По пути "жигулей"? Почему в России не спешат обновлять "бюджетники"

19176 106
19176 106

Все ждали, что новый Polo российской сборки переедет на платформу MQB-A0, а он и вовсе превратился в Rapid, который разочаровал глубоким рестайлингом вместо полноценной смены поколений. Неужели это теперь норма?

Нам есть о чем беспокоиться, ведь в памяти у многих пример из советского прошлого. В 1970-х годах СССР построил завод в Тольятти, который поначалу выпускал пусть недорогие, но современные автомобили вполне мирового уровня, а потом обновление модельного ряда стало отставать от реалий - и уже к 1990-м мы получили морально устаревшую технику.

Не получится ли так, что и сейчас "бюджетники", бывшие на момент прихода на рынок пусть и простыми, но все же современными моделями, "застынут" в своем развитии - и будут "штамповаться" в неизменном виде десятилетиями? Чтобы понять, что у нас сейчас в этом направлении, движение или застой, вспомним технологии и эволюцию наиболее популярных моделей. Опустим вопросы комплектаций и опций (здесь как раз все хорошо), а также стоимости (здесь уже все плохо) - нас интересуют смены поколений, обновления моторов и коробок.

Skoda Rapid / Volkswagen Polo

На самом деле в деталях обе модели отличаются друг от друга и помимо разных кузовов. Например, колесная база у Skoda больше, чем у Volkswagen. Но похоже, что с переходом на кузов лифтбек Polo станет полным техническим аналогом Rapid, а все различия сведутся лишь к элементам дизайна и интерьера. Ну а самое главное - обе модели образца 2020 года по технике никак кардинально не изменятся!

А это означает платформу PQ25 (активно использовалась в 2010-х), на которой сейчас остались разве что китайские модели VAG. Все остальные компактные автомобили концерна постепенно "переехали" на более современную и технологичную "тележку" MQB-А0, даже бразильские Polo / Virtus. Собственно говоря, были надежды, что российский Polo пойдет по пути Virtus, но не сложилось.

Моторы также останутся прежними (но мы помним, что они появились лишь 2015-м, заменив старый 1.6 MPI). В частности, это локализованный в России "атмосферник" 1.6 MPI и турбомотор 1.4 TSI. Оба представляют современное семейство EA211 (дебютировало в 2011 году) и обладают довольно прогрессивной конструкцией. Другое дело, что используемые сейчас модификации предназначены для рынков развивающихся стран. И это касается не только атмосферного 1.6 MPI, но и, казалось бы, все еще актуального 1.4 TSI. Однако на европейских рынках он практически на всех моделях уступил место мотору 1.5 TSI Evo с функцией отключения части цилиндров. То, что российские моторы "проще", с практической точки зрения даже неплохо. Но уже сейчас намечается технологический разрыв, а дальше, если линейка не будет обновляться, он будет только расти.

Это же касается и классического 6-ступенчатого "автомата" Aisin: на момент своего появления на Polo и Rapid это была довольно современная коробка, которую с 2003 года можно было встретить на множестве автомобилей VAG. Но время-то идет! Более дорогие модели концерна (например, Skoda Karoq) переходят на 8-ступенчатые коробки. Однако в свое время VAG не побоялся предложить в связке с мотором 1.4 TSI 7-ступенчатую роботизированную коробку DSG - и это совершенно современное предложение, пожалуй, даже слишком прогрессивное для моделей бюджетного сегмента.

Итого: моторы и коробки, предложенные для Polo и Rapid, до сих пор можно считать актуальными, по крайней мере с учетом класса и особенностей рынка, где надежность и ремонтопригодность важнее экологических и прочих аспектов (именно поэтому мы видим их и на более дорогих Octavia и Jetta). Иначе говоря, более "навороченных" агрегатов и не надо. По большому счету главная претензия заключается в том, что спустя столько лет покупателям Rapid предлагают лишь глубокий рестайлинг без кардинальных изменений кузова и ходовой части, покупателям Polo - и вовсе бедж-инжиниринг. Ну и 10-летний срок нахождения предыдущего поколения Polo на рынке настроживает.

