Причинами нарушения может стать банальная невнимательность или самоуверенность

В ПДД правилам обгона посвящена целая глава. В частности, водитель, который планирует совершать данный маневр, должен убедиться в его безопасности, не начитать обгон, если водитель движущегося впереди транспорта подал сигнал левого поворота или водитель, который едет сзади, уже начал выполнять обгон. В свою очередь тот, кого обгоняют, обязан двигаться ближе к правому краю дороги, не препятствовать успешному завершению маневра другим участником, а водитель тихоходного транспортного средства – занять такое положение, чтобы время от времени пропускать скопившийся за ним транспорт. 

Тем не менее ДТП по причине нарушений правил обгона вовсе не редкость. В марте нынешнего года в Минском районе произошло ДТП со смертельным исходом. 63-летний мужчина на Hyundai Santa Fe обгонял попутный Volkswagen Crafter и столкнулся со встречным грузовиком Mercedes. В результате аварии было повреждено три автомобиля, а водитель Hyundai погиб. Правда, как пояснили тогда в ГАИ, мужчина не имел водительского удостоверения.

В Сети нередко появляются и захватывающие дух ролики. Один из примеров – случай, который произошел в Могилевском районе в 2020 году. Land Rover при выполнении обгона попутного автомобиля едва не столкнулся с маршрутным такси с пятью пассажирами. Водитель маршрутки вовремя съехал на обочину, и благодаря этому столкновения удалось избежать. Как сообщали тогда в ГАИ, водителя Land Rover наказали за нарушение правил обгона.

А в декабре 2019 года неудачный обгон привел к ДТП. К счастью, серьезных последствий для здоровья обоих водителей удалось избежать благодаря правильной реакции автора видео – тот выехал на обочину.

 

По словам сотрудников ГАИ, водители нарушают правила обгона по разным причинам. Если речь идет об обгоне на участке дороги, где данный маневр запрещен, имеет место самоуверенность, а сами водители обычно объясняют все неотложными делами или слишком медленной скоростью потока. Что касается выезда на полосу встречного движения перед движущимся транспортным средством, причиной может стать банальная невнимательность или неумение и нежелание грамотно оценить ситуацию. Бывают случаи выезда на встречную полосу, не связанные с обгоном, когда водители засыпают за рулем.

Что делать, если водитель встречного авто не успел завершить обгон и едет прямо на вас? Специалисты советуют максимально снизить скорость и принять как можно правее, дав возможность автомобилю проехать. Чтобы показать свои намерения, стоит включить сигнал правого поворота. Если водитель встречного авто уснул, можно попытаться разбудить его, посигналив или включив дальний свет. При этом нужно оценивать траекторию движущейся машины, снижать скорость и попытаться избежать столкновения. Если объезд автомобиля невозможен, можно попытаться съехать в кювет. Делать это нужно под максимально тупым углом, чтобы машина не опрокинулась.

"Женщина-инспектор меня бы поняла". Как и почему водители нарушают правила обгона

Чтобы понаблюдать за работой инспекторов по профилактике нарушений правил обгона и послушать, какие причины своих поступков называют водители, в один из будних дней мы отправились в рейд с ГАИ Минской области. Забегая вперед, скажем: поездка продлилась недолго – у экипажа было много другой работы. По словам инспекторов, нарушителей правил обгона могло оказаться гораздо больше. А остановленная за подобное нарушение девушка вела себя так же, как и многие другие на ее месте.

В пятницу на дорогах царит особая атмосфера – изнывающие от жары водители в предвкушении скорых выходных спешат закончить дела и отправиться отдыхать. Но для инспекторов ГАИ Минского района пятница – один из самых напряженных дней.

"Люди выезжают на дачи, поэтому на выезде из города образуются заторы. Из-за увеличения трафика растет и количество ДТП. Сейчас ситуацию осложняет жара – в такую погоду концентрация внимания снижается, что опять же ведет к увеличению количества происшествий", – рассказывает инспектор ДПС ОГАИ УВД Минского райисполкома Дмитрий Сычевский.

Около 12 часов выезжаем с экипажем на дорогу Н-9034 Новый Двор – Михановичи – Пятевщина. В районе она считается одной из самых опасных в плане аварийности, поэтому на большей ее части обгон запрещен, но некоторые водители Правилами дорожного движения все же пренебрегают.

"В 2022-ом году в Минской области из-за нарушений правил обгона произошло 8 ДТП, в которых погиб один человек, 11 получили травмы. За подобные нарушения сотрудниками ГАИ в Минском районе в этом году привлечено к ответственности 209 водителей. В ГАИ таким нарушениям уделяется особое внимание, так как они обычно совершаются на большой скорости, с выездом на полосу встречного движения и становятся причиной лобовых столкновений, которые приводят к тяжелым травмам и гибели людей. Поэтому наказывают водителей достаточно строго – штрафом от 2 до 10 базовых величин с возможным лишением права управления транспортным средством до года", – отмечает инспектор.

