Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Эволюция или деградация? Как менялись приоритеты белорусов в отношении новых авто за последние 10 лет

32457
32457

Рынком новых автомобилей в РБ уже который год подряд правят бюджетные автомобили российского производства. Продажи новых легковых авто в РБ еще в 2005-м перешагнули рубеж 4-5 тысяч в год и даже в не самых лучших экономических условиях ежегодно составляют десятки тысяч единиц. 

Раньше все было иначе, и ностальгия по тем годам, когда за 5-6 тысяч долларов можно было пригнать 10-11-летний 124-й Mercedes из Германии, все еще жива. На профильных форумах то и дело вспыхивают словесные перепалки между поклонниками подержанного "премиума" и покупателями "бюджетников". Именно поэтому я предлагаю вам небольшую экскурсию в прошлое с демонстрацией того, как белорусы покупали новые легковые автомобили в 2007-2017 годах. 

За это время кто-то научился читать и уже окончил школу, популярные авторынки и просто рынки начисто проиграли битву за покупателя современным торговым центрам, почило в бозе "Моторшоу", собиравшее некогда сотни тысяч желающих поглазеть на новые авто и сфотографироваться с ними для "Одноклассников", ну а большинство выживших в непростых условиях белорусского автобизнеса дилеров с асфальтовых площадок и арендных площадей переехало в концептуальные дилерские центры.

Продажи новых легковых автомобилей тоже не стояли на месте. Падал, спотыкался и снова падал белорусский рубль, росли таможенные пошлины, с денежных купюр уходили нули, а продажи новых авто упорно двигались вверх, то и дело получая от чиновников то отмену льгот по НДС, то утильсбор, то дорожный сбор, который коснулся каждого автовладельца. В текущем году скучно тоже не будет - на этот раз в воздухе висит вопрос по электронному паспорту транспортного средства и уровню локализации производимых в РФ "иномарок", который с 1 июля 2018 года должен превысить 50%, чем могут похвастать считаные бренды, у которых в РФ есть не только сварка кузовов типа нашего Geely, но и кузнечно-прессовое производство кузовных панелей из российского проката, и полноценное производство двигателей (не путать со сборкой). И это очередной раз может внести серьезные коррективы в расстановку сил на рынке новых легковых автомобилей в РБ.

При всем уважении к маркетологам и рекламщикам автомобильных импортеров и дилеров белорусы всегда склоняли свой выбор в пользу тех марок, на которые хватало денег. В части новых легковых авто так было и до, и после повышения таможенных пошлин. Обратите внимание, что в 2007-2011 годах в лидерах продаж новых легковых авто постоянно фигурирует Lada. 

Понятно, что до ввода высоких таможенных пошлин ее приобретали преимущественно госструктуры и силовые ведомства, но 1-2 тыс. машин - это результат, так как и у них была альтернатива сначала в виде автомобилей Samand, а затем и Geely подоспела. Но покупали Lada.

Обычные покупатели и представители частного бизнеса тем временем предпочитали новые Volkswagen и Toyota, Skoda и Mitsubishi. Но уже в 2007-м в первой десятке самых продаваемых автомобильных брендов сложно не заметить марки Dacia и Daewoo, которые благодаря сочетанию трех аргументов (доступная цена, новый автомобиль и вроде как "иномарка") в буквальном смысле ворвались в список лидеров продаж. И ничего, что Matiz за глаза называли "капсулой смерти", а его коррозионная стойкость оставляла желать лучшего, - 6000$ за новый гарантийный автомобиль делали свое дело. Dacia Logan в этом отношении была лучше, но и дороже, что, впрочем, не помешало ей еще в 2007-м найти 807 покупателей.

Заметьте, премиумные Audi, BMW и Mercedes появились в первой десятке самых покупаемых брендов лишь в 2010 году, когда стало понятно, что высоких таможенных пошлин не миновать ни физическим, ни юридическим лицам. Но достаточно долго держаться в первой десятке самых востребованных покупателями новых легковых автомобилей удалось лишь Audi.

Марка BMW вернулась в нее лишь в 2010-м и 2017-м, и вряд ли надолго. Два последних года погоду на рынке делают Renault и Volkswagen, суммарная доля которых в 2017-м на рынке новых легковых автомобилей Республики Беларусь составила 44,8%, в 2016-м - 42,0%, в 2015-м - 30,1%. В минувшем году вплотную к лидерам приблизилась Lada c 11,1% рынка и целым пакетом новинок. А тут еще Geely с новым заводом и фантастическими планами.

К слову, после первой "раздачи" госорганизациям Atlas в народ не пошел. Цены как были "от Юдашкина", так и остались, обещанных суперпривлекательных программ как не было, так и нет. В итоге в январе 2018-го, по данным БАА, продано лишь 35 машин… 

Теперь самое время перейти к конкретике и сделать краткий обзор того, какие конкретно модели автомобилей предпочитали белорусы в 2007-2017 годах, исходя из того что им позволяли доходы и предлагал рынок.

И вот тут начинается самое интересное. До середины 2011 года на рынке новых легковых авто царило хоть какое-то разнообразие. Лидеры продаж то и дело сменяли друг друга, среди самых покупаемых машин были и седаны разных классов, и минивэны, и внедорожники. Одним словом, покупатели приобретали то, что могли и хотели. Но стоило принять в автомобильном бизнесе правила игры Таможенного союза, как разом все изменилось. Начиная с 2012 года мы покупаем то, что есть. 

В итоге бессменный лидер продаж 2013-2017 гг. - Volkswagen Polo Sedan. Машина, безусловно, неплохая, но не настолько, чтобы 5 лет подряд быть в лидерах продаж. И это притом что в отличие от восточных соседей особой любви к 3-объемным кузовам типа седан белорусы, вкусившие прелести подержанных хэтчбеков, минивэнов и универсалов, никогда не испытывали. Renault Logan, KIA Rio, Hyundai Accent/Solaris туда же. Некоторое разнообразие в это "меню" кузовов вносят не менее доступные Renault Duster, Skoda Rapid и Sandero Stepway, но рынок явно истосковался по практичным универсалам и вместительным минивэнам. Популярность LADA Vesta SW и SW Cross, появившихся в продаже в декабре 2017-го, вкупе с неплохими продажами LADA Largus - яркое тому подтверждение.

Вообще при довольно внушительном количественном росте продаж новых легковых автомобилей в Республике Беларусь рынок новых авто у нас серьезно деградировал, став заложником автопроизводителей, разместивших свои производства в России. Никто, конечно, не запрещает привезти себе электрокар из Америки или полноценный минивэн из Западной Европы. Вот только здравый смысл с оглядкой на таможенные пошлины, утильсборы и прочие поборы, увы, делать это не велит. 

Юрий ЛИХУТА
ABW.BY

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль