Спрос падает – появляются странные тенденции. Что происходит на рынке аккумуляторов?

46395 28
46395 28

Значительное обновление автопарка и отсутствие морозных зим привели к снижению спроса на аккумуляторы. По понятным причинам покупатели экономят, все чаще приобретая вместо дорогих АКБ известных брендов альтернативные варианты подешевле.

О ситуации на рынке, способах продления срока эксплуатации аккумуляторов и странных тенденциях, наблюдаемых последнее время, Автобизнесу рассказал Вадим Ахремко, заместитель директора по развитию розничного направления ООО "Римбат".

Покупатели почти не смотрят на продукты дорогих брендов

– Аккумулятор – товар специфический. Если он выйдет из строя, автомобиль не запустится. В этом случае приходится покупать новый.

Последнее время спрос на аккумуляторы немного упал. Отчасти потому что изготовители рассчитывали на более суровые зимы, чем наши сейчас, поэтому даже самые дешевые АКБ "ходят" больше отведенного им срока. Также могу связать это и с серьезным обновлением автопарка в Минске: много свежих автомобилей с аккумуляторами, которые еще не отработали свой срок службы.

С наступлением теплых зим спрос отчасти "размазался" по всему году. Тем более что аккумуляторы боятся не только морозов. Они "умирают" и по другим причинам, в том числе из-за высоких температур. Мороз служит своеобразным катализатором замены: если двигатель не запускается, то большинство все же меняет аккумулятор. Конечно, есть люди, которые в морозы забирают старую батарею домой, заряжают ее, но таким образом они лишь оттягивают время замены. Рано или поздно такой аккумулятор перестанет заводить машину в теплую погоду, его придется менять.

Сегодня на аккумуляторном рынке серьезная конкуренция. Крупные игроки борются за клиента и в этой борьбе стараются предложить максимально "вкусные" цены. Экономическая ситуация диктует необходимость снижения цен. Но 80-90 процентов стоимости аккумулятора занимает свинец, а он продается за валюту, поэтому хорошая батарея на 75 ампер-часов как стоила раньше около 100 долларов, так и сегодня стоит столько же.

Мы периодически отслеживаем стоимость свинца на бирже, поскольку знаем: как только цена на него начнет расти, заводы тоже поднимут цены на свою продукцию. К сожалению, стоимость свинца последнее время именно растет. За счет этого дорожают даже российские аккумуляторы, несмотря на то что курс российского рубля к белорусскому практически не меняется.

Естественно, покупатели сегодня все больше смотрят в сторону бюджетных брендов и марок среднего ценового сегмента. Причины понятны: люди у нас богаче не становятся, многие покупают машину на два-три года и при необходимости замены понимают, что на этот срок нет смысла покупать АКБ подороже.

Экономия не в ущерб качеству

– При этом нельзя сказать, что аккумуляторы более дорогих брендов "живут" значительно дольше, чем дешевые, – все зависит от условий эксплуатации. Кроме того, сами автомобили в плане энергонасыщенности за последние 10 лет заметно шагнули вперед, им нужны соответствующие аккумуляторы.

Раньше при выборе батареи основную роль играл объем двигателя, то есть АКБ была нужна исключительно для запуска. Потом подключились Webasto, сигнализации, а сейчас в автомобилях столько всяческой электроники, что она потребляет заряд, даже когда автомобиль заглушен и закрыт. Но самую серьезную нагрузку оказывает система Старт/Стоп, с которой аккумулятору нужно запускать двигатель не три раза в день, а десятки раз буквально на каждом светофоре. А если это такси, то там вообще бешеные нагрузки.

Поэтому продавец должен давать грамотную консультацию, поскольку при неправильном выборе аккумулятор может даже не отработать гарантийный срок. И дело вовсе не в том, что батарея плохая или бракованная, – просто она не соответствует условиям эксплуатации, не рассчитана на высокие нагрузки.

Премиальные бренды, продукцию известных немецких и словенских марок люди покупают все реже. В основном пытаются сэкономить и подобрать некую золотую середину. То есть не покупают самые дешевые российские аккумуляторы, а скорее берут нечто среднее по цене. Например, продукты суббрендов известных марок, которые выпускаются не в Германии, а в Сербии. Неплохо продаются АКБ украинского производства – там всегда было хорошо со свинцом, у них выпускают неплохие аккумуляторы. В специализированных магазинах есть анализаторы, позволяющие увидеть и сравнить параметры аккумуляторов. Зачастую АКБ из среднего ценового сегмента выдает показатели не хуже, чем батареи премиальных брендов.

Многие говорят, что Bosch и Varta уже не те. Да, на нашем рынке 10 лет назад они определенно были лучше, чем то, что продается сегодня. Но дело не в падении качества, а в платежеспособности населения. Потребитель не готов платить за дорогие линейки, поэтому поставщики вынуждены возить экономсерии, которые имеют чуть худшие характеристики и меньший срок службы. Интересно, что Bosch дает на свои аккумуляторы всего 2 года гарантии, в то время как многие другие производители – три, а иногда и даже 4 года, что также является аргументом для потребителей, так как заводской брак иногда встречается даже у именитых брендов.

Среди российских брендов есть достойные аккумуляторы с хорошими пусковыми токами и современными технологиями. Но наличие таких АКБ в продаже очень сильно зависит от продавца. Крупные поставщики могут позволить себе иметь в магазинах обширную линейку, индивидуальные предприниматели зачастую берут лишь то, что пользуется постоянным спросом, и в основном это дешевые модели.

