Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Та еще авантюра. Зачем покупать старые "жигули"?

43913 38

Фото автора

43913 38
Иван Кришкевич

Фото автора

Случилась парадоксальная вещь: за советскую "классику", от которой в 1990-х были готовы избавиться хоть за 500 долларов, вдруг стали просить неприлично много. Стоят ли того старые "жигули" и ради чего их вообще покупать? Будем разбираться!

Реальная ценность

Коллекционная ценность серийных "жигулей" невелика. Любая из моделей была выпущена в огромных количествах, да и возраст на антикварный пока не сильно тянет (самым ранним "копейкам" в этом году стукнет лишь 50 лет).

Исключение составляют разве что очень редкие, даже единичные экземпляры типа пикапа ВАЗ-2106 "Турист". Или гоночные болиды Lada VFTS. Тут даже "реплика" может стоить 20-30 тыс. евро, а оригинальные автомобили еще дороже.

А еще надо понимать, что интерес к нашей "классике" сугубо локальный, в принципе он ограничивается географией бывших советских республик, возможно, отдельных стран вроде Венгрии (где "жигули" в свое время были очень популярны).

Тем не менее последнее время на волне подъема интереса к "классике" стоимость 40-летней "копейки" или "тройки" в состоянии "как новая" вполне может приближаться к цене новой Granta из салона. Правда, это заявляемый продавцом ценник, и он более-менее оправдан лишь в одном из двух случаев.

Первый вариант - автомобиль действительно находится в первозданном состоянии. Первый и, как правило, единственный владелец ездил на машине крайне редко, тщательно за ней ухаживал, бережно хранил в гараже - и за многие годы все осталось в "оригинале", начиная от состояния и заканчивая заводской комплектацией.

Второй вариант - автомобиль был отреставрирован. Именно отреставрирован, а не абы как переварен и покрашен валиком (а таких "восстановительных ремонтов" немало, особенно на периферии). И не "улучшен" креслами и рулевым колесом от иномарки, аляповатыми молдингами и прочим "агротюнингом". Другими словами, состояние автомобиля должно быть приближено к первозданному. Кстати, в случае с советскими машинами тщательно восстановленный экземпляр частенько оказывается лучше "оригинала" 40-летней давности просто потому, что собран лучше, к тому же из "отборных" деталей!

Чем раньше, тем лучше

ВАЗ-2106 выпускали до 2006 года, ВАЗ-2105 - до 2010-го. С точки зрения покупателя обычного автомобиля, чем позже он был выпущен, тем лучше. Но если говорим про олдтаймеры и янгтаймеры, работает обратное правило. Например, на то же олдтаймер-ралли обычно допускают автомобили, выпущенные более 30 лет назад.

А в случае с "жигулями" есть еще несколько нюансов. Во-первых, та же "шестерка" в последние годы выпуска несколько потеряла в шарме из-за упрощений: решетка лишилась хрома, салон - вставок "под дерево" и обшивки из кожзама ярких цветов, а более современный травмобезопасный руль в плане стиля уступает оригинальной тонкой "баранке" из 1960-х. То есть в плане стиля поздние "жигули" уже не так хороши, как та же "копейка" или "тройка", которые в наибольшей мере сохранили итальянский стиль фиатовских прародителей.

Во-вторых, считается, что во второй половине непростых для российского автопрома 1990-х качество "жигулей" заметно упало. Это касается в первую очередь антикоррозийной стойкости кузова, но также и общего уровня надежности всего автомобиля, в том числе из-за ухудшения качества комплектующих. Ситуация улучшилась в 2000-х, но это более актуально для покупателей свежих переднеприводных моделей. А вот "классику" во всех отношениях лучше брать советского производства.

Чего ради?

Это, кстати, тоже очень интересный вопрос! И он должен предшествовать всем дальнейшим действиям, если вы вдруг решили стать счастливым обладателем советской "классики" (и здесь мы даже не про "жигули" конкретно, а вообще про любой советский автомобиль). Вы хотите купить "старичка" - чтобы что? От ответа будет зависеть все дальнейшее.

