Граница закрыта, но... Как падение российского рубля скажется на белорусском авторынке

50343 52

За последние 10 лет наша страна пережила два автомобильных "хапуна", после которых рынок несколько лет не мог стабилизироваться. Автобизнес разбирался, что будет теперь, когда рубль в России снова упал. Стоит ли ожидать новой волны дешевых авто из РФ?

Уточнение. Этот текст был опубликован до того, как наша восточная страна-соседка закрыла границу. Тем не менее, ситуацию с курсом российского рубля пока еще нельзя назвать стабильной - непонятно, изменится ли она после открытия границ. Поэтому информация, приведенная в этой статье, остается актуальной

Обновились дважды

Наверняка многие еще помнят "хапун" 2011 года, когда за первое полугодие перед поднятием таможенных пошлин в Беларусь физическими лицами было ввезено около 250 тысяч автомобилей. Для сравнения: за весь не менее напряженный 2010 год физлица ввезли в страну 192 тысячи авто.

В те годы в Беларусь везли автомобили из Европы и США, а машины белорусов отправлялись в Россию и Казахстан. Тогда вряд ли кому-то могла прийти мысль, что спустя всего несколько лет к нам хлынет поток дешевых авто из РФ, ведь все было наоборот. Тем не менее автомобильный рынок накрыла следующая "волна" в 2014 году после обвала курса российского рубля.

По данным Государственного таможенного комитета, только за декабрь 2014-го белорусы ввезли из России 48 тысяч легковых автомобилей, а за весь 2014 год - около 70 тысяч.

Курсы новые - цены старые

В то время российский рубль просел примерно в два раза, а продавцы новых и поддержанных авто продолжали продавать за рубли, к тому же по старым ценам. Для белорусов, традиционно привыкших продавать машины и хранить свои сбережения в у.е., это означало, что авто в России подешевели в 2 раза.

Падение цен на нефть и удешевление российского рубля снова могут в значительной мере сказаться на автомобильном рынке страны. Хотя в ситуациях 2014 и 2020 годов имеется и ряд отличий.

Во-первых, можно сказать, что за последние годы рынок успел стабилизироваться. И если в 2013 году дилеры продали около 30 тыс. новых авто, то в 2018-м уже 52.800, а в 2019-м - 64.500 новых автомобилей. Но, как заявляли в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), еще в конце прошлого года из-за снижения покупательской способности и выхода 140-го указа темпы роста продаж существенно сократились.

"Даже "Лада" собирается корректировать цены"

Как ситуация может повлиять на продажи новых авто в Беларуси? С таким вопросом мы обратились к председателю правления БАА Сергею Михневичу.

"Во-первых, нам еще не понятно, какими будут изменения до установки равновесного курса. Сейчас рубль отыгрывает свои позиции. Если это продолжится, то я не думаю, что произойдет что-то кардинальное. Даже если курсы фиксируются на текущем уровне (разговор состоялся 11 марта. - Прим. ред.), это не то значительное изменение, которое может повлечь серьезный отток клиентов в РФ. Тем более что в России после 2014 года автоцентры также корректируют цены, особенно по машинам, собранным вне ТС либо с низким уровнем локализации. Даже "Лада" собирается корректировать цены на фоне произошедших скачков курса российского рубля", - резюмировал Михневич.

Председатель правления БАА надеется, что ситуация 2014 года не повторится. Тем более, по его словам, у РФ есть серьезный запас средств для удержания курса рубля от того падения, которое было в 2014-м.

Сергей Михневич также отметил, что около 85% продаваемых в наших салонах авто импортируется из России и покупается за российские рубли.

"Колебание курса российского рубля к белорусскому будет влиять на цены у автодилеров в ту или иную сторону. Как только российский рубль будет ослабевать к белорусскому, дилеры будут податливы на скидки и специальные предложения. Если наоборот, российский рубль будет укрепляться к белорусскому, цены будут идти вверх".

Остаемся оптимистами, но оптимизм тает

Кроме того, председатель правления БАА отметил, что на продажи новых авто в Беларуси влияет не только ситуация с курсами.

"На рынок влияет все, а не что-то по отдельности. Указ №140 создал предложение на рынке, пошел отток клиентов из сегмента новых авто в сегмент авто с пробегом. Удорожание евро и доллара к российскому рублю приведут к тому, что стоимость автомобилей из дальнего зарубежья будет подниматься. Это может также сказаться на стоимости Geely, ведь производитель закупает комплектующие за доллары. Все эти изменения имеют свое серьезное влияние...

На сегодня есть все признаки того, что мы движемся к финансово-экономическому кризису. Если это действительно произойдет, то продажи, конечно же, упадут. В любом случае мы остаемся оптимистами и надеемся на лучшее. При оптимистичных прогнозах мы надеемся на сохранение объемов продаж прошлого года. Но, к сожалению, наш оптимизм тает на фоне того, что мы наблюдаем".

Статистика продаж первых двух месяцев, по данным БАА, такова:

"В январе 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок упал более чем на 30 процентов. Февраль оставался приблизительно на том же уровне, как и в 2019-м, но мы не имеем такого прироста, какой имели в I квартале прошлого года. Рынок впадает в рецессию".

Сергей Михневич также предположил, что на фоне того, что происходит в марте, ситуация может ухудшиться.

Белорусы замерли в ожидании

Едут ли белорусы за машинами в Россию? Автобизнес для примера позвонил в дилерский центр VW в Смоленске. Сотрудник автоцентра Андрей в телефонном разговоре рассказал нам, что покупатели из Беларуси встречаются в смоленских автосалонах, но это, как правило, жители тех регионов, кому географически выгоднее купить машину там, а не в Минске.

"По крайней мере на данный момент не стало больше трафика и контрактов. Возможно, люди пока смотрят цены в Брянске, Москве".

То есть, по словам Андрея, пока нельзя сказать, что спрос со стороны белорусов стал больше.

Также нам рассказали, что, исходя из опыта, при дальнейшем падении рубля цены будут расти. Неизменными останутся только цены на те машины, за которые уже рассчитались дилеры, и те, что есть в наличии. Новые поставки наверняка будут корректироваться.

"Сейчас, видимо, все ждут, что будет с курсом: стабилизируется, пойдет вниз, пойдет вверх, если да, то насколько. Понятно, что, когда комплектующие приходят из-за рубежа, цена неизбежно будет меняться".

Наш вердикт

Вероятнее всего, ситуация-2014 не повторится, дилеры уже получили опыт и наверняка сделали работу над ошибками. Частные продавцы поддержанных машин при резком падении курса тоже могут вспомнить ситуацию прошлых лет - и перепишут ценники либо повременят с продажей. Еще один немаловажный фактор, который может повлиять на покупку "бэушки" в России, - возросшее недоверие наших граждан, которые помнят, сколько машин, купленных во время первого "хапуна" в России, оказалось с криминальным прошлым.

Кроме того, немаловажным фактором остается и 140-й указ, дающий возможность растаможивать авто со скидкой, о которой в 2014 году никто не мог и мечтать. Так или иначе, но существующая нестабильность с курсами, падение цен на нефть и пандемия коронавируса вряд ли смогут принести что-то хорошее автомобильному рынку.

Около 40 тысяч объявлений в базе Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214274_1_350.jpg?v=1584357568
Пожалуйста, подождите...