можно абсолютно легальным способом. Для того чтобы "перекуп" стал бизнесменом, ему необходимо стать индивидуальным предпринимателем. Этот этап самый простой и понятный, а вот дальше все становится интереснее.

После регистрации ИП вам нужно определиться с системой налогообложения:

упрощенная система налогообложения (УСН). Здесь все максимально просто: сумма вашего налога – 5% оборота. Однако в вопросах ведения бухгалтерии "упрощенка" не самый лучший вариант для тех, кто собирается торговать автомобилями. Например, вы купили автомобиль за 4000$, довели его до ума, потратив на это еще 500. Машина обошлась вам в 4500$, продали вы ее за 5000. "Грязными" до уплаты налога ваш заработок составит 500$, после - 250, поскольку при работе по УСН вы платите 5% суммы, за которую был продан товар. При этом 5% суммы нужно перечислить, даже если фактически продали товар себе в убыток. Взяли авто за 4000$, “попали” на ремонт за 1000, продали за 5000$ – все равно будьте добры внести в казну 5% суммы продажи;

общая система налогообложения. ИП платит 16% суммы дохода за вычетом расходов. На примере той же машины, приобретенной за 4000$, отремонтированной на 500 и проданной за 5000$, выходит, что сумма налога составит 80$. 

Вроде бы выгоднее, но и тут есть важный нюанс – расходы должны быть подтверждены и юридически правильно оформлены. То есть деньги, потраченные на ремонт машины у “дяди Васи” из гаража и запчасти с рук в расходы не войдут. Но даже в таком случае выгоднее заплатить 16% с 1000$, чем 5% c 5000$;

единый налог. Ставка зависит от населенного пункта, где проживает ИП. В Минске это 462 руб., в областных центрах – 402 руб., в крупных райцентрах – 335, в остальных местах – 315 руб. в месяц. Сумма может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Подробно ознакомиться со ставками единого налога можно по ссылке

Первый минус единого налога в том, что его нужно платить заранее. Если вы за какой-то месяц не продадите ни одного авто, налог возврату не подлежит. Второй нюанс, который вряд ли будет ощутим, – при использовании данной системы налогообложения вы не можете работать с юридическими лицами. 

Нужно понимать, что есть ограничения по сумме оборота. Превысили – доплачивайте 5% за сумму, превышающую ставку налога, умноженную на 40. Например, если ставка единого налога в вашем населенном пункте составляет 402 руб., то сумма месячного оборота не должна превышать 16.080 рублей. 

Если же вы, например, реализуете товары на 20.000 руб., то кроме единого налога, уплаченного ранее, вам придется доплатить 5% суммы превышения. В нашем примере разница составляет 3920 руб., то есть к 402 руб. налога добавится еще 196. В итоге при продаже одного или более авто на сумму 20.000 рублей (около 7700$) в казну уйдет 598 рублей (около 230$). Сумма дохода или убытков не имеет значения. 

Выходит, что в сравнении с УСН работа с единым налогом может быть более выгодной, но только если у вас не будет месяцев без продаж и обороты будут невелики. Так что для торговли автомобилями наиболее подходящей будет работа по общей система налогообложения.

Игра по-крупному

Однако не стоит забывать, что как только сумма оборота за год превысит 441.000 рублей (около 170.000$), вы автоматически станете плательщиком НДС. И к уже выплаченным налогам придется добавить 20% НДС за вычетом входного НДС. Говоря простыми словами, вся ваша деятельность станет убыточной. 

Легализованному "перекупу" также придется определиться со способом продажи машин. ИП при продаже машины на авторынке может работать без кассового аппарата и терминала для банковских карточек – нужно будет всего-то обзавестись отрывными талонами. Формально ИП имеет право продавать товар исключительно на рынке, где арендует место. Из расходов – только плата за аренду.

В случае торговли вне рынка, через интернет и т.д. в обязательном порядке нужно иметь кассовый аппарат с СКНО и терминалом для приема банковских карточек. Бюджетный кассовый аппарат стоит от 200 руб., плюс плата за обслуживание кассы и СКНО порядка 30 руб. в месяц. Терминал – от 300 руб. + ежемесячная плата за обслуживание или % от оплат. 

Но и это еще не все. Понадобится счет в банке, обслуживание которого в зависимости от пакета может обходиться от 5 до 55 руб. в месяц и выше. При этом ИП должен платить взносы в ФСЗН. На январь 2021 года это 140 руб. за месяц (35% МЗП). Однако если ИП имеет основное место работы, то этот платеж платить не нужно. 

Торговать машинами, регистрируя их на себя и уплачивая позже налог в виде 13% разницы в цене, не выход. Если налоговые органы заподозрят, что вы не просто продаете два и более авто в течение года, а фактически занимаетесь предпринимательской деятельностью, то вас за это привлекут к ответственности. 

Наш вердикт

Стать официальным "перекупом" можно, но достаточно сложно. При малых оборотах вы рискуете не потянуть бремя сопутствующих расходов. При выходе на большие обороты (более 441.000 руб. в год) вы автоматически станете плательщиком НДС, что в свою очередь сделает вашу деятельность невыгодной. 

Высокая стоимость машины и относительно небольшой процент накрутки становятся тем самым барьером на пути к легализации данного вида деятельности. Выходит, что даже с учетом появления нового налога и нежелания многих владельцев продавать авто без договора купли-продажи "перекупу" в большинстве случаев проще и дешевле найти "вешалку", чем работать легально.

P.S. О том, как в таких условиях удается работать "автокомисам" и компаниям, занимающимся подбором авто из-за рубежа, мы расскажем в следующем материале.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/218592_1_350.jpg?v=1610352043
Пожалуйста, подождите...