Учитывая стоимость большинства предлагаемых к продаже "жигулей", самый очевидный вариант - покупка дешевой машины на каждый день. За 1000$ приличную иномарку не возьмешь, а вот вполне "живой" ВАЗ найти реально. Еще и запчасти дешевые. Так думают многие покупатели подобных машин. В этих размышлениях есть своя доля истины, однако…

"Если ты не мазохист, то на каждый день такую машину я бы не рекомендовал", - прямо говорит Александр Юдин, последние несколько лет сильно "подсевший" на советскую "классику". Он имеет опыт постройки спортивных "жигулей" для кольцевых гонок, сам до недавнего времени ездил на "пятерке", но все же сменил "классику" на более комфортный Opel Omega. В общем, знает, о чем говорит.

"Надо понимать, что "жигули" - это автомобиль из 1960-х, который устарел уже к 1980-м, - и с тех пор прошло еще 40 лет! То есть это соответствующий уровень комфорта, ходовых качеств и безопасности. Даже экземпляр, который остался в полностью заводском состоянии, с пробегом несколько тысяч километров, не будет ехать хорошо по определению. Его будет болтать, ты будешь постоянно подруливать, корма будет вилять после каждой кочки - машина конструктивно такая. Технологии ушли далеко вперед. Можно привести ходовые качества, но для этого придется дорабатывать технику. Так что, если ты хочешь машину на каждый день, надо делать переднюю подвеску, заднюю подвеску… Это замена сайлент-блоков, ступиц, рулевого редуктора и так далее...

Мотор, коробка, подвеска - все это делается, меняется на новое или "капиталится", стоит относительно недорого. Хотя, если делать как можно лучше, дешево не будет. Ну а самое главное - кузов. В любом случае надо искать самый "живой" экземпляр. "Из-под дедушки", гаражного хранения, который бережно эксплуатировался.

Еще надо быть готовым к тому, что за ремонт "жигулей" обычные мастера могут брать больше, чем за иномарку, или не будут браться вовсе. Потому что, с одной стороны, там все закорело, с другой - многие современные механики хорошо знают, как работать с иномарками, но советскую технику никогда не "крутили" и уже не знают связанной с этим специфики. Остается искать или представителей старой школы, или специалистов по "тазикам", но последние тоже уже не возьмут за сложный ремонт три копейки. Кажется, машина простая, но, не зная некоторых нюансов, можно и дел натворить…"

А если "классика" покупается в качестве автомобиля выходного дня? То есть не как "поджопник" на каждый день, не как уникальный раритет в музейном состоянии, а просто винтажный автомобиль, на котором будет приятно выбираться в город или за город в хорошую погоду?

"Все реально. Но если ты хочешь иметь такую ретромашину, то сразу надо решить ряд вопросов. Прежде всего хранение. Такой автомобиль должен стоять в сухом гараже. И ездить на нем лучше летом, желательно - в сухую погоду. После каждой поездки помыл - поставил. Еще вопрос - куда ты собираешься на ней ездить? Если просто по своему городу и району, это одно. Если на какое ретроралли или фестиваль, который проходит в другой стране, за пару тысяч километров от дома, то ехать своим ходом еще та авантюра. С точки зрения безопасности, комфорта, здравого смысла лучше везти машину на лафете", - замечает Александр.

Еще один вариант - "под проект". Здесь уже многое зависит от планов и фантазии авторов проекта. Но в любом случае чем лучше будет состояние "заготовки", тем меньше объем и дешевле восстановительные работы.

Спортсмены-физкультурники

Наконец, еще одна тема - постройка гоночного автомобиля того или иного уровня исполнения или подготовки. Например, сейчас популярны бюджетные дрифт-серии, летние и зимние, где "жигули" используются в качестве заготовок для постройки недорогих машин. Берешь машину за 300 долларов, еще столько же вкладываешь, чтобы она ехала, "завариваешь" задний дифференциал - и готова "гонка"!

"Корчедрифт" за "косарь"? Это и будет "корч", который будет ставиться боком только по мокрому. И еще вопрос, что там будет с управляемостью. Там все равно надо заниматься и кузовом, и подвеской. И уже сколько примеров, когда машину начинали строить с бюджетом 500 долларов, а на выходе выходили тысячи. Берясь за такого рода проект, надо представлять, что ты хочешь иметь на выходе, понимать, что тебе для этого нужно и в какие временные и финансовые затраты все это встанет. Если нет видимости конечного продукта, толку не будет", - объясняет собеседник.

