"Моя повседневная машина стоит тысячу долларов". Парень занялся бизнесом на СТО, чтобы оплачивать выступления в дрифте

24471 28 1

Фото из архива собеседника, Павла Слепухина, matsuri.by и SDC

24471 28 1

Фото из архива собеседника, Павла Слепухина, matsuri.by и SDC

Автоспорт – штука крайне недешевая, но нашего сегодняшнего гостя рубрики "Автобизнес" это смутило лишь на время. Антона Шендерова так сильно тянуло к гоночным машинам, что ему пришлось открывать свой бизнес в том числе для того, чтобы оплачивать выступления в дрифте. Результат есть: в феврале парень дважды попал на подиум российского чемпионата Sochi Drift Challenge и сохраняет шансы на общую победу.

Наша беседа состояла из двух частей: первая и серьезная – о бизнесе и его нюансах, вторая и более веселая – про дрифт. Включаемся!

Предыдущие гости "Автобизнеса":

От "перегона" авто до официального дилера шин и багажников: история одного бизнеса

"В 1990-х были энтузиазм и романтика, в 2000-х – зажимание гаек". Как начинался и развивался автомобильный бизнес 25 лет назад

Превратить идею в дело всей жизни и не пожалеть. Сергей Овчинников – о том, почему "экстрим" не привлекает, а пандемия мешает, но не страшит

"Автокультура только начинает зарождаться". Сергей Дылевский – о своем Patrol, увлечении машинами, автобоями и не только

От подсобника на стройке до крупного перевозчика с 40 грузовиками. Парень из Калинковичей уехал в США и занялся грузоперевозками

Автосервис: риск, франшизы, постоянный поиск

– Что появилось раньше: тяга к дрифту или желание открыть СТО?

Открытие СТО – это необходимость, поскольку гораздо раньше я загорелся тюнингом автомобилей. Понял, что для него требуются колоссальные суммы. Бывало так: изменил что-то в машине  и в итоге серьезно возрос расход топлива. Доходило до банального: к девушке (а теперь жене) в Малиновку из Зеленого Луга было очень накладно ездить, поскольку заработок в те времена был небольшой. Зато это сильно мотивировало, чтобы повышать доход, искать варианты.

Я пробовал себя в нескольких сферах. В колледже совмещал учебу и работу в магазине автозапчастей у своего брата, параллельно с этим ремонтировал машины в гараже. Позже понял, что могу делать все это самостоятельно, открыл магазин запчастей. Но душа к нему не лежала, спустя год его пришлось закрыть с убытками: аренда "капала", прибыль не росла. Все чаще возвращался в гараж для ремонта машин.

Некоторое время так и зарабатывал, накапливал бюджет. В итоге вместе с супругой собрали достаточно денег и оборудования, но при этом постоянно были в поиске: ездили по всему городу, чтобы найти подходящее место под СТО. Смотрели станции, которые продаются, просто помещения... Поиски велись примерно два года.

С оборудованием была похожая история, постоянно просматривал доски объявлений, скупал то, что было интересно. В итоге подвернулся удачный вариант – это, правда, с чьей стороны посмотреть – разорился официальный дилер и распродавал огромное количество оборудования. Процентов 60-70 из того, что сейчас у меня на СТО, было куплено именно в том центре с аукциона.

Поиск персонала – еще одна непростая тема.

Мы всегда в поиске, собеседования проходят регулярно. Даже когда штат укомплектован, все равно на сайтах объявлений висит вакансия. Всегда приглашаем на собеседование – вдруг нас ждет уже ограненный алмаз, о котором мы еще не знаем?

Твоя СТО несколько раз приобретала франшизу крупных брендов, но в итоге осталась под своей вывеской. Почему не сложилось партнерство?

Это обычное дело в бизнесе. Есть гипотеза, а есть практика. Я пробовал две франшизы автосервиса. Первая – и по тем временам довольно крупная – российская сеть СТО "Вилгуд". У ребят был классно налажен маркетинг по продаже франшизы, они мощно ее пиарили. Все было правдой, но, как это часто бывает, с нюансами. Поработали год, изучили все подводные камни – и отказались. Франшиза брала больше, чем отдавала.

