"Вижу минимум четыре причины, почему Беларусь готова отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей". Специалист – о проблемах и перспективах "зеленого" транспорта

8085 85

Фото ПО Белоруснефть

8085 85

Фото ПО Белоруснефть

Сегодня в Беларуси насчитывается около 1200 электромобилей в сравнении с 400 электрокарами на начало 2020 года. При этом ситуация с электрозарядными станциями остается неоднозначной – в полной мере ими обеспечен только Минск. Каковы перспективы развития инфраструктуры для электрокаров?

Недавно мы узнали, как обстоят дела с электрозаправками в областных городах и районных центрах страны. Оказалось, что в некоторых из них, даже в крупных стотысячниках, таких станций нет вообще. О том, почему так происходит, готовы ли белорусские водители отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей и каковы перспективы развития сетей электрозаправок, мы поговорили с заместителем директора ПО "Белоруснефть" Андреем Котиком

– Инфраструктура для электромобилей – одно из главных условий для того, чтобы люди стали охотно их покупать. Насколько активно она развивается в Беларуси?

– На данный момент национальный оператор сети ЭЗС Malanka установил около 300 электрозаправочных станций. К концу года, как мы планируем, их будет 400, то есть в день в стране появляется по одной новой станции ЭЗС. И я вижу как минимум четыре причины, почему Беларусь готова отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей. 

1. Зарядка на ЭЗС по-прежнему остается бесплатной. 

Это, безусловно, стимулирует водителей пересаживаться на электрокары. Да, прогнозировалось введение оплаты уже этой осенью, но нами было принято решение продлить тестовый период, чтобы у электромобилистов была возможность привыкнуть к тому, что оплата осуществляется только через мобильное приложение Malanka. Платными "зарядки" станут после 1 января 2021 года.

Как показывает практика, электромобиль чаще всего покупают жители частных домов. При нынешних тарифах за электричество содержание электромобиля обходится им в 3 рубля на 100 километров. Не говоря уже об экономии на техническом обслуживании. 

2. Рынок электрокаров в Беларуси широко развит.

Сегодня купить электромобиль в Беларуси не составляет труда: подержанный или новый, из салона или у частного лица. Да, сегодня он стоит несколько дороже, чем авто с ДВС, но по прогнозам точка паритета, когда стоимость автомобилей и электромобилей сравняется, может быть достигнута уже в следующем году.

Мировые производители электрокаров дают свои прогнозы относительно того, сколько электрокаров сойдет с конвейера автоконцернов, сколько ЭЗС для них будет построено. И вот что интересно: если еще пару лет назад эксперты утверждали, что к 2020 году в мире будет около 2 миллионов электромобилей, то сегодня мы видим, что их более 10 миллионов. Ко всему вышесказанному: в 2021 году в Беларуси может появиться электромобиль белорусского производства. Самыми популярными моделями среди владельцев электрокаров в Беларуси сегодня остаются Nissan Leaf и Tesla. Nissan Leaf первого поколения, к слову, сегодня можно приобрести за 5500 долларов.

  

3. Беларусь руководствуется опытом европейских стран.

На сегодня в стране создан ряд льгот для владельцев электрокаров: отмена НДС, отсутствие необходимости оплачивать дорожный сбор, бесплатные парковки и даже зеленые "номера". Зеленые "номера" – это визитная карточка электровладельцев. С таким "номером" автомобили могут беспрепятственно заезжать на платные стоянки, для этого не нужно будет останавливаться и предъявлять документы. Мы следим за опытом европейских стран, создаем необходимые условия белорусским водителям, обсуждаем дополнительные меры стимулирования. 

Так, на первом электромобильном форуме E-mobility, который прошел в октябре, мы с Министерством энергетики и другими заинтересованными ведомствами рассмотрели и внесли ряд предложений, как в дальнейшем стимулировать развитие электротранспорта. 

Например, говорили о том, чтобы внести изменения в Правила дорожного движения. Мы предлагаем запретить занимать места для зарядки автомобилями с ДВС, даже штрафовать за это автовладельцев. Говорили о возможности отмены налогов для бизнеса, если они решат перевести свой автопарк в электрический, и ряд других мер.  

Хочу отметить, что совсем недавно 28 компаний, включая Tesla, Rivian и Uber, создали ассоциацию ZETA, которая будет продвигать полный переход на электромобили к 2030 году. Для этого представители организации будут лоббировать принятие необходимых законов, норм и льгот, которые ускорят развитие существующих производителей электромобилей и поспособствуют созданию новых, а также будут стимулировать покупателей автомобилей активнее переходить на электрические аналоги. Так что общемировые тенденции говорят нам о том, что возврата к авто с ДВС уже не будет. 

4. Расстояние между станциями ЭЗС в стране не превышает 150 километров.

Когда в 2018 году утверждался план развития сети ЭЗС в стране, было принято решение обеспечить белорусские автомагистрали зарядными станциями таким образом, чтобы водители не испытывали дискомфорт, путешествуя по Беларуси. Учитывая, что пробег у электрокаров начального уровня около 120-150 километров на одной зарядке, мы ориентировались на то, чтобы расстояние между ЭЗС не превышало этих цифр. 