В Прибалтике и России последние годы очень популярны раллийные зачеты и кольцевые серии с участием советской "классики". Но надо понимать, что просто постройка автомобиля, соответствующего техническим требованиям и способного пройти техком по безопасности, обойдется минимум в 5-6 тысяч долларов, но это будет машина с "безопасностью", то есть с правильным каркасом, креслом, необходимым оснащением, но "без мотора" и "без подвески", то есть практически стандартный автомобиль.

Постройка действительно конкурентоспособных "жигулей" с "заряженным" двигателем, хорошей трансмиссией, эффективными тормозами и хорошей подвеской будет стоить десятки тысяч долларов. И это бюджетно, только если сравнивать с другими гоночными сериями и автомобилями зарубежного производства. В любом случае у этого направления - своя специфика, так что не будем углубляться.

Наш вердикт

Как правильно заметил наш собеседник, прежде чем принимать решение о покупке "жигулей", стоит определиться, зачем вы это делаете и какова конечная цель. После этого вы сможете хотя бы примерно составить план действий и определить бюджет. И далее уже поэтапно реализовывать задуманное. Если, конечно, еще на этапе планирования вдруг не поймете, что старые "жигули", даже "из-под дедушки", это все же не ваше. Так тоже бывает!

Неумирающая классика не заканчивается на одних лишь "жигулях"! Ищите бодрых "старичков" в нашей базе объявлений

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
38 комментариев
4

Прочитал на драйве историю из 80-х:
Когда я спросил у отца, который работал в конструкторком бюро, почему мы не можем сделать такой же магнитафон, как японцы или даже лучше, отец ответил: Мы делаем лучшее в мире оружие, танки и вообще военную технику, и сделать такой же магнитофон не проблема, просто не было команды!

Мне кажется в этом и была проблема советского союза.

14

Жигули - бюджетник 60-х годов спроектированный в стране не отличающейся какими либо техническими инновациями или трудолюбием населения и произведенный в стране где туалетную бумагу начали выпускать одновременно с Жигулями.

4

Прочитал на драйве историю из 80-х:
Когда я спросил у отца, который работал в конструкторком бюро, почему мы не можем сделать такой же магнитафон, как японцы или даже лучше, отец ответил: Мы делаем лучшее в мире оружие, танки и вообще военную технику, и сделать такой же магнитофон не проблема, просто не было команды!

Мне кажется в этом и была проблема советского союза.

5

После развала СССР выросло уже два поколения, какие хочешь мифы можешь рассказывать.
Не слышал, что бы Генри Форд руководствовался командами правительства.

12

Не было команды?! Да совок из кожи вон лез, чтобы хоть в чем-то догнать и перегнать Америку. Технологий и инженеров не было, а не команды. Байки про супер-пупер совковое\российское оружие травятся до сих пор, ведь проверить это утверждение мало кто может. А вот вся выпускаемая совком\россией продукция, которую смогли поюзать граждане и сравнить с зарубежными образцами безнадежно проигрывала этим самым зарубежным образцам.

1

скорее всего проблема была в отсутствии качественного инструмента, тех же гаечных ключей......

0

Чиновник - плохой менеджер, он не знает потребности людей. Для этого нужна конкуренция и свободный рынок, которого не было, не говоря уже о том, что класс бизнесменов/менеджеров(кулаков) уничтожили ещё в 30-х.
Большинство товаров народного потребления - это была попытка копировать готовые решения или их покупка, что, собственно, подтверждает история ВАЗа.

3

Жиги сегодня просто в моде. Скоро пройдёт.

8

У человека свой МАЗ самосвал...работы хватает только в Минске...а живёт за 60 километров от города...много чего перепробовал за десять лет...на чем добираться...нашел 9-ку из под дедушки с пробегом 65 тысяч...второй год режет пять дней в неделю....не классика конечно...но дёшево и сердито....доволен...

6

Сомнительное удовольствие.Особенно в плане комфорта и безопасности.Совсем себя не ценит(

4

Сомнительное удовольствие - это работа на МАЗ самосвал. Девятка проста лайнер после грузовика. Хотя и то и другое редкостное гэ.