Если вы покупаете самую дешевую батарею, значит, скорее всего, она облегченная, с тонкими пластинами, и весит мало. Разница в весе между дешевым и средним по цене или дорогим аккумулятором одинаковой емкости достигает 10 процентов – 1,5-2 килограмма. Парадокс, что такая облегченная дешевая батарея может выдавать хорошие пусковые токи, но при этом долго не проживет, хотя гарантийные 2-3 года отработает. У нас, слава Богу, такого нет, а в России сегодня продают сверхдешевые АКБ, на которые даже не дают гарантию. Работают нормально они обычно до первых морозов.

Последние годы на рынке появляются батареи, в основе которых лежат новые технологии: AGM, EFB. В EFB пластины проклеены специальной пленкой, защищающей их от осыпания; в AGM пластины находятся в адсорбенте, похожем на вату, который пропитан электролитом. Чем-то это вещество напоминает гель, многие называют их гелевыми, хотя это неправильно, так как гелевые – это немного другие аккумуляторы. AGM-батареи очень дорогие, а EFB процентов на 10-15 дороже, чем традиционные аналоги. В теории работать они должны чуть дольше обычных аккумуляторов, но на практике это очень сложно отследить, так как создать одинаковые условия для двух разных батарей при повседневной эксплуатации на автомобиле невозможно.

Многие сегодня пытаются сэкономить и купить дешевый аккумулятор на машину с дизельным двигателем. От хорошего при равной емкости он отличается невысокими пусковыми характеристиками. И бензиновые двигатели, даже большого объема, такие батареи запускают без проблем, а вот с дизелями в мороз возникают проблемы. Не стоит экономить 20 рублей на аккумуляторе. Есть ряд АКБ экономсегмента, которые, даже будучи новыми, не смогут завести дизель в минус 27, хотя таких морозов мы давно не видели.

Отдельно стоит сказать о покупке аккумуляторов, которые пролежали год в магазине. У многих потребителей есть мнение, что покупать их не стоит. Но если это покупка в магазине серьезной сети, занимающейся именно аккумуляторами, – ничего плохого в годовалом аккумуляторе нет. У крупных поставщиков есть современные зарядные шкафы и сервисные инженеры, в задачу которых входит диагностика всех аккумуляторов и подзарядка их при необходимости в условиях, близких к заводским.

Более того, при высоком спросе на аккумуляторы, когда они нужны всем и сразу, поставщики иногда оговаривают с компаниями, имеющими современное зарядное оборудование, отгрузку недозаряженных батарей. Поэтому, если аккумулятор хранится правильно, скажем, два года и имеет надлежащий уход, разница между ним и свежим аккумулятором в параметрах будет такая, как будто этот двухлетний аккумулятор эксплуатировался на машине неделю-две. В случае покупки "полежавшего" аккумулятора в какой-то точке, продающей автозапчасти, в том числе аккумуляторы, риск, разумеется, есть.

Как продлить жизнь аккумулятору

– Основа продления жизни аккумулятора – постоянная эксплуатация машины. Люди часто думают, что если АКБ заводит машину зимой, то все ок. Но не стоит забывать, что зимой мы включаем фары, обогревы, в некоторых дизельных машинах есть электротэны в системе вентиляции – все это дает серьезную нагрузку на электросеть. При таких раскладах АКБ просто не получает необходимого для зарядки напряжения. Свой вклад вносят и короткие поездки, что приводит к тому, что аккумулятор постоянно недозаряжен. Следствием этого является сульфатация пластин. Поэтому, если в основном вы ездите по городу, перед началом зимнего сезона и после него не помешает профилактическая полная зарядка.

Также не стоит заниматься самодеятельностью, вскрывать батарею и доливать в нее электролит. Большинство пользователей не знает, как это делать правильно, и "убивает" АКБ. Если делать профилактику до зимы или после зимы либо же просто много ездить на автомобиле в трассовом режиме, никаких дополнительных манипуляций не потребует даже аккумулятор экономсегмента неплохого качества, который спокойно прослужит 5-7 лет.

Странные тенденции

– Последнее время рынок требует увеличения пусковых токов. Видимо, на форумах сидят более квалифицированные люди, но реально сегодня на дизель никто не хочет покупать аккумулятор с пусковым током менее 700 ампер. Не исключено, что через несколько лет придем к 1000 ампер. Зачем и кому это надо – непонятно. Единственный бонус, который получает покупатель от аккумулятора с большим пусковым током, – увеличение площади пластин и их количества, что ведет к росту ресурса АКБ.

Также наблюдается тенденция покупки аккумуляторов с доступом к содержимому. Формально они не являются обслуживаемыми и не нуждаются в обслуживании, но под наклейками имеют крышки. Европейские производители хотели отказаться от этой практики, но под давлением рынка СНГ не стали снимать с производства батареи с пробками. Их наличие, конечно, удобно для сервисных инженеров, но рядовому потребителю они не нужны. Все равно находятся любители залезть в аккумулятор.

Скажу больше: я недавно читал форум владельцев BMW X-серии, и они там всерьез обсуждали, как в домашних условиях реанимировать AGM-аккумулятор. Хотя все эти манипуляции как мертвому припарка.

Не завелась? Аккумуляторы в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/217981_1_350.jpg?v=1606812406
Пожалуйста, подождите...