Предельная экономия, но есть нюансы. О чем стоит подумать, прежде чем купить "букашку"

17035 21
17035 21

Малолитражки европейского сегмента А у нас не очень популярны, ведь они не кардинально дешевле более крупных моделей. Но все же их покупка имеет смысл, особенно при ограниченном бюджете.

Продукт специфический

Типичный автомобиль А-класса имеет очень компактные габариты (как правило, от бампера до бампера – менее 3,7 м), снаряженную массу менее 900 кг и двигатель объемом 0,9-1,2 л. Кузов хэтчбек может иметь три или пять дверей, но второй ряд рассчитан разве что на двух не очень рослых пассажиров, а багажник объемом 120-250 л примет лишь пару сумок и пакетов.

В общем, не зря такие машинки называют ситикарами – они для преимущественно городской эксплуатации, где высокая маневренность и скромные размеры только в плюс, от общего потока они не отстают. Не забудем и про экономичность: около 6 литров в городе и порядка 4 на трассе – это вполне реально!

Но за городом у "малышей" больше недостатков, чем преимуществ. Скромная динамика и небольшая масса вкупе с большой парусностью высокого кузова снижают уверенность за рулем, а слабая шумоизоляция и короткоходные (и обычно не очень энергоемкие) подвески ограничивают ездовой комфорт.

В общем, универсальность и практичность "малышей" несколько страдает, общий уровень комфорта, а также оснащения тоже на невзыскательный вкус. Про пресловутый престиж и говорить не приходится. На такой машинке можно по приколу прохватить разок-другой в каршеринге или взять в аренду во время отпуска, но купить ездить каждый день? На это решаются далеко не все белорусы.

Главное преимущество

Тем не менее если бюджет ограничен, представитель А-класса может стать интересным вариантом. Во-первых, он дешев в покупке либо за одни и те же деньги будет более свежим, с меньшим пробегом и в лучшем состоянии, чем автомобиль двумя-тремя классами выше.

Во-вторых, уровень расходов меньше за счет более дешевой страховки, госпошлины, меньшего расхода топлива и, как правило, более дешевого обслуживания. Кстати, в свое время мы проводили сравнение стоимости содержания автомобилей разных сегментов и выяснили, что расходы на страховку, госпошлину, топливо для модели вроде Peugeot 107 на 30% ниже, чем для модели гольф-класса типа Opel Astra H, и на 40% меньше, чем для автомобиля среднего класса, например, Mazda 6.

Но если сравнивать с "пограничным" В-классом, то экономия уже оказывается не столь существенной (она есть, но сокращается до не критичных 10-15%), притом что уровень комфорта и ходовых качеств у таких моделей заметно выше. Так что выбор между Renault Twingo и Clio или же Ford Ka или Fiesta зависит не только от экономической составляющей, это еще и вопрос симпатий. Некоторые покупатели намеренно предпочитают более "мелкую" модель просто потому, что она дарит больше положительных эмоций, пусть даже будет менее практичной.

Слово механику

"Все говорят, что малолитражки дешевы в обслуживании. Если речь идет о замене технических жидкостей и "расходников", то это действительно так. Хотя, например, ТО на Peugeot 107 стоит столько же, сколько и на более крупный Toyota Yaris, просто потому, что мотор один и тот же. Но я бы не сказал, что все поголовно на такие модели стоит очень дешево, особенно если говорим про какие-то уникальные детали, которые на другие модели компании не ставили. Там и заменителей меньше, и с "бэушными" деталями может быть сложнее. Найдите что-нибудь у нас быстро по б/у на Nissan Pixo или Subaru Justy!

Насчет удобства обслуживания и ремонта тоже могут быть вопросы. С одной стороны, машинки эти довольно простые по конструкции (хотя взять тот же Up! – там уже может быть двигатель с непосредственным впрыском и турбонаддувом). С другой – в некоторых моделях из-за очень плотной компоновки может быть затруднен доступ к отдельным узлам.