1

МАЗ самосвал, себя очень хорошо отбивает, это одна из не многих моделей которая до сих пор востребована ! Стоит не дорого , ремонт прост и относительно дешев+ его габариты ( многие дачники только МАЗ и заказывают)

4

Сомнительное удовольствие получают "счастливые" обладатели нынешних жиг...переплативших за красивую обёртку 11-
15 к.зелени....а по существу то же самое....а этот отдал 750 долларов...

4

Пух зачем-то считает чужие деньги. Сам на каблуке поездил, так уж поездил, а это такое г. по сравнению с теми Жигулями. Вот лучше бы Вы писали, как в Каблуке было противно, но приходилось ехать, корч корчом.

0

Одно маленькое но...мОсквич служебный и выбирать не приходилось особо..года три спорил и ругался с начальством...потом плюнул...открыл ИП и купил БУСа...чужие деньги? С отцом этого парня вместе работать начинали...тот ему кстати своего МАЗа и отдал старого по началу...

0

Сомнительное удовольствие за 800 рублей месяц работать, а за пару часов привезти 10 тонн гравия за сотку баксов и это даже не в Минске а в Бресте в столице это будет еще дороже, считаю вполне вполне нормальным человек сам на себя работает, только это дорогого стоит.

0

это автомобиль из 1960-х, который устарел уже к 1980-м, - и с тех пор прошло еще 40 лет! То есть это соответствующий уровень комфорта, ходовых качеств и безопасности.
вот 101%
приходилось ездить на Тойоте Карине в конце 90-х и буквально пару-тройку лет назад (жизнь заставила пересесть на 3-4 дня))
в 90-х это была чудо машина!
а в 10-х - при том, что автос был в вполне ухоженном состоянии и не гнилой нигде (привет заклинателям про "гниюшчых японцев") - просто поповозка из п. А в п. В, ибо за 20 лет технологии реально ушли далеко вперед.
с жигами - та же история, хоть копейка, хоть 9-ка.
в 80-х по сравнению с Москвичем любые Жигули были почти иномаркой

4

Карина устарела морально ( и кстати о какой Карине речь, 2 или Е) ездил и на одной и на другой, так вот Карина 2- по материалам отделки была куда лучше карины Е+ очень экономичные и не сильно гниющие!
Что до Москвича - крайне не согласен, что Таз был «намного» лучше, по мне так паритет, что то лучше у одного, что то лучше у другой .

3

кто хочет заняться востановлением то советую не покупать донора в виде хлама а сразу начать варить новый кузов. Т. е покупать днище к нему лонжероны, брызговики, усилители , пороги, панели, крышу и т. д. так ранее делали ремонтные кузова на автовазе
как указано в заголовке покупать старые жигули смысла нет - всё сгнило

1

Судя по кол-ву, в Бобруйске Жигули довольно популярны.

1

Ваз классика для детей, просто поиграться и выкинуть.

7

Во-вторых, считается, что во второй половине непростых для российского автопрома 1990-х качество "жигулей" заметно упало.
Открою авторам страшную тайну : качество сборки и комплектующих авто ВАЗа падало практически с самого начала производства !
Авто отца - ВАЗ-21011 из самых первых серий (то ли конца 1974,то ли января 1975 года выпуска)-практически половина комплектующих стояла пр-ва "стран СЭВ" (если кто ещё помнит что это такое !).Даже болты на 13 мм были не СССР-кие.
Навскидку по памяти:вся проводка и все реле,стартер,лампы,генератор-Венгрия,оптика,свечи-PAL Чехословакия,аккумулятор-Югославия,даже простой радиоприёмник-и тот был румынский !
И всё это работало без нареканий ! Само авто было собрано т.к. что за всё время эксплуатации с понятием "заводской брак" ни разу не сталкивались.
Но вот как только вышедший из строя узел или деталь заменялся купленным таковым пр-ва СССР (например,генератор,стартер,тот же аккумулятор)-то сразу чувствовалась разница (как говорил отец "Без мата не опишешь с какого места руки у изготовителей растут !") .
Кузов,кстати,был весь (а не только юбка,ка потом !) с низу до верху загрунтован ГФ-021,по грунту лежал слой серого цвета (так и не поняли что ),а уже потом только заводская краска !
На днище под мастикой было обнаружено что-то типа белой полимерной плёнки !
Чудес не бывает и "Жигули" были "Жигулями",но .... с 1974 года по начало 2000-х до момента продажи в авто были заменены только передние крылья,в моторе менялся только распредвал где-то на 150 000 ! Пробег к продаже был где-то за 250 000 км-тот,кто ездил на таких авто - поймёт.
Предвидя вопросы типа "а чего такую корову продал"-отец не ездил по возрасту,а это мне авто уже было не интересно+ уже надо было заниматься подваркой днища и багажника и ремонтом мотора.
У родного дяди ВАЗ-2102 где-то начала 80-х годов выпуска через пару лет начал гнить изнутри (!) со страшной силой практически по всему кузову (про обычные "жуки" можно и не вспоминать!)-это при том что человек за машиной ухаживал регулярно.
По иронии судьбы примерно в тоже время он был в командировке в Тольятти-то.что он увидел на ВАЗе повергло человека в шок ! Например,кузовные детали,хранящиеся под открытым небом !
И в ржавом виде поступающие на сборку !
Так что место там действительно "проклято"....

