"Между электромобилями из Китая и из-за океана пока выберу последний". Предприниматель о перспективах "электричек" в такси

18717 27
18717 27

Электромобили на подъеме – например, в Европе в этом году продажи "электричек" превысили продажи машин с дизельными двигателями. Обнуление таможенных платежей на электрические автомобили вызвало волну спроса на них и в Беларуси. Неудивительно, что машины на электротяге появились и в такси.

Сегодня с наклейками такси в Минске работают как минимум два электробиля: Geely Emgrand EV450 и Chevrolet Bolt. Их владелец Станислав Богданович уже в ближайшее время планирует значительно увеличить количество "электричек" в сфере пассажирский перевозок. О том, как он вошел в этот бизнес, о нюансах эксплуатации электромобиля из Китая и своих планах на будущее Станислав рассказал Автобизнесу:

Старт бизнеса

– Сам я никогда не занимался автомобильным бизнесом и не работал в такси. Но весь мой круг общения проповедует экологичный образ жизни. В прошлом году один из моих друзей предлагал заняться импортом китайских электромобилей. Это было интересно, но в тот момент я занимался развитием фермерского хозяйства. Недавно другой мой товарищ снова поднял тему перспективности электромобилей и их возможного использования в такси.

Эти несколько импульсов заставили меня углубиться в изучение темы, я составил бизнес-план и понял, что идея потенциально перспективная. Плюс сами электромобили меня очень сильно заинтересовали. Я взял в аренду электрокар, покатался и понял, что это уже не будущее, а очень даже настоящее. Минск, на мой взгляд, в плане инфраструктуры уже готов к машинам на электричестве. А тем, кто живет в пригороде в частном доме, вообще думать не надо: покупаешь электромобиль – и забываешь про заправки, грязные руки, регулярные ТО и т.д.

Изначально я хотел определиться с одной моделью и приобрести много автомобилей сразу. Цель – 30-40 машин. Поэтому для привлечения средств пришлось обратиться в лизинговые компании. Многих пугали новизна моего стартапа, "непонятки" с обслуживанием и страхованием электромобилей. Некоторые загружали огромным количеством бюрократических процедур.

Только в одной компании сразу пошли навстречу. Мы встретились с директором, который с интересом относится к теме развития электротранспорта, и он согласился на этот риск. При этом предложил очень хорошие условия: мои 20 процентов первоначального взноса, лизинг на 3 года, ставка 9 процентов годовых в валюте. 

В данный момент у меня две машины работают в Яндекс.Такси: Geely Emgrand EV450 и Chevrolet Bolt. Они своего рода экспериментальные. Bolt вообще покупался для личного пользования – я на нем обкатываю варианты улучшений, касающиеся комфорта, дальности хода и т.д., которые пригодятся в такси. В декабре приедут еще десять Bolt, в январе также ожидаю партию более десяти автомобилей.

Нюансы использования "электрички" в такси

– На обеих машинах работают наемные водители за процент от выручки – они не тратят ни копейки своих денег на содержание и эксплуатацию авто. Поэтому для меня как владельца электромобили гораздо привлекательнее машин с ДВС, даже на газе. На электрическом Geely мы сделали первое ТО на пробеге 85 тысяч километров: поменяли масло в редукторе. Обошлось это в 90 рублей. Вопрос только в том, как поведут себя батареи после 100-200 тысяч километров эксплуатации в такси, ведь ежедневно один, а часто и два раза в сутки тяговая батарея заряжается в режиме быстрой зарядки.

Месячная выручка сильно зависит от водителя. Средний водитель для себя зарабатывает 900-1000 рублей в месяц, хороший – больше. Собственнику одна машина приносит 1000 рублей ежемесячно в лучшем случае, чаще 750-800. Это чистый доход за вычетом всех платежей.

Активный водитель, который выполняет много заказов, минимум час в день вынужден тратить на зарядку. Казалось бы, простой, но во время работы все равно нужно зайти в магазин, пообедать и т.д. Приезжаешь на вокзал, ставишь машину на зарядку, которая всегда свободна, и идешь заниматься всеми этими делами. Так что потеря времени на зарядку на самом деле минимальна.

