"Необслуживаемую батарею никогда не куплю и знакомым не посоветую". Анонимно и откровенно про выбор аккумулятора

41194 63

Стартерными аккумуляторами торгуют круглый год, но пик спроса на них приходится на первые сильные морозы, когда будто по мановению волшебной палочки аккумуляторные батареи мрут под капотом автомобилей как мухи. Выход аккумуляторов из строя отправляет владельцев в автомагазины, а вместе с ними для оценки рыночной ситуации в поход по торговым точкам ежегодно отправляемся и мы.

В нынешнем году на разведку того, что ждет покупателей на аккумуляторном рынке, мы сходили заблаговременно и в статье "Покупаем "ящик с электричеством" - на что обратить внимание и какую сумму готовить" рассказали об увиденном.

Как обычно, за кадром остались разговоры с продавцами, без которых любой рыночный вояж не может обойтись по определению, однако на этот раз у одного из прилавков нам попался словоохотливый и интересный собеседник.

Его мнение относительно покупки аккумулятора отличалось от того, что мы привыкли слышать от других продавцов, и показалось нам любопытным, хотя и не бесспорным. Тем не менее оно заслуживает внимания тех автовладельцев, кому потребовалась новая аккумуляторная батарея. Озвучить свое мнение наш собеседник согласился лишь на условиях анонимности, а по какой причине и что он мог бы посоветовать покупателям, но о чем на своем рабочем месте предпочитает помалкивать, он расскажет сам:

- Наша фирма, как, впрочем, и все другие, кто занимается продажей аккумуляторов, прежде всего заинтересована в реализации так называемых необслуживаемых батарей, причем желательно брендовых, самых дорогих. При этом все, кто связан с продажами, знают, что независимо от марки необслуживаемые аккумуляторы не очень-то приспособлены для наших условий эксплуатации, из-за чего я, например, такую батарею никогда не куплю и своим знакомым не посоветую. И дело вовсе не в ее цене. Но поскольку за подобные высказывания начальство по головке не погладит, давайте обойдемся без имен и фамилий, явок и паролей.

Понятно, что любителей постоянно ковыряться в своих машинах среди владельцев нет. Опять же многие боятся, что при снятии аккумулятора с автомобиля для подзарядки слетят настройки в электронных блоках, что впоследствии потребует адаптации устройств, которыми эти блоки управляют. А упоминание, что среди них могут быть автоматическая коробка передач или двигатель, и вовсе вызывает у хозяина автомобиля тихий ужас.

Для кого-то, причем вовсе не обязательно, что это будет женщина, даже само снятие аккумулятора представляет трудность. На этом покупателей и ловят продавцы, предлагая взять необслуживаемую батарею. Дескать, поставили - и забыли, так как она внимания не потребует никогда. Однако то, что в ней нет пробок для доливки, не означает, что она в период эксплуатации в обслуживании не нуждается вовсе.

Хоть Varta, хоть Exide - необслуживаемый аккумулятор точно так же, как обслуживаемый, способен потребовать зарядки на стационарном устройстве.

Причем подзаряжать можно, не снимая батарею с машины, но это уже другая тема - мы ее касаться не будем. Главное - обслуживаемый аккумулятор с таким же успехом, как необслуживаемый, может отработать в автомобиле, ни разу не потребовав подзарядки от постороннего источника. По большому счету все зависит не от того, есть в крышке аккумулятора пробки или нет, а от исправности электрооборудования в конкретной машине и условий ее эксплуатации.

Действительно, так называемая необслуживаемая батарея способна без ухудшения характеристик, которое и вызывает необходимость подзарядки, выдержать более длительный период простоя, чем обслуживаемая, но слишком долгое бездействие скажется и на ней. А против зимней эксплуатации в городе, когда езда представляет собой короткие "перебежки", а в машине в это время включены фары, обогревы и другие потребители, бессильны любые батареи - и обслуживаемые, и необслуживаемые. 

И точно так же одинаково они бессильны против неисправностей электрооборудования, неправильной работы генератора или слишком большой утечки тока во время стоянки.

Зато в обслуживаемом аккумуляторе я вижу электролит, его уровень и могу ареометром измерить плотность - достаточно выкрутить пробки над банками. Плотность даст точное представление о том, насколько батарея заряжена и с какой срочностью ей требуется подзарядка от зарядного устройства.

А по цвету, мутности электролита и тому, как быстро он "закипает" в каждой из банок, могу судить, долго ли аккумулятор еще протянет или пора подумать о его замене, чтобы однажды его непредвиденная "кончина" не нарушила все планы на несколько дней вперед.

В необслуживаемых аккумуляторах есть "глазки", но толку от них мизер, поскольку плотность и уровень они контролируют лишь в той банке, над которой находятся.

Всего банок шесть - что делается в остальных пяти, "глазку" неизвестно. И даже если его выкрутить, долить воду можно только в банку под "глазком".