Вторая франшиза была белорусской – это TEXX Service. С ней решили попробовать, но довольно быстро поняли, что формат не наш. Этот сервис позиционирует себя как фастфуд для автомобилей, все нацелено на огромное количество клиентов и маленький средний чек. К этому мы оказались не готовы, у нас за годы работы сложилась немного другая бизнес-модель. Пришлось отказаться.

Стоило ли вообще покупать франшизы?

 В любом случае плюсы есть. На стороне основателей франшизы – опыт ведения бизнеса, дизайн, программы, бизнес-процессы. Всеми этими нюансами они с вами делятся, показывают, как работают. Если вы сойдетесь во взглядах, то за счет франшизы можно значительно быстрее продвинуться на рынке, чем аналогичные автосервисы.

Отказ от франшизы повлиял на количество клиентов?

Когда на СТО появилась вывеска с, по сути, моим именем, ощущения были гораздо приятнее и мощнее. Конечно, по щелчку пальцев клиенты не приходят и не уходят. Каждому новому бренду нужно заслужить авторитет у потребителей. Постоянные клиенты как ездили, так и ездят к нам, а за новых нужно бороться, завоевывать имя на рынке.

 Парни из гоночной тусовки заезжают обслужить свои гражданские машины на твою СТО?

Да, и чем больше я в этой тусовке, тем больше ребят обращаются к нам. Но это 1-2 процента общего числа клиентов – в основном на нашу СТО едут обычные автовладельцы.

– Что самое сложное в этом бизнесе?

Решиться и сделать первый шаг. Когда у меня был маленький гараж с "ямой" на одну машину, я уже был в поисках помещения под СТО. Но ездил в поисках – и все не нравилось. На деле просто искал сам для себя оправдания: "нет, это плохое помещение", "нет, это тоже не подходит". Просто боялся начать новую историю. Для меня это было очень страшно, я долго искал отговорки. В итоге решил, что лучше будет хоть какое-то помещение, чем вообще никакого. И получилось очень круто!

Еще у нас был один переезд, тоже дался непросто в том числе из-за больших затрат. А еще поиск персонала, первые взаимодействия с ним...

Какой суммой нужно обладать, что открыть свою СТО?

Если сильно не шиковать и открыть сервис на два-три поста, то можно уложиться в 10 тысяч долларов. Но автосервис – такая тема, что нужно невиданное количество инструмента, абсолютно всем владеть невозможно. Даже сейчас у нас иногда бывают ситуации, когда приезжает машина, а для ее обслуживания нужен специнструмент. Заказываем у поставщиков и в течение пары часов его привозят.

Дрифт: пожар, Логойск, Сайто

Первые шаги в дрифте ты делал на стареньком 190-м Mercedes...

Он не старенький, не обижай его! Он мой любимый и, кстати, до сих пор у меня. Правда, у него недавно "стуканул" мотор – была "проба пера" в дрифт-бизнесе, сдал машину в аренду. В итоге на первой же тренировке арендатор "сложил" двигатель. Хотя до этого “мерсик” катался по три-четыре тренировки в неделю.

Этот 190-й вообще моя первая машина. На нем я много ездил, даже в Европу выезжал. И на нем же пробовал себя в зимнем дрифте. Пытался "свапать" мотор, после чего начались колоссальные расходы, которые я не вытянул. И забросил проект – разобрал и сложил в гараж, было это лет 10 назад. Для обычного передвижения купил себе "москвич", чтобы не расходовал много денег на топливо и обслуживание.

На какое-то время я даже забыл о тюнинге – считал, что это все дорого. Но полтора-два года назад бизнес начал становиться на ноги, и я понял, что могу восстановить Mercedes. Но путь получился длинный.

Когда ты понял, что готов к выступлению в серьезном чемпионате?

Это была дикая история. Оставалась неделя до этапа чемпионата Беларуси в Логойске. И я решил: "Все, я дрифтер, я еду чемпионат". Жена ответила: "Окей, погнали". Как бизнесмены мы разложили эту идею по полочкам: Катя занялась одними задачами, я – другими. В четверг уже начинались официальные тренировки, а я в среду поехал в Питер смотреть дрифт-"корчи". Обе машины мне не понравились, я с кислой миной поехал домой.

