9 лет без дешевой "бэушки" из-за границы. Вспоминаем, как вводили новые таможенные пошлины

19121 93

1 июля у белорусов очередная годовщина грустного события в автомобильной истории нашей страны. Ровно 9 лет назад пошлины на ввоз автомобилей выросли до уровня российских. Автобизнес вспоминает, как это было.

Два года ставили рекорды

Первыми все "преимущества" Таможенного союза почувствовали на себе юридические лица: в 2010 году для них начал действовать единый тариф ТС, таможенные пошлины поднялись до уровня российских. Для физических лиц был предусмотрен переходный период сроком полтора года.

Во время так называемого переходного периода автомобильный рынок Беларуси переживал настоящий бум. Пик пришелся на весну и первый месяц лета 2011 года.

В цифрах переходный период выглядит следующим образом: за 9 месяцев 2011-го в Беларусь было ввезено 262,4 тыс. легковых автомобилей, из них физическими лицами - 252,1 тыс., то есть около 95% общего количества импорта автомобилей в страну. В итоге 2011 год стал пиковым по этому показателю за всю историю Беларуси, притом что старые тарифы в 2011-м действовали всего 6 месяцев. Для сравнения: за весь не менее напряженный 2010 год физлица ввезли в страну 192 тыс. автомобилей.

"Проходная на РФ"

Каждый хотел успеть пригнать автомобиль из Европы или США и растаможить его по старым тарифам, которые были в несколько раз ниже новых. Обновить автопарк белорусам помогали покупатели из России и Казахстана. Их интересовали "проходные" автомобили - те, которые были ввезены в Беларусь до 2010 года. Белорусы продавали старые машины по хорошей цене и отправлялись за "свежими" из Европы и США.

Достаточно быстро машины с пометкой "Проходная на РФ" стали дороже, поэтому вызывали малый интерес у местных. Зато россияне покупали такие машины с удовольствием, ведь на дорогих экземплярах разница в цене могла составлять не одну тысячу долларов.

Кроме небывалого бума на автомобильном рынке 2011 год запомнился валютным кризисом с дефицитом долларов и евро в "обменниках", а также разницей в курсах. Последний фактор дал некоторым возможность прилично сэкономить на растаможке. Платежи принимались в белорусских рублях по курсу Нацбанка - в разные периоды он был в 2-3 раза меньше курса на черном рынке.

Такая ситуация позволила пригонять машины старше 10 лет и с двигателями объемом более 2,5 л. Некоторые, пользуясь случаем, и вовсе везли машины в возрасте до 5 лет и растаможивали их уже по новым тарифам, продавая затем в Россию.

Кроме того, известны случаи, когда россияне покупали по доверенности свежепригнанные машины, растаможенные по старым тарифам. О последствии одной из таких "продаж" Автобизнес писал в прошлом месяце.

Где-то "закрутили" - где-то ослабили

За 9 лет в жизни белорусских автолюбителей произошло немало изменений. В марте 2014-го в стране появился утилизационный сбор, который сперва составлял около 100$. В феврале 2016 года ставки выросли: в 1,65 раза - для юридических лиц, в 8,25 раза - для физлиц. На сегодня это около 350$ за авто старше трех лет и около 230$ за машину моложе трех лет, зависимости от страны ввоза нет.

Другой преградой на пути иномарок из-за пределов ТС должно было стать Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Впервые закон о нем должен был вступить в силу еще в 2017 году. Введение сертификата не единожды откладывалось. Последний раз добавить этот документ к списку требуемых для постановки на учет должны были ровно два года назад. Тогда дату снова перенесли, после чего про СБКТС для физлиц и вовсе забыли.

Планировалось, что с 1 января 2019 года автомобили, пригоняемые из-за пределов ТС, должны быть оборудованы кнопкой SOS, работающей в системе ЭРА-РБ. Но и это нововведение было отложено на неопределенный срок.

Вместо этих двух норм, которые должны были сделать пригон авто из Европы и США более сложным и дорогим, вдруг вышел 140-й указ, позволяющий определенным категориям граждан ввозить автомобили с уплатой 50% пошлины.

Очевидно, что благодаря этому документу приток иномарок из-за пределов стран ТС значительно вырос. Представители Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) признавались, что указ негативно повлиял на продажи новых авто в стране, так как многие вновь стали отдавать предпочтение "бэушке" из Европы или США, а не новым авто из автосалонов.

Старых пошлин нет уже 9 лет. Однако почти половина опрошенных в нашей группе Вконтакте по-прежнему передвигается на автомобилях, ввезенных в страну до 1 июля 2011 года.

P.S. Последним автомобилем, растаможенным по старым ставкам (по крайней мере в пункте пропуска "Каменный Лог"), был леворульный Citroёn C5 первого поколения из Великобритании.

Его наш корреспондент застал во время репортажа с границы. Время оформления декларации - 23:55.26!

Просто стали старше. 10-летние машины в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/215798_1_350.jpg?v=1593539071
Пожалуйста, подождите...