Hyundai Accent / KIA Rio / Rio X-Line

Российские версии заметно отличаются от европейских и куда ближе к азиатским (корейским и китайским), с небольшим опозданием обновляясь вслед за ними. В случае с корейской "парочкой" в 2017 году имела место смена поколений. Обе модели получили новые кузова, причем пятидверный Accent отправили в отставку, а Rio получил приставку X-Line и практически был выведен в отдельную модель. Также корейцы провели работу над ошибками и серьезно переработали ходовую часть. Но в любом случае это эволюция предшествующего поколения (выпускалось с 2011 года)

Со сменой поколений автомобили получили обновленные двигатели с изменяемой длиной впускного тракта и фазовращателями. Так, теперь 1,4-литровый - из серии Kappa, 1,6-литровый - все еще семейства Gamma, но серьезно модернизированный. Но все это дальнейшее развитие моторов G4F, выпускаемых с 2006 года и проверенных на "старших" моделях компании.

Если автомобили первого поколения дебютировали с 5-ступенчатой "механикой" и старым 4-ступенчатым "автоматом" A4CF1, то в 2014-м появились более современные 6-ступенчатые "механика" и "автомат" A6GF1 (выпускается с 2009 года). Они же применяются и нынешних версиях Accent и Rio.

Итого: и сами модели, и основные агрегаты обновляются точечно и эволюционно, но актуальность - на уровне локального рынка или занимаемого сегмента. Стоит взять любую модель подороже (KIA Ceed, например), и там мы увидим уже и турбмоторы, и роботизированные коробки. Но бюджетным Accent и Solaris предназначены технологии проще и дешевле.

Lada Granta / Vesta / XRAY

Lada Granta выпускается с 2011 года, рестайлинг произведен в 2018-м. По сути, в основе модели лежит старая переднеприводная вазовская платформа, которую до того использовали Kalina, Priora, "десятое" семейство, а также "Самары". То есть это технологии 1980-х! Vesta же выпускается с 2015 года, но у нее собственная уникальная платформа, называть ее развновидностью "реношной" или "восьмерочной" в корне неправильно. А вот XRAY базируется на "тележке" Renault B0, так что по технологиям он сопоставим с "логановским" семейством. Хотя, например, двигатели и коробки - ВАЗ, настройки - собственные, в ходовой части версий Cross - оригинальные решения.

Все четыре семейства объединяют общие моторы разработки и производства ВАЗ. В первую очередь это, конечно, 1,6-литровый 16-клапанный ВАЗ-21129 (106 л.с.). По сути, это доработанный ВАЗ-21127, а тот в свою очередь ведет родословную от ВАЗ-21083 образца 1987 года, так что с точки зрения технологий это далеко не самый современный мотор. То же можно сказать и про 98-сильный ВАЗ-21126 для Granta с "автоматом", а также про 8-клапанный ВАЗ-21116 для "начальных" Granta.

Для Vesta и XRAY также доступен 1,8-литровый ВАЗ-21179 мощностью 122 л.с. Формально он построен на базе 1,6-литрового двигателя и даже имеет те же размеры цилиндров, но по своей сути - и конструктивно, и по компонентной базе - это совершенно другой мотор. В любом случае его можно считать технически более сложным и современным. Кроме того, в сочетании с вариатором теперь доступен условно не старый двигатель Н4М / HR16DE от альянса Renault-Nissan.

Granta может комплектоваться старым 4-ступенчатым "автоматом" Jatco JF414E родом из 1990-х или же роботизированной коробкой АМТ с одним сцеплением (а это в лучшем случае уровень технологий начала 2010-х). Vesta до недавнего времени также комплектовали АМТ, но теперь стал доступен вариатор Jatco JF015E. Для российского рынка эту коробку можно считать весьма актуальной (подробнее - в разделе про Renault).

Итого: если Granta - автомобиль позавчерашнего дня, то Vesta - условно говоря, сегодняшнего (с учетом бюджетной сущности), ну а XRAY где-то посередине. Даже самый современный мотор и вариатор сложно назвать последними новинками, зато в качестве положительного момента стоит отметить постоянное обновление технической части. Обратный пример - Largus, который представляет собой локализованный Logan MCV первого поколения. Мало того что модель морально устарела и не обновляется (хотя слухи о рестайлинге курсируют постоянно), так еще и упрощена: вместо французских моторов и коробок ставят российские.

Ravon R2 / R3 / R4

Здесь все просто. Текущие модели Ravon - "клоны" старых автомобилей Chevrolet. Так, ситикар R2 продлевает жизнь Spark третьего поколения (2009-2015 г.в.). Седан R3 не что иное, как Aveo T200 (2002-2011 г.в.). И лишь четырехдверный R4 является копией относительно свежей модели Cobalt для латиноамериканского рынка (выпускается с 2011 года). Соответственно говорим о "продленке" старых моделей. Хорошо еще, что это не "хиты 1980-х", как в случае с UZ-Daewoo - предшественником Ravon.