Отдельного упоминания требует трансмиссия. Классические "автоматы" на таких моделях – это обычно простенькие древние 4-ступенчатые коробки, которые ухудшают и динамику, и экономичность. Но лучше все равно они, чем все эти "роботы". По сути, та же "механика", просто с автоматическим управлением сцеплением и актуаторами для переключения передач. Со временем со всей этой автоматикой начинаются проблемы, специалистов по их решению у нас немного – так что делайте выводы. Если говорим про машины старше 10 лет, я бы рекомендовал брать только с "механикой". А старше 15 лет я бы вообще не смотрел, ни с какой коробкой – они все "уставшие". Прежде всего по кузову.

И по поводу эксплуатации пару слов. У таких малолитражек обычно заявленные пробеги близки к реальным, на них действительно ездят по 10-15 тысяч километров в год, но преимущественно по городу. Обычно владеют такими авто женщины. Да, ездят аккуратно в большинстве своем, но вот с обслуживанием часто есть вопросы – ну не подсказывают дамам их мужья или механики по поводу матчасти. Да, вроде по мелочам проблемы (закисший "ручник", неработающая "печка", постукивающая рулевая рейка), но как-то не вяжется такой запущенный автомобиль с тем образом, что пытаются нарисовать в объявлениях. Мол, бережная эксплуатация, жена ребенка в школу возила.

Это я все к тому, чтобы вы не обольщались: машинки маленькие и действительно экономичные, но я бы не сказал, что совсем уж беспроблемные. И вот стоимость решения этих проблем для некоторых иногда становится сюрпризом: оказывается, ремонт мотора или коробки стоит столько же, сколько за "взрослый" автомобиль. Так что поймите: здесь вы можете сэкономить на топливе и, возможно, на плановом обслуживании., в остальном халявы не ждите".

Есть кто живой до 3000$?

Если говорим про самые дешевые варианты, то как раз здесь покупка модели А-класса вызывает большие сомнения. В низшем ценовом диапазоне на стоимость влияют не размеры, класс или год выпуска, в гораздо больше степени – техническое состояние. А маленькие дешевые машинки в возрасте обычно выглядят не лучшим образом. Во-первых, потому что многие из них провели "молодость" в корпоративных парках, использовались в качестве курьерских или учебных автомобилей и т.д. Во-вторых, срабатывает "проклятье дешевого автомобиля": такой обычно покупают стесненные в средствах люди, которые обычно экономят на нормальном обслуживании. В-третьих, ресурс у дешевых малолитражек обычно поменьше, чем у более крупных моделей, при этом их "городская сущность" играет уже в минус – двигателю и трансмиссии достается больше, чем в трассовых режимах.

Типичный пример и безусловный лидер этого сегмента – Daewoo Matiz. Он и новым-то стоил относительно недорого (от 5000 до 9000$ в разные годы и в зависимости от модификации), и активно закупался службами доставки и автошколами. Но брать после них "уставший" автомобиль – это даже не лотерея, а глупость. Если уж на то пошло, можно поискать среди тех экземпляров, которые не имели подобного прошлого.

Основу предложений составляют узбекские машины 2006-2008 г.в. по цене 1000-1500$. Есть и более старые (примерно 2000 г.в.) "чистокровные" корейские Matiz, которые предлагают за те же деньги. Вот Matiz II (уже под маркой Chevrolet) будет стоить в районе 2000-3000$, притом что это все равно будут экземпляры старше 10 лет. И принципиальных отличий от предшественника не будет: тот же кузов и наверняка 0,8-литровый 3-цилиндровый моторчик под капотом. Разве что можно уповать на то, что гнить так откровенно, как корейские экземпляры, Chevrolet не будет.