По дороге вспомнил, что у Димы Нагулы (чемпион Беларуси по дрифту-2018. – Прим. ред.) продается BMW E36. Связался с ним, обсудил – она стоила дороже, чем я рассчитывал, но тачка-то боевая, на ней же сам Нагула выступал, все должно быть по топу!

Катя в это время оформила для меня лицензию БАФ (нужна для участия в официальных чемпионатах. – Прим. ред.), взяла в аренду гоночную экипировку. В общем, мы со всем этим добром и пачкой денег приехали в субботу в Логойск за машиной, но случилась беда. Из-за того что на машине редко ездили, заклинило одну форсунку, BMW не была готова к выезду. Форсунка достаточно редкая, быстро заменить ее нереально. "Обломались" мы не слабо – остались, потусовались, но это же не то.

В итоге поставили вопрос на паузу, перестали спешить. Не пожалели – вскоре в Смоленске подвернулся Nissan S13, на котором я сейчас и выступаю.

Почему именно он?

 В то время я смотрел на чемпионов, лидеров, а они выступали именно на S13 с мотором 2JZ. Я купил такую же машину. Конечно, под каждого пилота машина переделывается, и моя история не стала исключением. По моим меркам после всех доработок машина стоит 25 тысяч долларов.

В Логойске-2019 ты был зрителем, а в Логойске-2020 уже вошел в десятку лучших на этапе чемпионата Беларуси.

Тогда я был шокирован своей машиной. До этапа в Логойске у меня не получалось на ней нормально покататься: то технические неполадки, то вообще как-то раз по пути на тренировку машина загорелась – оторвалось крепление топливной рампы. Это было начало сезона, автомобиль был практически готов к соревнованиям. Пришлось срочно восстанавливать, заново прокладывать всю проводку.

Изначально это была машина на 300 сил с околостоковым мотором, но к Логойску это уже был неистовый "монстр" на 400 сил с крутыми компонентами. Когда только строили машину, я смотрел на топ-пилотов – у них 500, 600 сил, а у Нагулы вообще 700! Думал: "Все, надо минимум 800". Но когда я первый раз выехал на дорогу на 400-сильной версии и нажал на педаль, то первая реакция была: "Все, ничего не надо делать, пока я в эту машину не "вкачусь".

Перед Логойском-2020 я не спал 30 часов – всю ночь что-то крутил по машине. Приехал на тренировку, сел за руль. Трасса страшная, машина неистово прет, она "злая", просто какой-то неадекват.

Откатал тренировочный день и тут же погнал машину на сервис устранять мелкие "косяки", менять главную пару редуктора. Стресс был дикий: не спал, все делалось в последний момент. Мы даже кузовщиной не успели заняться: ехал с обгоревшим бампером, который на середине гонки вообще рассыпался.

Но в итоге я рад, как все сложилось. Старался выступить на лютом злом Nissan так же, как ехал на 190-м в PRO2-лиге, где очень маленькие скорости и чиркать боковым зеркалом о дверь соперника – это норма. На S13 скорость на дуге в два раза больше, и это было круто. Надеюсь, зрители оценили.

Прямо сейчас ты в России на Sochi Drift Challenge. Насколько это крутое соревнование?

 Его организатор – Аркадий Цареградцев, который занимает очень высокие места в престижных дрифт-сериях. В прошлом году у него на этапах собиралось 10 пилотов, а в этом – 50! Чемпионат просто вырос на глазах.

На трассе можно встретиться с крутыми и именитыми дрифтерами. Зашел в техпарк, а тут Сергей Леонидович Кабаргин, рядом Гоча Чивчян – легенда дрифта (неоднократный чемпион Российской дрифт-серии и двукратный победитель FIA Intercontinental Drifting Cup. – Прим. ред.)!

На первом этапе из этих крутых мужиков объехал Кабаргина, Азарова и Шикова. Это вообще шок – я не представлял, что смогу с ними встретиться, да еще и на трассе, да еще и победить их. Хотя фактор удачи я не исключаю – PRO-пилоты почему-то сильно ошибались.

Зато я как слон доволен результатом третьего этапа. Все было круто, все было под контролем. Понимаешь, в каждом заезде была битва, с каждым соперником был крутой парный дрифт.