Электричество на городских заправочных станциях пока бесплатное, при зарядке около своего дома я плачу по стандартному тарифу. При таких раскладах "электричка" очень выгодна. Но в ближайшем будущем на быстрых "зарядках" собираются ввести оплату по тарифу 39 копеек за киловатт-час. В среднем в такси одна машина проезжает 10 тысяч километров в месяц. Летом расход энергии около 16 киловатт-часов на 100 километров, зимой – 20 киловатт-часов и более. Итого 2000 киловатт-часов в месяц, то есть, если заряжать машину на быстрых "зарядках" по 39 копеек, около 800 рублей в месяц.

За эти же деньги можно заправлять машину газом, при этом б/у электромобиль изначально на 50-70 процентов дороже новой бензиновой бюджетной машины с ГБО. Если стоимость электричества на зарядных станциях останется такой же, как запланировано, использование электромобилей в коммерческих целях станет нецелесообразным. Хотя когда у нас есть АЭС с электричеством, которое некуда девать…Я считаю так: сделайте "зарядки" доступными, а топливо продавайте в Европу за валюту.

Для снижения энергопотребления в холодную пору года заказал на обе машины Webasto. Экспериментируем, поэтому выбрали два разных автономных отопителя, чтобы посмотреть, как они покажут себя в работе. Примерно по 500 долларов вложений в каждый. По словам специалистов, двух литров топлива будет хватать на смену в такси.

Комфорт электромобилей

– Я любитель немецких автомобилей, но, поездив на электрическом Geely, больше не хочу садиться в бензиновый Mercedes или BMW. Жду их по адекватным ценам на электротяге. B-Class Electric и i3 пока не то, хочется побольше и помощнее.

Даже в Bolt комфорт несравнимо выше, чем в бензиновой машине бизнес-класса: отсутствие шума от мотора, плавность хода, ровная тяга, нет переключений КПП. При этом динамика хороша. Для полного счастья нужен только больший запас хода.

Салон Geely довольно просторный, в Bolt сзади достаточно места для ног, но троим там тесно в плечах. Даже багажник в Bolt достойный для его размеров, только качество пластика в этой машине не впечатляет.

Достоинства и недостатки "китайца" и "американца"

– После тестирования решил в дальнейшем отдать предпочтение американским электромобилям по ряду причин. Однажды мы плотно занялись поиском ступичного подшипника на Geely Emgrand EV450 – и не нашли. В итоге оказалось, что дело не в нем. Но китайский электромобиль с сентября проехал в такси 30 тысяч километров, вероятно, скоро в нем придется чинить подвеску. Подозреваю, что мы столкнемся с проблемами. С запчастями на машины из Америки или Европы таких вопросов нет.

Geely с батареей на 50 киловатт-часов в теплое время года проезжает на одном заряде около 300 километров, хотя заявлено 400. С наступлением холодов этот пробег сократился почти до 200 километров. При этом на панели показывается совершенно неправильный запас хода, который отличается от реального на 30-50 процентов. 400 километров на Geely можно проехать, наверное, только со скоростью 20-30 километров в час. Chevrolet Bolt, у которого батарея на 60 киловатт-часов, в условиях такси летом проезжает 320-340 километров, в холодную погоду со включенным отоплением салона – 270-280 километров, а на панели показывает остаток запаса хода практически километр в километр.

Ресурс батареи китайской "электрички", по словам поставщика, составляет 300-400 тысяч километров, после которых она потеряет 20 процентов емкости. Восстановить 1 киловатт-час стоит 120 долларов, то есть стоимость восстановления в исходное состояние составит почти 1500 долларов. Естественно, экономия на топливе и ТО перекрывает эти затраты. Но при условии, что за это время она потеряет именно 20 процентов. Как видим, в случае с пробегом на одной зарядке реальность другая: он не соответствует заявленному.

Еще один нюанс "китайца" – коррозионная стойкость. Geely еще не видел нашей зимы, а на кузове уже "жуки".

Перспективы

– Как уже говорил, намерен расширить парк до 30-40 авто. В качестве альтернативы Bolt собираюсь протестировать "электрички" Hyundai Ionic и Kona с батареями увеличенной емкости.

После поездок на Chevrolet в такси некоторые пассажиры заинтересовались и захотели приобрести такие машины себе, поэтому хочу попробовать продавать часть тех автомобилей, которые мы будем привозить и даже использовать в работе. В случае реального интереса можно давать автомобили людям на бесплатные тесты. Есть и несколько планов на случай введения платы за электричество – их раскрывать не буду, но все должно быть хорошо.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/218105_1_350.jpg?v=1607438448
Пожалуйста, подождите...