Приехали на 10-й километр дороги. Проезжая часть в этом месте имеет по одной полосе в каждом направлении, потоки разделены сплошной линией разметки. Навстречу нам движутся автомобили – грузовики и легковушки, и неожиданно один из водителей выезжает на "встречку" и обгоняет несколько попутных машин. Инспекторы дают сигнал водителю остановиться.

За рулем Renault Grand Scenic девушка. Она не отрицает, что нарушила, и больше переживает о возможном наказании. На вопрос о причинах отвечает уклончиво: "Девушка-инспектор меня бы поняла".

"Так как данная статья предусматривает лишение права управления, решение о наказании будет принимать начальник ГАИ. Лишат человека "прав" или нет , зависит от многих факторов: привлекался ли он ранее к ответственности за подобное нарушение, как часто в принципе нарушает Правила дорожного движения, когда и каким было последнее нарушение и так далее", – объясняют инспекторы.

Оформление документов окончено, водитель может ехать, но в скором времени она получит повестку о необходимости явиться в ГАИ. Мы поинтересовались, как можно доказать факт выезда на встречную полосу в запрещенном месте, если водитель все отрицает.

"Способов достаточно много: видеорегистратор в патрульном авто; водитель автомобиля, которого обогнали, – он может выступить в качестве свидетеля; у кого-то из водителей других авто может оказаться видеорегистратор, и они готовы предоставить запись. Как правило, люди не отрицают факт нарушения, а пытаются, как эта девушка, найти оправдание своему поступку, чтобы смягчить наказание. Но что может быть достаточно веской причиной, чтобы подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей?"

Еще некоторое время экипаж патрулирует участок дороги. Водители едут спокойно – то ли издали замечают автомобиль ГАИ, то ли рисковать жизнью ради неотложных дел больше никто не хочет.

"Нередко для выявления подобных нарушений применяется скрытый контроль, и, на мой взгляд, это более эффективный способ профилактики любых нарушений. Если выставить на аварийно-опасном участке машину ГАИ, конечно, водители будут ехать более аккуратно, но на их дальнейшем поведении на дороге это никак не отразится. В следующий раз патрульного авто в этом месте не будет, человек начнет превышать скорость, обгонять и попадет в ДТП. А если с водителем уже провели беседу и он будет понимать, что за нарушением ПДД обязательно последует наказание, он нарушения больше не допустит", – считает Дмитрий Сычевский.

В это время дежурный сообщает, что экипаж нужен для оформления ДТП, и снимает его с профилактического мероприятия.

"Как мы и говорили вначале, сегодня немало времени уйдет на оформление аварий, обычно мелких, в которые водители попадают по собственной невнимательности и отчасти из-за погодных условий. Вообще, по нашим наблюдениям, любое изменение погоды влияет на аварийность: летом – жара, осенью – дожди, сокращение светового дня, первые заморозки и первый снег, зимой – снегопады. Некоторые происшествия водители могли бы оформить самостоятельно через европротокол, но они не хотят этого делать либо по неграмотности, либо по нежеланию. В результате приходится заниматься оформлением ДТП в то время, которое мы могли бы потратить на профилактику и предотвращение серьезных аварий. А в жару нарушения Правил, особенно такие, как недопустимый обгон, более опасны", – делятся наблюдениями инспекторы.

Авария, на которую предстоит ехать экипажу, произошла на развязке трассы Р-23 прямо возле въезда в Минск. Водитель Hyundai Creta собирался выехать на трассу, отвернулся, чтобы посмотреть налево, и въехал в заднюю часть остановившегося грузовичка. Пострадавших в аварии нет, оба водителя трезвые, водитель Creta вину признает, но решено было вызвать ГАИ – иномарка на КАСКО, владелец понимает, что европротокол его расходы не покроет. В результате ожидание ГАИ и оформление ДТП у водителей заняли около двух часов. За это время дежурный сообщил экипажу о новых происшествиях, где водители ждут приезда инспекторов.

"На самом деле за нарушениями правил обгона, как и за прочим, мы следим регулярно, а не только в дни профилактических акций, – отмечают инспекторы. – Сегодня подобных этому ДТП может быть много, на оформление каждого тратится не меньше получаса, физически приехать на каждое быстро инспекторы не могут. Поэтому мы рекомендуем водителям быть внимательными и, если авария все же произошла, оформлять европротокол. Если же водители опасаются, что не смогут сделать это правильно, они могут обратиться за помощью по короткому номеру 140, где специалисты пошагово разъяснят порядок заполнения".

В конце общения инспекторы отметили, что обгон, даже выполненный в разрешенном месте, не всегда может завершиться удачно, ведь многое зависит от навыков водителя, дорожной обстановки и погоды. Поэтому начинать выполнять этот маневр нужно только тогда, когда водитель полностью уверен в его безопасности. И тут очень кстати вспомнить пословицу "Тише едешь – дальше будешь".

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!