1,5-литровый двигатель, который ставится на R3 и R4, - это агрегат серии B15D2 или L2C, изначально выпускавшийся с 2012 года в Южной Корее. Конструктивно все просто, а технологии (чугунный блок, цепной привод, распределенный впрыск, отсутствие гидрокомпенсаторов) скорее характерны для моторов 1990-х. То же можно сказать и о 1,2-литровом моторе для R2, который выпускается с 2009 года.

R2 оснащается 4-ступенчатой АКПП Aisin AW80, которая активно применялась на компактных моделях 2000-х. В общем, довольно старая коробка. А вот модели R3 и R4 комплектуются 6-ступенчатым "автоматом" GM 6Т30, который выпускается с 2007 года.

Итого: в основе - старые корейские модели, не передовые, но хотя бы и не катастрофические устаревшие на сегодняшний день технологии - такова текущая линейка Ravon, актуальных для нашего рынка. Весь вопрос в том, какова вероятность дальнейшего обновления техники.

Renault Logan / Sandero / Stepway

Эти модели созданы на платформе B0 (с 2004 года), равно как и кроссоверы Duster и Kaptur, универсал Lada Largus и компактвэн Dokker. Простое и выносливое шасси с элементами от старых моделей Renault хорошо подходит для эксплуатации в странах с плохо развитой дорожной сетью, но все европейские модели Renault-Nissan строятся на более технологичных платформах альянса. Российские версии Logan / Sandero несколько отличаются от европейских, а график их обновления отстает от Dacia на несколько лет.

8-клапанный мотор К7М и 16-клапанный К4М (его теперь предлагают только в связке с "автоматом") можно смело называть древними: разработаны 1990-х, на европейских моделях применялись до середины 2000-х, а затем благодаря невысокой стоимости и хорошей надежности надолго "засели" под капотами бюджетных Dacia/Renault для развивающихся рынков.

Цепной "ниссановский" Н4М / HR16DE, появившийся на автомобилях второго поколения, чуть более современный (выпускается с 2006 года, с алюминиевым блоком, цепным приводом ГРМ и фазовращателем на впуске, но без гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов), но времена его использования на моделях вроде Nissan Qashqai и Juke уже позади. С другой стороны, европейские модели альянса оснащаются турбомоторами 0.9 TCe и 1.2 TCe, а это, наверное, не совсем то, что хотели бы видеть под капотом покупатели российских "Логанов".

4-ступенчатый "автомат" тоже та еще древность родом из 1990-х, которая точно никак не играет на имидж современного автомобиля. Но с 2019 года Logan Stepway и Sandero Stepway получили вариатор Jatco JF015E. Он появился в 2010-м, став наследником модели JF011E. Его ставили, например, на уже упоминавшиеся Nissan Qashqai и Juke, а также на Renault Megane III и Fluence. Несмотря на возраст, Jatco JF015e - коробка для российского рынка перспективная, так как устанавливается на целый ряд популярных бюджетных моделей.

Итого: со вторым поколением появился новый дизайн, но технологии остались старыми. Правда, есть точечные обновления в виде мотора Н4М и вариатора Jatco JF015e. Если брать автомобиль с таким сочетанием агрегатов, "техника" будет относительно актуальной. Ну а Logan с 8-клапанным мотором принципиально мало чем отличается от своего предшественника 16-летней давности.

Наш вердикт

Безусловно, следует учитывать специфику рынка и в целом сегмента бюджетных автомобилей, где чем проще и надежнее, тем лучше. Здесь старые моторы и простые "автоматы" как раз актуальны, смысла менять их на высокотехнологичные агрегаты, пожалуй, нет. Тем не менее "актуализировать" технику под веяние времени можно и нужно. Так вот, в зависимости от того, на каком уровне были модели изначально, одним можно сильно не спешить, другим - нагонять.

Как видим, в целом обновление моделей имеет место быть. Но, как правило, это заключается или в появлении (наконец-то!) более современных агрегатов, либо в "допиливании" отдельных узлов. А вот кардинальных изменений, по сути, немного. До поры до времени это неплохо, но как бы потом не оказаться со старыми "жигулями"!

Устали от "бюджетников"? Найдите себе свежую "бэушку" в нашей базе объявлений!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/213779_1_350.jpg?v=1581505299
Пожалуйста, подождите...