"Нива" и ее будущее. В ожидании еще одного Duster, или Зачем АВТОВАЗу сразу три внедорожника?

33723 56
33723 56

Задача вовсе не на арифметику. Lada выкупает СП по производству Chevrolet Niva и возвращает бренд "Нива", а пока проектируется модель 4x4 New Generation, обновляет старую модель.

Сколько внедорожников будет в линейке Lada через пару лет? В будущее попытался заглянуть Иван Кришкевич.

Был прогрессивным - стал устаревшим

Меньше месяца назад стало известно, что АВТОВАЗ выкупает "американскую" долю в СП "GM-АВТОВАЗ" - таким образом, предприятие становится полностью российским, а в будущем внедорожник Niva будет продаваться под маркой Lada. Легендарное имя "Нива" тоже вернется в собственность АВТОВАЗа. Но ведь в Тольятти есть своя "классическая" внедорожная модель Lada 4x4, уже вовсю идут работы над 4x4 New Generation. И что будет с проектом нового поколения Chevrolet Niva, о котором громко заявили еще в 2014-м, но который был затем заморожен?

Начнем с истоков. В далеком 1977 году "Нива" ни много ни мало открыла новый класс компактных внедорожников и стала одним из самых успешных советских автомобилей на внешних рынках - до сих пор ее можно встретить в горных районах Италии и Австрии. Также отметим, что это собственная разработка советских конструкторов.

Секрет успеха был в самой концепции. Полный привод, понижающая передача и межосевая блокировка были "подружены" с компактным несущим кузовом. Другими словами, повышенная проходимость сочеталась с практически легковым комфортом и управляемостью - эти показатели для своих лет были очень высоки. Плюс простота использования постоянного полного привода без "заморочек" с подключением/отключением передней оси.

Увы, дальнейшее развитие модели серьезно запоздало. Первая серьезная модернизация последовала лишь в 1993-м (тогда изменился интерьер, появился новый инжекторный двигатель), еще одна - в 2009-м. В 2016 году обновили ходовую часть, в самом конце 2019-го появился новый (третий по счету) интерьер плюс некоторые мелочи по функциональной части.

Но все эти модернизации уже не способны "дотянуть" ВАЗ-21214 до уровня современных компактных внедорожников по части комфорта, управляемости, оснащения и комфорта, не говоря уже про активную и пассивную безопасность. Так, несмотря на эксперименты с внедрением других моторов, включая дизельные, под капотом всего лишь 82-сильный 1.7, с которым все препятствия лучше брать ходом.

Тем не менее эта модель до сих пор остается на конвейере. Более того, в начале 2015 года на фоне стремительного падения автомобильного рынка в России именно Lada 4x4 оказалась в топе продаж и в следующие годы остается одним из наиболее популярных внедорожников. Модели уже 42 года, но похоже, что она способна встретить на конвейере и 45-летний юбилей, прежде всего как самый доступный "проходимец" на рынке.

Станет "импортным" кроссовером

Стабильный спрос на старую модель позволит ей еще какое-то время продержаться на конвейере. Но в Тольятти уже вовсю работают над Lada 4x4 New Generation - и это будет совершенно новый автомобиль! Возможно, он повторит основные стилистические идеи, заложенные в концептуальном внедорожнике Lada 4x4 Vision, представленном на Московском автосалоне 2018 года. Основания так полагать вытекают из того факта, что в 2019-м АВТОВАЗ запатентовал дизайн и интерьер. И если серийная модель будет выполнена в том же духе, пусть даже с упрощениями, это будет здорово, ведь в концепте дизайнерам удалось совместить современную внешность с ретромотивами классической "Нивы".

Уже известно, что новое поколение автомобиля создается на базе Duster II, то есть Lada 4x4 NG переедет на реношную платформу Global Access. С одной стороны, это позволяет сэкономить время и деньги при разработке, с другой - ставит вопрос о ее внедорожном арсенале. Ведь Duster имеет поперечное расположение двигателя и обходится подключаемым через электронно-управляемую муфту полным приводом, без механических блокировок и понижающей передачи. В свое время ходили слухи, что Lada сохранит более "продвинутую" во внедорожном плане трансмиссию, но верится в это с трудом: слишком очевидным представляется решение сэкономить и взять проверенный временем узел.