В первую очередь мы электрифицировали все магистрали республиканского значения и Минск, так как в столице еще 2 года назад спрос на электромобили был больше, чем в остальных регионах страны. Сегодня мы можем со 100-процентной уверенностью сказать, что минские электромобилисты не испытывают затруднений при зарядке своих электрокаров. Столбики ЭЗС установлены возле крупных торговых центров, на парковках, в микрорайонах. 

Да, мы получаем отзывы, что станции зарядки, скажем, нет в каком-либо городе районного значения, но в таком случае "зарядка", скорее всего, установлена в паре километров от города. До конца этого года столбики ЭЗС появятся в каждой из областей. Например, только в Бресте и Брестской области запланирована установка 15 ЭЗС. Всего же в регионах станет больше на 46 электрозарядных станций. 

– А по какому принципу выбираются места для размещения ЭЗС? 

– Мы устанавливаем два типа зарядных станций: Mode 3 и Mode 4. Первый – это "медленные" ЭЗС, обеспечивающие зарядку электромобиля за 6-8 часов. Такие станции устанавливались вблизи административных объектов, а также гостиниц. То есть там, где водитель будет отсутствовать долгое время, а у автомобиля будет возможность зарядиться. 

Второй тип – "быстрые" ЭЗС, которые позволяют за 5-7 минут получить энергию примерно на 35 километров, а за один час – почти полный заряд батареи современного электромобиля. Такие станции расположены вблизи крупных торговых центров, гипермаркетов, а также на автомагистралях.

Начиная с 2020 года на трассах также устанавливаются более мощные станции, позволяющие за 10 минут зарядиться на 120 километров пути.

В планах Malanka – развитие сети супербыстрых электрозарядных комплексов. Одна зарядная станция мощностью 350 киловатт позволяет за 6-9 минут пополнить запас хода электромобиля на более чем 300 километров пробега. Данное время сопоставимо с 3-4 минутами, необходимыми для заправки на обычной АЗС. 

Мы уверены, что развитие быстрых и супербыстрых ЭЗС даст толчок для компаний, сервис которых связан с постоянным использованием транспорта, когда простои недопустимы. Это и "таксомоторный флот", и курьерские службы, и сервисы по доставке. С появлением супербыстрой "зарядки" активнее начнет использоваться грузовой электротранспорт.

Запуск супербыстрых ЭЗС планируется первым этапом на основных магистралях и в столице, вторым – в областных центрах, запланировано введение супербыстрых ЭЗС на начало 2022 года. В данный момент известно, что первая супербыстрая ЭЗС в Минске появится на улице Уборевича. 

Мы планируем, что к концу года ПО "Белоруснефть" под брендом Malanka будет способно обслужить более 15.000 электромобилей.

– Можно ли говорить о том, что в сегменте электрозарядок у Malanka есть/будут конкуренты? Нужна ли конкуренция в этой сфере?

– У сети Malanka, безусловно, есть конкурент – это обычная розетка. Водители заряжаются дома, а не на наших станциях, вот вам и конкуренция. А если говорить серьезно, то, конечно же, мы не монополисты и прекрасно понимаем, что конкуренция в нашей среде будет. Но я добавлю, что мы хотим, чтобы она была. Чем будет больше зарядных станций, тем лучше водителям. Да и рынок будет развиваться быстрее. 

– О каких инвестициях в строительство сети идет речь и как быстро в планах окупить их и выйти на рентабельность?

– Речи о быстрой окупаемости за 2-3 года на рынке электрозаправочных станций идти не может, и мы понимаем это. Развитие ЭЗС началось в нашей стране всего два года назад. В какой-то степени мы сами создаем этот рынок и стремимся стимулировать его развитие, как видите, заряжаться можно до сих пор бесплатно.   

– Какие проблемы на сегодня мешают популяризации электротранспорта в Беларуси и быстрому развитию сети?

– Я не думаю, что существуют проблемы, которые мешают развитию электротранспорта. Дело, скорее всего, в неосведомленности людей, в боязни пробовать что-то новое. Но мы уверены, что это разрешимо. Если в наших городах будут появляться электротакси, если среди знакомых и друзей будут те, кто пересел на электротранспорт, то люди к этому явлению привыкнут и через какой-то период, я уверен, будут удивляться, почему раньше не сделали выбор в пользу электрокара.

Спросите у нынешних электромобилистов, готовы ли они вернуться к авто с ДВС, и 100 процентов ответят, что нет. Сеть ЭЗС в Беларуси позволяет беспрепятственно путешествовать по всей стране. Государство со своей стороны предприняло все шаги, сделав покупку электромобиля целесообразной, стоимость авто снизилась за счет стимулирующих мер на 38 процентов.

Я считаю, что электромобиль – это будущее, которого не нужно бояться. Надо наслаждаться всеми его преимуществами как экономического, так и экологического характера. 

Пора подзарядиться! Электромобили в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/217872_1_350.jpg?v=1606397196
Пожалуйста, подождите...