Что дилеру хорошо, то простому белорусу плохо, или Почему продавцы новых машин недовольны 140-м указом?

24342 85
24342 85

Недавно заместитель председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода сообщил о спаде темпов роста продаж новых автомобилей во втором полугодии 2019 года.

По его мнению, немаловажную роль в этом сыграл 140-й указ, с выходом которого белорусский покупатель вновь стал отдавать предпочтение б/у автомобилям.

Владимир Аплевич разбирался, чем недовольны дилеры и как это может отразиться на простых покупателях.

Главный импортер - физическое лицо

На автомобильном рынке Беларуси до 2009 года царила стабильность: продажи росли весной и падали зимой. "Рулила" рынком "бэушка", которую везли из Европы и США, а потом Беларусь вступила в Таможенный союз.

Первыми все "преимущества" ощутили на себе юридические лица: с 2010 года для них начал действовать единый тариф ТС, цены поднялись до уровня российских.

Для физических лиц существовал переходный период полтора года, действовавший до 1 июля 2011-го.

Наверняка многие хорошо помнят, что в те годы происходило на белорусском автомобильном рынке. Так, например, за 9 месяцев 2011-го в Беларусь было ввезено 262,4 тыс. легковых автомобилей, в том числе физическими лицами - 252,1 тысячи. Тогда доля физлиц составляла около 95% общего количества. 2011 год стал самым пиковым за всю историю Беларуси, даже учитывая тот факт, что старые тарифы в 2011-м действовали всего 6 месяцев.

Для сравнения: за весь не менее напряженный 2010 год физлица ввезли в страну 192 тыс. автомобилей.

Рекорды дилеров

По понятным причинам в те годы белорусские дилеры переживали не самые лучшие времена. Хотя еще буквально за год до вступления в ТС, в 2008-м, им удалось достигнуть наилучших показателей за всю историю продаж, что сделало 2008-й рекордным на годы вперед. Побили рекорд по продажам новых авто только в 2013 году. При этом цифры все равно оставались достаточно скромными - около 30 тыс. авто в год.

Но радовались наши продавцы недолго. С обвалом курса российского рубля и наступлением очередного кризиса продажи снова упали, опустившись до 24 тыс. в 2014 году. В следующие два года продажи держались на уровне 26 тысяч.

В те годы белорусы все больше покупали автомобили в России, как новые, так и б/у, в то время как поток авто из-за пределов ТС практически иссяк.

Превысить показатели продаж 2008 и 2013 годов вновь удалось только в 2017-м, когда членами БАА было продано чуть более 34 тысяч авто.

Куда более значительный рост показал 2018 год - больше 50 тысяч авто.

Льготники составили конкуренцию

Рост продаж отмечается и в текущем году. Но, по словам Сергея Вариводы, автомобильный рынок страны к концу уходящего года утратил свою позитивную динамику: "Если дилерские продажи первого квартала в сегменте легковых автомобилей по инерции прошлых двух лет по-прежнему выросли на 50 процентов, то к началу зимы рост сошел на нет".

При этом, как отмечает Варивода, дилеры все же увидят 25-процентный рост продаж легковых автомобилей по итогам года.

Автодилеры не были готовы к указу

Также в БАА отметили, что ввоз авто физическими лицами из-за пределов Евразийского экономического союза ускорился до 200% к уровню прошлого года.

По словам Сергея Вариводы, автодилеры не были готовы к такому развитию событий: "Под давлением избыточных стоков цены на новые легковые автомобили ушли вниз. За сохранение доли рынка приходится платить прибылью. Или убытками, у кого как".

В БАА предполагают, что в будущем году роста продаж не произойдет.

По мнении зампредседателя правления БАА, немаловажную роль в подобном влиянии на рынок оказал вышедший весной указ №140, позволяющий инвалидам и многодетным ввозить авто, оплачивая 50% пошлины.

Любовь по принуждению

Из этих фактов можно прийти к выводу, что у многих наших граждан любовь к так называемым "бюджетникам" оказалась любовью по принуждению. Ведь как только появилось больше возможностей приобрести подержанный автомобиль за пределами ТС, интерес к представленным на нашем рынке моделям упал. Даже сложно представить, насколько мог бы снизиться интерес к новым "бюджетникам", существуй какой-нибудь закон, позволяющий, к примеру, всем белорусам раз в год или два привезти авто по сниженным тарифам, не говоря уже о снижении возрастного ценза с 5 до 10 лет или вернись Беларусь к тарифам, существовавшим до июля 2011-го. Что случилось бы с продажами, дай людям право выбора между новым авто бюджетного сегмента или поддержанным "премиумом"? Сколько бы осталось желающих купить "пустой" седан за 9000$? Вопросы риторические…

Но объяснить тенденцию достаточно просто: наши люди соскучились по тем машинам, да и модельный ряд, представленный белорусскими продавцами новых машин, мягко говоря, можно назвать скромным. Дилеры в большинстве своем продают только машины, произведенные в России или Беларуси, в то время как рынок европейских стран куда более разнообразен.

Минус дилеру - плюс всем остальным

Безусловно, дилерам было удобно работать в сложившихся условиях, когда благодаря "драконовским" пошлинам поток авто из Европы и США практически иссяк. Они конкурировали только между собой, а теперь им приходится конкурировать еще и с теми, кто возит авто из США и Европы.

В любом случае такой расклад только на руку обычным покупателям. Дилерам придется "завлекать" клиентов различными акциями, программами, скидками, более выгодными кредитами и рассрочками. При этом продажи новых авто из-за 140-го указа вряд ли могут рухнут до показателей 2015-2017 годов. Во-первых, привозить машины из-за границ ТС в большинстве случаев выгодно только в возрасте до 5 лет, во-вторых даже 50% пошлины плюс утилизационный сбор - это не такая уж малая сумма. В-третьих, определенная часть людей все равно будет отдавать предпочтение новому "бюджетнику", а не "бэушке". Так же вряд ли 140-й указ сможет повлиять на желание юрлиц купить новые автомобили. Выходит, что хорошо для дилера, то плохо для рядового покупателя. Ведь 140-й указ дал немного больше возможностей выбирать между новыми авто, продаваемыми у нас, и поддержанным транспортом, продаваемым на Западе.

Не стоит забывать, что указ в любой момент могут отменить или изменить, как это когда-то произошло с декретом №6. Но можно смело предположить, что если это и произойдет, то точно не в 2020 году, так как в бюджете на следующий год государство уже запланировало получить больше средств за счет растаможки авто по льготному указу. К тому же в 2020-м должны пройти президентские выборы, а это значит, что принимать непопулярные решения никто, скорее всего, не будет.

Автобизнес
Фото из архива редакции

Без разницы, ищите вы подержанный "премиум" или свежий "бюджетник" - в нашей базе объявлений найдется машина для каждого!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/213037_1_350.jpg?v=1577363043
Пожалуйста, подождите...