Альтернативы? Наиболее вероятные (в силу их большей распространенности) варианты – Citroёn Saxo / Peugeot 106, Fiat Seicento, Ford Ka, Renault Twingo, выпущенные в начале 2000-х. Основные проблемы у них будут связаны с большим возрастом и общей культурой эксплуатации: состояние кузова, двигателя и коробки передач. Найти "живой" экземпляр будет проблематично, но все же реально, если запастись терпением и не полениться потратить время на поиски.

За 3000$ можно рассмотреть и более современные модели более свежих лет выпуска, например, Citroёn C2, Fiat Panda, Hyundai Atos / KIA Picanto, Suzuki Alto. Здесь больше шансов на лучшее состояние кузова. Проблема в том, что в данный бюджет попадают экземпляры по низу рынка, так что будьте готовы к нюансам и неприятным сюрпризам при осмотре.

Кстати, если добавить к бюджету покупки хотя бы 500$, можно рассматривать уже Panda с дизелем 1.3 Multijet, a C2 – с 1.4HDI. Но нужен ли такой мотор на столь небольшом и легком автомобильчике? Тем более если ему около 15 лет…

В районе 5000$

Вот здесь куда больше шансов найти достойный экземпляр. Основу рынка в этом сегменте составляют европейские малолитражки 2007-2011 годов выпуска, пригнанные в РБ до 2014 года. Прежде всего это троица Citroёn C1, Peugeot 107, Toyota Aygo. Экземпляры 2007-2010 г.в. выставлены за 4000-4500$. Автомобильчики имеют забавный дизайн и зарекомендовали себя не только как очень экономичные, но и довольно надежные – спасибо 1,0-литровому моторчику Toyota. Но лучше отдать предпочтение механической коробке передач: все-таки простенький "робот" с одним сцеплением – это вещь в себе, с возрастом может подкинуть вопросов.

За 4500-5500$ можно найти Suzuki Splash / Opel Agila 2008-2011 г.в. либо с 1,0-литровым двигателем и "механикой", либо с 1,2-литровым и 4-ступенчатым "автоматом". Аналогичный выбор предлагает и Chevrolet Spark: при бюджете 5000$ можно рассматривать экземпляры 2010-2011 г.в.

Есть и другие варианты, но уже менее распространенные. Например, Subaru Justy, Nissan Pixo, Renault Twingo II, Ford Ka II и т.д. В любом случае речь будет идти об экземпляре в возрасте около 10 лет с бензиновым двигателем рабочим объемом до 1,4 л.

7000-9000$

Здесь уже говорим про автомобили в возрасте 4-7 лет, которые были пригнаны из Европы или только что, или пару лет назад. Собственно, вы самостоятельно можете выбрать и купить такой автомобиль в Европе. В любом случае мы говорим про достаточно современные модели с соответствующим духу времени оснащением (6 подушек безопасности и ESP для них уже скорее правило, чем исключение), их можно считать условно "свежими", да и шансы на честный пробег до 100 тыс. км высоки.

Здесь можно рассматривать к покупке Citroёn C1, Peugeot 108, Toyota Aygo второго поколения (с 2014 г.в.). Или же другую троицу – Volkswagen Up!, Seat Mii и Skoda Citygo. Здесь также используется 1,0-литровый бензиновый двигатель, который также имеет метановую модификацию. Более поздние версии получили турбомотор 1.0TSI.

Также в этот бюджет на рынке можно встретить KIA Picanto 2014-2017 г.в. А если хочется двухлетку, рынок готов предложить узбекский Ravon R2. Но смысла сильно переплачивать за свежий Picanto или R2 нет, поскольку цены на новые автомобили стартуют примерно с 10.000$.

Собственно, с ростом цены целесообразность покупки модели А-класса вообще вызывает вопрос. Потому что рядом по стоимости более крупные автомобили с лучшим набором потребительских качеств, в том числе и пресловутые "бюджетники" российской сборки.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/216662_1_350.jpg?v=1599486510
Пожалуйста, подождите...