Да и точность "глазка" не сравнится с точностью цифровых ареометров. К слову, некоторые обслуживаемые батареи тоже имеют "глазок". Несколько раз убеждался, что он может быть зеленым, но ареометр показывает, что аккумулятор не помешает подзарядить.

Можно оценить разряд батареи по напряжению на клеммах, пусть и с меньшей точностью, чем с помощью ареометра. Однако для этого надо знать, каким напряжение должно быть, уметь пользоваться вольтметром, а покупают необслуживаемые аккумуляторы, как правило, "ботаники", которым один вид гаечного ключа внушает страх. А тут вольтметр! Опять же такие покупатели думают, что раз батарея необслуживаемая, то подзаряжать ее никогда не придется, она сама все сделает.

Ничего она не сделает, и отсюда начинаются беды необслуживаемых аккумуляторов. Если обслуживаемая батарея начала капризничать, владелец обязательно посмотрит, что делается в банках. Не перечесть случаев, когда после элементарной доливки дистиллированной воды в банки с оголившимися пластинами аккумулятор опять начинал "жить" даже без стационарной подзарядки. А как довести до нормы уровень в банках необслуживаемой батареи, если пробок нет? Положение безвыходное.

Спорить не буду: при корректной работе регулятора напряжения и безукоризненном состоянии электрооборудования уровень электролита в банках необслуживаемого аккумулятора по причине "выкипания" и естественного испарения воды понижается медленнее, чем в банках обслуживаемой батареи. То, чем необслуживаемые батареи технологически отличаются от обслуживаемых помимо отсутствия пробок, все-таки сказывается. 

А отличаются они принципиально лишь составом пластин. Сурьму в пластинах обслуживаемых аккумуляторов заменили на кальций в необслуживаемых - вот по большому счету и все.

Если в плюсовых пластинах сурьму оставили, а кальций применяется только в отрицательных пластинах, то это, видите ли, уже не просто обслуживаемая, а малообслуживаемая батарея. Чувствуете разницу? Я - нет. Мало, много - где грань между ними? Либо обслуживаемая, либо необслуживаемая - другого не бывает. Правильнее было обслуживаемую назвать - с сурьмой, а малообслуживаемую - с сурьмой и кальцием, то бишь гибридной, но, видимо, маркетологи решили, что это неблагозвучно. 

Иногда в необслуживаемых аккумуляторах вместо кальция или вместе с ним может идти серебро, если, конечно, производители не врут. Но неправды вокруг необслуживаемых батарей будь здоров сколько, хотя и называется она мягко - рекламой.

В одной статье, которая рекламирует необслуживаемые аккумуляторы, читаю, что они превосходят обслуживаемые на голову по стойкости к глубоким разрядам. И тут же в другой статье, продвигающей малообслуживаемые батареи, говорится, что в их плюсовых пластинах, на которые приходятся во время разряда наибольшие нагрузки, кальций не используется как раз из-за его чувствительности к глубоким разрядам, зато сурьмянистые сплавы к ним не столь чувствительны. Видите противоречие? Как я должен отнестись к первой статье после того, как внимательно прочел вторую? 

Уже само название необслуживаемых аккумуляторов - вранье. Какие же они необслуживаемые, если теперь покупателю придется очень пристально следить за электрооборудованием, для чего, если он не умеет это делать сам, регулярно посещать электрика и проверять, правильно ли работает регулятор напряжения? Разве это не является обслуживанием?

А иначе можно "проспать" перезаряд. Если благодаря возможности долить водичку для обслуживаемого аккумулятора это еще далеко не конец, то для необслуживаемого - "финита". И тогда на форумах начинается: качество батарей на рынке ниже плинтуса, купил новую машину - в ней аккумулятор отслужил, например, 8 лет, а тот, который поставил взамен, дал дуба через 3 года.

Кстати, что в автомобиле с завода шла необслуживаемая батарея, покупателя ни к чему не обязывает. Это из той же оперы, что необслуживаемые коробки передач или удлиненные сроки обслуживания двигателей. Производитель стремится уменьшить объем и трудоемкость обслуживания - вот и все объяснение. Тем не менее некоторые владельцы специально ищут необслуживаемый аккумулятор, потому что такой стоял раньше, а значит, и новый, по их мнению, должен быть таким. Это заблуждение.

В моей машине тоже когда-то стояла необслуживаемая батарея. Сейчас на ее месте успешно работает обслуживаемая. Аккумулятор без пробок я ни за что не куплю и хороших знакомых отговорю от такой покупки. Но сами понимаете, что на рабочем месте я на этот счет буду молчать как рыба. Необслуживаемые батареи дороже, а это, как ни крути, заработок, так что по шапке за свои слова я могу получить не только от начальства, но и от коллеги-конкурента из соседнего ларька…

Подготовил Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора имеют иллюстративный характер
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...