– В итоге ты уже два раза заскочил на подиум.

– Да, и после трех этапов иду вторым в чемпионате. Остался еще один (финал 20-21 марта. – Прим. ред.), и он будет очень интригующим.

– Есть дрифтер, на которого ты ориентируешься?

Перед этапом в Сочи смотрю, как кто едет эту трассу, благо в интернете много записей. "Залипаю" на езду Дайго Сайто, японского дрифтера. Вот он для меня ориентир. Правда, последние пару лет в RDS у него не задались, пока не может себя проявить. Еще отмечу Евгения Ружейникова и Дамира Идиятулина.

Микс: "мажоры", Mercedes за 1000 и кайф

Nissan обслуживают те же ребята, что работают у тебя на СТО?

Стараюсь их не привлекать. Бизнес отдельно  хобби отдельно. На работу парни приходят за деньгами, чтобы потом кормить свои семьи. Если мой механик ремонтирует машину клиента, бизнес работает как часы, а когда берется за мой автомобиль, я проигрываю вдвойне: СТО не зарабатывает, а человек тратит силы и время на мое хобби. Еще недавно я сам ремонтировал машины, поэтому для меня не проблема покрутить свой автомобиль.

На дрифтеров иногда смотрят как на мальчиков-мажоров: комплекты новой резины "летят" со страшной скоростью, куча денег тратится на доработку машины – и все это считается хобби. Ты еще и владелец СТО. Все сходится – ты мажор?

– Ха, моя повседневная машина стоит тысячу долларов! Это еще один Mercedes 190. Он настолько старый, что я даже не могу разобраться в системе управления двигателем, который "чихает", троит, постоянно глохнет. Но главное, что ездит. При этом живу я с женой и ребенком вместе с родителями, у нас отдельная небольшая комната.

Слушай, а жена тебе еще ни разу не сказала: "К черту этот дрифт, давай лучше купим "однушку" в Каменной Горке"?

– Так нельзя же не съездить на один-два этапа и – щелк! – можно покупать однокомнатную квартиру. Дрифт, конечно, дорогой, но не настолько, чтобы за год сэкономить на "хату". Жилищный вопрос мы решаем, просто это дело небыстрое.

А у тебя есть цель в бизнесе и дрифте?

Знаешь, какой-то глобальной цели нет. Я иногда задумываюсь: а есть ли у меня цель выиграть Sochi Drift Challenge? А если я попаду в тройку по итогам чемпионата, то что? А у меня нет этих целей. Моя цель – кайфовать. Я приезжаю на дрифт и получаю от него удовольствие.

Бизнес? Я ловил себя на мысли, что очень долго его создавал. "Рожал" лет 10, если начать с первой работы. Сейчас бизнес достиг определенной высоты, и мне просто хочется, как Таносу, после щелчка пальцев немного отдохнуть. Было нелегко, но я очень рад, что мой бизнес стал на рельсы и может двигаться даже самостоятельно, в то время как я занимаюсь любимым хобби.

Бизнес-план для начинающего дрифтера от Антона Шендерова

Пока ты еще не залез по уши в это дело, начни с чего-нибудь простого:

  • наметь на месяц две или четыре тренировки;
  • возьми машину в аренду (автомобиль 100-150 долларов, аренда площадки – 20 долларов). Топливо и покрышки часто входят в сумму аренды.

Две или четыре тренировки в месяц обойдутся в 350-700 долларов, и это самый минимум. Пока даже не надо покупать машину – попробуй "вывезти" хотя бы это! Но если сильно загорелся:

  • тут уже ничего не поделаешь: пока ездишь на тренировки, листай доски объявлений, смотри как можно больше автомобилей живьем;
  • подготовленная машина стоит от 3000 до 5000 долларов. Скорее всего, это BMW E30/E36. Не факт, что она будет хорошая, но по крайней мере готовая к заездам;
  • нужно добавляться во все соцсети, связанные с дрифтом. Зачастую “корчи” продают именно там, причем часто буквально за 10 минут. Так что "наличка" должна быть в кармане, чтобы быстро забрать понравившийся вариант. 

 

Автовозы в базе Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/219588_1_350.jpg?v=1615535603
Пожалуйста, подождите...