Купить автомобиль - и не пожалеть. Часть 3. В поисках "маньяка" и его "идеальной" машины

28391 1

Итак, наш масштабный и подробный проект, раскрывающий все аспекты автомобильной сферы, набирает обороты. Мы уже определились, как выбрать модель и модификацию автомобиля, поговорили, как оценить объявления. Идем дальше - начинаем переговоры. 


От звонка до сделки 

В случае с дорогими покупками личность продавца играет не последнее значение. Даже после короткого разговора вы понимаете, кто перед вами, посредник или реальный владелец. Во втором случае вы уже можете составить впечатление о том, что человек знает о своем автомобиле, как к нему относился. Это сразу видно по сами ответам. Согласитесь, куда спокойнее покупать машину у "маньяка", который расскажет обо всех модификациях данной модели, покажет документы не только на автомобиль, но и на все оборудование, чеки на шины и диски, а заодно пришлет Excel-файл со всеми расходами. 

Но еще найди такого маньяка! Поэтому отбор напоминает сито. Вы отобрали 20 интересных, на ваш взгляд, вариантов. Гнать все 20 машин на сервис - затратно и по времени, и по деньгам. Поэтому в идеале получается следующий алгоритм: сначала общаемся с продавцами по телефону и отбраковываем часть вариантов, оставшиеся осматриваем самостоятельно, лучшие из них (а в идеале - ваш конечный выбор) показываем специалистам. Конечно, возможны и другие вариации, но такая перевернутая пирамида хороша тем, что тратить время и деньги на окончательную проверку вы будете лишь в отношении считаных экземпляров. 

Так вот, в процессе "отбраковки" немаловажную роль играет именно общение с продавцом, а именно то, какие вопросы вы задаете и какие ответы на них отвечаете. При правильном подходе это здорово экономит время, ведь часть вариантов можно отсеять уже после телефонного звонка. Итак…

Телефонный "опрос"

Задачи первого звонка - удостовериться, что автомобиль по-прежнему в продаже, выяснить, кто является продавцом, собственник или посредник, узнать, как может быть осуществлено оформление сделки купли-продажи, а также получить примерное представление о текущем техническом состоянии автомобиля и его предыдущей эксплуатации, уточнить актуальную стоимость и комплектацию. 

Даже хорошо составленное объявление, как правило, не раскрывает всех деталей о предмете продажи. Если же описание было лаконичным или не очень конкретным, вопросов еще больше. Вот их и стоит задать во время телефонного звонка, чтобы не тратить зря время на поездку, если можно сразу определить, что вариант не "ваш". Какие вопросы следует задавать в первую очередь?

  • Кто является владельцем / на кого оформлен автомобиль? Варианты "дядя", "родственник", "приятель" и прочие в том же роде, скорее всего, говорят о том, что вы имеете дело с "перекупом". Конечно, бывают случаи, когда продажей действительно занимается не сам продавец, а его знакомый или родственник без своего коммерческого интереса. Но сами понимаете, насколько велики шансы, что это именно так. 
  • Как будет оформляться сделка? Самый надежный и спокойный вариант для вас - оформление договора купли-продажи с регистрацией в ГАИ. Чем чревата покупка по счету-справке, да еще по копии паспорта владельца, мы неоднократно рассказывали
  • Как долго находится автомобиль в пользовании, где обслуживался, есть ли документы, подтверждающие сервисную историю? На этом этапе уже можно понять, является ли продавец машины ее реальным владельцем, в каких руках была машина в последнее время.
  • Запросите VIN-номер - это особенно актуально для автомобилей из России (для проверки на предмет нахождения в банковском залоге) и США (чтобы посмотреть, в каком состоянии автомобиль приобретался там). В некоторых случаях кое-какую информацию можно раздобыть и по европейским машинам. В общем, если имеется смысл и возможность пробить машину по базам, запрашивайте VIN. 

  • Каково текущее техническое состояние (что с кузовом, случались ли аварии, ремонтные работы, состояние двигателя и его предыдущее обслуживание, коробки передач), какие технические нюансы имеются, какой ремонт (обслуживание) потребуется в ближайшее время? Опять же по ответам можно получить представление о том, кто продает машину и что он вообще о ней знает. При этом важно понимать: ответы далеко не всегда являются гарантией того, что данное описание будет соответствовать действительности. 
  • Уточнить оснащение автомобиля и работоспособность опций (аудиосистема, кондиционер или климат-контроль, наличие ABS, ESP, подушек безопасности). 
  • Какова конечная цена, возможен ли торг, что включено в стоимость (грубо говоря, какова комплектация автомобиля и что продавец обещает отдать вместе с ним - например, комплект колес, какие-то запчасти, коврики и т.д.)?