6

Трепло, мой отец то же был на ВАЗе в те годы, все там нормально было, вот после развала 1991 все пошло косяком, ржавые детали, окраска без грунта и т.д. Наверное мы такая нация обсирающая свое прошлое, своих отцов и дедов, а что сами то сделали, похвалитесь. И ходили советские запчасти отлично, не врите, одна беда была - хрен достать, все через сервис и то не всем и не всегда. И ЗИЛы и ГАзики ездили в хороших руках без проблем. Но это было прошлое и оно ушло, при этом люди были гораздо добрее, да и хватало им всего.

2

Еще надо быть готовым к тому, что за ремонт "жигулей" обычные мастера могут брать больше, чем за иномарку, или не будут браться вовсе. Потому что, с одной стороны, там все закорело, с другой - многие современные механики хорошо знают, как работать с иномарками, но советскую технику никогда не "крутили" и уже не знают связанной с этим специфики.

На жиги трудно найти нормальные запчасти. Также как на уаз, газ и тд.
Звучит дико, но это реально проблема. Говорю как работник автосервиса с десятком поставщиков.
Каждую новую деталь на жигу необходимо доработать напильником. Вот ей богу! Не шучу! Кто в теме, тот поймёт.
Жигу чинить нерентабельно. Мороки и гемороя зачастую больше чем с иномаркой, а платить хозяева не хотят! Типа, а чё так дорого? Это же жига!
Типа раз жига стоит копейки, значит и ремонт должен стоить копейки.
А сделано всё в русских машинах через жопу. Резьбы мелкие, засоряются, срываются, прикоревают. Поменять краник печки или радиатор печки тот ещё квест... Звучит странно, но ремонтопригодность русских машин низкая. Особенно уаз, ваз, газ.
Мы на сервисе не очень любим работать с этими машинами.

5

Правильно, если руки растут из ж, так и не можете.... Ставите г-но от своих поставщиков за рубль, а с хозяина хотите 10 содрать, не нравится не берите в ремонт, а взяли так делайте нормально.

0

А многие на самом деле и не берут! Причины разные, но это факт! Во многом согласен с «ремонтником»

2

Руки из жопы у тех кто жигу сделал. И у тех, кто для нее запчасти делает. Если бы у меня были из жопы, я б легко справился с ремонтом)))))

0

Ровно так же любой древний итальянский корч...

1

Запчасти на жиги у поставщиков не берём. Приходит хлам, да ещё и не тот.
Ездим в спец-магаз с лада-сервиса. И там берём самое лучшее. И только так оно более - менее будет ходить.

1

Приезжает человек на семёрке, заклинил краник печки. Привозит новый краник (тот же производитель, что и на машине стоит). Молодой парень поставил краник, завёл, а печка не греет. Пытаемся прокачать - не прокачивается. Радиатор, к слову, тоже был новый. После танцев с бубнами, попробовали просто продуть печь, а она не продувается! Снимаем краник, заглядываем внутрь, а там внутри, на корпусе дефект отливки, перекрывший канал. Расковыряли, поставили, всё греет.
На стальных трубках (антифризных) приливы на фланцах. Пока напильником не сточишь, плотно не прижмётся, будет течь. Да бесконечно можно говорить, надоело. Одним словом - говно.

1

А зачем там краник?((в сети полно видео как ставят водопроводный шаровый кран под капот))

0

Краником регулируется "тепло-холодно". Регулируется величина потока. А не заслонками.