Весной этого года российские СМИ со ссылкой на президента АВТОВАЗа Ива Каракатзаниса сообщили о том, что Lada 4x4 NG появится не ранее 2022 года. При этом глава компании не исключил, что при выводе нового автомобиля старая модель еще какое-то время останется на конвейере. Это было бы мудрым решением, если учесть, что так Lada сможет по-прежнему предлагать простой и дешевый настоящий внедорожник.

Наследник, ставший конкурентом

Вообще-то стоит напомнить о том, что замена классической "Ниве" была готова еще 20 лет назад. Конечно, ВАЗ-2123 был эволюционным развитием старой модели, но как минимум получил более современный кузов, а с ним - дизайн и интерьер. Причем при сохранении компактных размеров внедорожник имел пять дверей. В 1998 году завод отправил модель в опытно-промышленное производство, но для организации массового серийного выпуска нового внедорожника у него просто не было необходимых средств.

Выходом стала продажа лицензии на выпуск модели (а одновременно с этим и имени "Нива") американскому концерну General Motors. В сентябре 2002-го совместное предприятие "GM-АВТОВАЗ" приступило к производству внедорожника Chevrolet Niva. За 17 лет было выпущено более 700 тысяч автомобилей, юбилейный экземпляр сошел с конвейера 12 ноября 2018 года.

20 лет разницы в возрасте дают Chevrolet Niva некоторую фору, но и эта модель уже безнадежно устарела. Например, несмотря на то, что предпринимались попытки выпускать версию FAM-1 с двигателем Opel 1.8 (122 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач Aisin с раздаточной коробкой в едином блоке, основная масса автомобилей оснащалась все тем же 1,7-литровым двигателем ВАЗ и традиционной для Niva (и Lada 4x4!) трансмиссией.

В декабре 2018 года автомобиль получил новое Одобрение типа транспортного средства, хотя ранее предполагалось, что продлеваться ОТТС не будет, модель отправится в отставку. Но стабильный спрос и отсутствие средств на освоение новой модели продлили жизнь ветерану. Для этого все версии получили как минимум одну подушку безопасности, ABS и ЭРА-ГЛОНАСС.

Сколько "Нив" нам светит?

Итак, АВТОВАЗ возвращает себе имя "Нива" и как минимум сможет использовать его вместе с маркой Lada для наследника ВАЗ-2123. Подробности сделки неизвестны, но можно предположить, что "Нивой" вновь станет и классическая модель. Также возможно, что разрабатываемая нынче модель будет носить название Niva NG.

Впрочем, нейминг - дело пусть и важное, но в данной истории вторичное. Куда интереснее, как распорядится тремя различными моделями АВТОВАЗ. Логика "оставить на конвейере, раз есть спрос" применима к обоим старым внедорожникам, но не многовато ли "ветеранов" будет в линейке?

С другой стороны - это мы сейчас фантазируем, - в Тольятти могут реанимировать проект Niva-2 и предложить внедорожник с кардинально обновленным дизайном и интерьером, но с продольно размещенным мотором, постоянным полным приводом, понижающей передачей и блокировкой. То есть всем тем, что хотели бы видеть некоторые на Lada 4x4 NG, но чего почти наверняка у нее не будет.

Конечно, такой расклад выглядит фантастикой, особенно с учетом существующей экономики и политики. С другой стороны, по такому сценарию АВТОВАЗ получил бы три действительно разные внедорожные модели в своей линейке:

- глубоко модернизированная Niva (пока еще Chevrolet Niva) с новым дизайном, интерьером, доработанными либо новыми агрегатами, но прежней принципиальной схемой трансмиссии - как доступный, но все же более современный внедорожник "старой школы";

- классическая модель (Lada 4x4) с минимальными обновлениями - как предельно доступный внедорожник;

- будущая Lada 4x4 New Generation - как более дорогой и современный кроссовер с упрощенной трансмиссией, который мог бы составить конкуренцию иномаркам без ценового допинга.

Каким будет решение завода, узнаем через несколько лет. Каким бы ни оказался расклад, в нем наверняка найдется место одной из старых моделей и возвращенному имени "Нива". И то и другое не может не радовать. Но все же с особым нетерпением ждем абсолютно новый внедорожник из Тольятти.

Автобизнес

Нужен кроссовер? Открывайте  базу объявлений Автобизнеса!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/212912_1_350.jpg?v=1577026666
Пожалуйста, подождите...