Также можно задать дополнительные вопросы вроде причины продажи или условий эксплуатации. На данном этапе они не так важны, к тому же ответы практически невозможно проверить. Но это также поможет получить представление о том, в каких руках была машина последнее время. 

Если вы не уверены, что сможете во время разговора задать все нужные вопросы, составьте список и держите его перед глазами во время звонка. Также не будет лишним по каждой рассматриваемой машине вести отдельные заметки, особенно если рассматриваете достаточно много вариантов. Так вы, с одной стороны, не запутаетесь и будете иметь перед глазами всю полезную информацию, с другой - сможете дополнительно перепроверить продавца. Если при последующей встрече "легенда" изменится, новые ответы будут противоречить старым, это должно насторожить. 

Если вы ограничены во времени и намерены как можно быстрее произвести покупку, а вариант вас устраивает по описанию, можно сразу же договариваться о встрече, чтобы увидеть машину вживую и, возможно, показать ее специалистам. Если вы никуда не спешите, лучше возьмите тайм-аут и спокойно обдумайте, какие из вариантов проходят в дальнейший тур. Но в этом случае при разговоре уточните и оговорите возможность дальнейшей встречи для осмотра, пробной поездки и визита на сервис. 

При встрече

Снова задаем вопросы! Некоторые просто повторяются или задаются в несколько иной форме. Цель - уточнить информацию, получить более подробный ответ, а заодно проверить, не юлит ли продавец. Итак, о чем важно спросить уже при личной встрече и осмотре автомобиля?

  • Какие документы есть на автомобиль? Попросите посмотреть свидетельство о регистрации - на кого оно оформлено? То же и со счетом-справкой, хотя выше мы уже сказали, что это, мягко говоря, не самый лучший вариант. 

  • Какие элементы окрашивались и почему? Бывал ли автомобиль в авариях? Это скорее проверочный вопрос на честность, ведь специалист или пресловутый толщиномер сразу укажет на крашеный элемент. 
  • Какие технические проблемы имеются в данный момент? На них есть скидка? Само собой, этот вопрос, как и предыдущий, лучше задать до осмотра и диагностики автомобиля.

Если перед вами "перекуп", больше особо спрашивать не о чем. А вот с реальным владельцем можно пообщаться поподробнее. 

  • Дополнительные документы - на аудиосистему, сигнализацию, газовое оборудование и т.д. Поверьте, у того, кто щепетильно относится к вещам, все это будет! 
  • Как автомобиль эксплуатировался? Каждый день, сезонно? Это были преимущественно городские или трассовые поездки? Здесь не столько важно, что говорится (проверить достоверность обычно сложно), сколько то, как это рассказывается. Это и проверка "легенды", и возможность "раскрутить" продавца на более подробный рассказ о машине и характере эксплуатации. 
  • Где и как обслуживался автомобиль? Какой был межсервисный интервал? Помимо замены масла и фильтров что подразумевает продавец под обслуживанием? Достаточно показательный вопрос: когда делался развал-схождение и можно ли посмотреть распечатку со стенда?

  • Какие замены помимо "расходников" и ремонты производились и когда? Документы на серьезные ремонты сохранились? В стране, где гаражный сервис уважают больше официального или просто вынуждены к нему прибегать, документов может и не быть. Но в целом ответы на эти вопросы могут быть достаточно показательными.
  • Что дополнительно идет вместе с автомобилем?

Еще некоторые вопросы наверняка появятся в процессе осмотра автомобиля или по результатам диагностики. Обнаруженные недостатки могут стать как поводом для торга, так и причиной отказа от покупки. Повторимся, что несоответствие "легенды" и ответов с тем, что вы видите своими глазами, должно как минимум насторожить. 

Коль сегодня говорим об общении с продавцом, упомянем этот момент здесь. Если при обнаружении недостатка продавец утверждает, что проблема решается легко и недорого (например, надо всего лишь заправить кондиционер - и он заработает, поставить новую лампочку - и подсветка "номера" будет гореть), почему она не устранена? Это особенно должно насторожить, если по ряду признаков видно, что автомобиль готовился к продаже и "аж блестит". В таких случаях все мелкие легко решаемые неисправности точно устраняются, чтобы не снижать привлекательность товара. 

Само собой, вопросы владельцу и его ответы - это лишь часть "программы". Основное "действо" - осмотр и проверка самого автомобиля. На что смотреть и на что обращать внимание, как и что проверять - тема для отдельного разговора, которому мы посвятим следующую часть нашего проекта. 

ABW.BY 

А теперь по сложившейся традиции переходим от теории к практике! В нашей базе объявлений - более 65.000 предложений

Пожалуйста, подождите...