0

И Вы это пытаетесь объяснить диванным "спецам",которые эти самые ВАЗы видели только со стороны ?!
Кран отопителя-одно из неудачных решений в ВАЗ-классике. Когда у отца он тоже потёк-просто на резиновую трубку на входе в печку под капотом поставили 2 пластинки с болтиками:надо включить-отвернул,надо выключить-закрутил и пережал шланг !
Дико,но ведь работало ...
Насчёт стучащих пяткой себе по лбу о том что на ВАЗе при совке всё было тип-топ:не буду говорить о том про что слышал от других,приведу пример,свидетелем которого был лично:
-Год 1988 или 89,гарантийное СТО "ЛАДА" в областном центре.
На подъёмнике висит новенькая вишнёвая "девятка",рядом изумлённый дедок-владелей и несколько озадаченных матерящихся слесарей во главе с мастером.
История такая:после кучи лет в очереди на получение авто дед наконец стал его счастливым обладателем.И всё бы хорошо,но на большой скорости по авто появлялась небольшая вибрация. И приехал дед на элементарную балансировку колёс (которую в те времена и делали-то далеко не все !).
А колёса с авто НЕ СНИМАЮТСЯ-КОЛЁСНЫЕ БОЛТЫ ВСЕХ 4(!) КОЛЁС "ЗАКРУЧЕНЫ ПУТЁМ ПРЯМОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ" !!!
Для не понявших-попросту забиты кувалдой !!!
Сторонники "качества" комплектующих времён СССРмогут найти тех,кто купил самые первые 2105-2107(примерно 1980-81 гг.) и спросите у них про ресурс ремня ГРМ.
На СТО стоял в прямом смысле рядок новых машин с вышедшими из строя ремнями.....а ремней попросту не было даже для таковых авто,не говоря про магазины.где на полках лежало то что годами не ломалось !
Для информации:если в начале выпуска на каждый авто ВАЗ фонд з.п. составлял несколько сот рублей,то в середине 80-х-несколько десятков руб.

4

я смотрю что тут все такие великие знатоки, как жили в СССР,хотя больше чем уверен, что большинство писак на этом форуме родились 1995 +,как вы можете сравнивать как там жили плохо или хорошо,и какими были те авто и остальные вещи которые выпускали в СССР,ни когда ни живя в этой стране?

1

Если из года 1925-го, то можете рассказать, будет очень интересно послушать.
Поздний СССР, на нефтяной игле, уже нет, сами при памяти.

2

Скорее бы уже школьники поразбивали эти ведра в своих дрифт проЕктах. Кровь из глаз когда вижу это убожество.

0

Плюсы советского автопрома-много железа за небольшие деньги, тяговитые моторы и бронебойные подвески. Минусы-слабые кузова, плохое качество запчастей, их реально надо дорабатывать напильником, с РТИ-как повезет (везёт редко), "ходят" запчасти мало.
Первой своей машиной имел ВАЗ 2102, точнее я думал, что имел, на самом деле это она "имела" меня. После неё был Опель Кадет 1,6д - небо и земля. Больше жигули не хочу.

0

Кто может хвалить СССР и говорить что жизнь была отличная. Только партработники, работники профсоюза, завбазы, завмага ну и их дети. так как самих работников и завов в живых уже почти не осталось. В СССРе ни хрена не было, страна поголовного дифицита. Все по блату. Где нибудь на заводе можно было закалачивать по 500-600 рублей з\п и ездить на работу на общ.транспорте в простых штанишках и ситцевой рубашке. Под новый год что бы на стол порезать хорошей колбасы, там сыра. положить апельсины, бананы нужно было в Москву ехать. Шпроты хрен где достать было, я не говорю про икру или красную рыбу. А какой нибудь завсклад на промбазе или продмаге, получая свои 150 + прогрессивка, даже 50%, имел все и машину и в джинсе-адидасе ходил, и на курорты летом ездил, а не в феврале. Такой же бардак и на заводах гигантах и не гигантах был. Кто в секретке работал - оружие производил, те в белых халатах и столовки у них свои были. А кто в обычном цехе к примеру москвичи клепал, тот в грязной робе по масленной жиже в дыму и копоте весь день. Отсюда и качество вооружения и Москвича или жиг тех же.

  • Войти или создать профиль