Но все изменилось с появлением первых частных автомобильных компаний. А благодаря повороту отрасли на новую энергию, свое место здесь смогли найти и дальновидные предприниматели. И один из таких ярких примеров – Ли Бинь, основатель китайской компании по производству электромобилей NIO.

Продажа коров и компания на Каймановых островах

Если долго не вдаваться в подробности жизни Ли Биня, то юность он провел на молочной ферме, которой владела его семья. Там же он получил свой первый предпринимательский опыт, продавая вместе с дедушкой коров. Повзрослев, Ли получил диплом Пекинского университета в области социологии. А еще его интересовали право и информатика.

В 1996 году Ли Бинь открыл собственную интернет-компанию. Еще через 4 года появился Bitauto Holdings, ведущий поставщик интернет-контента и маркетинговых услуг для быстрорастущей автомобильной промышленности Китая. Компания очень быстро развивалась, и после ее продажи в 2013 году Ли стал довольно богатым человеком.

Ли Бинь, председатель NIO

Часть полученных денег он инвестировал в различные стартапы, начиная от службы проката велосипедов и заканчивая экологическими инициативами. Но идея своего предприятия его не оставляла. Поэтому уже в 2014 году он создал на Каймановых островах NextEV Inc. Эта зарубежная холдинговая компания должна была стать главным инвестором для еще одного бизнеса Ли Биня по производству электромобилей высокого класса, но основанного уже в Китае. Предприятие получило название Shanghai Weilai Automobile.

Затем Ли смог убедить впечатляющую группу китайских магнатов стать инвесторами NextEV. Свои деньги внесли председатели Tencent, Xiaomi, Chehejia. В скором времени к этому списку присоединился и Baidu, лидер среди китайских поисковых систем.

Мировая известность NextEV и появление NIO

Еще в 2014 году вне Китая о NextEV не знал почти никто и ничего. Но так было недолго. Мировая известность очень быстро пришла к компании после того, как она стала спонсором команды China Racing в первом сезоне Formula E 2014/15. Тогда ведущий гонщик Нельсон Пике-младший стал чемпионом на NextEV TCR. А в 2016 году NextEV купила гоночную команду. Но даже после разработки собственной трансмиссии и открытия своего производства в Британии повторить успех первого сезона до сих пор не получилось.

Нельсон Пике-младший на NextEV TCR

А в ноябре 2016 года компания представила свою первую машину – NIO EP9. В разработке этого автомобиля принимала участие и гоночная команда. Комплектация впечатляла: EP9 был основан на монококе спортивного автомобиля Lola из углеродного волокна и оснащен 4 электродвигателями с общей мощностью 1000 кВт. Также эта модель NIO смогла установить рекорд круга для серийных автомобилей на немецкой гоночной трассе Нюрбургринг. А вместе с презентацией EP9 компания NextEV озвучила и свое новое коммерческое название – NIO. Впоследствии оно полностью заменило NextEV.

Стоит отметить, что производство EP9 прекратилось в 2019 году. За это время было выпущено всего лишь 16 экземпляров. Но даже в этой ситуации гиперкар по сей день остается одним из самых дорогих китайских авто – его стоимость начинается от $1 480 000. А еще ездить на нем можно только на треках.

Сама компания NIO развивалась с бешеной скоростью. Еще до появления EP9 в 2015 году в Германии были открыты 2 дочерние компании: для проектирования автомобилей в Германии и для разработки автономных систем и ПО в США. Также NIO принадлежит компания XPT, которая выступает в качестве поставщика технологий и сама производит электродвигатели.

После успеха EP9 NIO решила создать свой дорожный автомобиль. И чтобы избежать подачи собственной заявки на получение лицензии, компания нашла лазейку и в 2016 году подписала соглашение о производстве с JAC.

Первая дорожная модель ES8 и проблема возгорания

В 2017 году компания представила большой длинный внедорожник. Благодаря новейшим технологиям ES8 быстро продвинул NIO в премиальный сегмент. Вся конструкция кузова была сделана ​​из легкого алюминия, подвеска состояла из двойных поперечных рычагов спереди и многорычажной подвески сзади. А общая емкость аккумуляторной батареи от CATL составила 70 кВт⋅ч.

Главной фишкой интерьера, как и в Tesla, стали большие сенсорные экраны, доминирующие на приборной панели. Удивил многих и собственный помощник водителя от NIO по имени Nomi, в виде дружелюбного смайлика. В ES8 также была система автономного вождения 2-го уровня.

Казалось, NIO вновь повторила свой успех. Машина даже получила положительные отзывы в нескольких китайских автомобильных СМИ. Но счастье длилось не долго. В конце 2018 года появилась информация о том, что некоторые машины ES8 загорелись сами по себе. По ходу расследования стало понятно, что в пожарах виноват неисправный штекерный разъем, который может вызывать короткое замыкание. После этого всего лишь вторая модель NIO должна была быть отозвана для ремонтных работ. Конечно, это событие не могло не повлиять на, казалось, безупречный имидж компании. Кстати, в Беларуси эту машину с пробегом в среднем можно купить за $65 000.

Корпоративные связи и обход китайских ограничений

С самого начала NIO создавалось как «предприятие с переменным интересом» (VIE). VIE – это сложная корпоративная структура, благодаря которой можно обойти ограничения Китая на иностранные инвестиции в некоторые отрасли.

Коротко эта система выглядит вот так:

  • за пределами Китая создается офшорная компания, проводящая размещение акций;
  • затем уже в Китае создается другая компания, где 100% инвестиций – иностранные. И эта же компания должна полностью принадлежать офшорной;
  • затем создается VIE-компания, подконтрольная китайской, и через несколько договоров она становится основной.

В случае с NIO холдинговой зарубежной компанией стала NextEV Inc. на Каймановых островах. Затем мир получил Shanghai Weilai Automobile. И в конце этой схемы родилась компания NIO. И благодаря этой же схеме NIO смогла разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2018 году. Этот шаг принес компании $1,8 млрд.

К тому времени NIO уже создала два совместных предприятия с госавтопроизводителями Китая. С Changan разрабатывались компоненты, связанные с электромобилями. А вместе с GAC планировалось их производство.

Черная полоса и правительственные инвестиции

В середине 2019 года NIO начала поставки своей третьей модели – ES6, пятиместного среднеразмерного внедорожника со стальным кузовом и аккумулятором CATL с низким содержанием кобальта. Уже тогда многие эксперты и автомобильные журналисты назвали эту машину соперником Tesla по эффективности. При этом ES6 уже не был таким премиальным. Компания взяла курс на доступность, чтобы увеличить объемы продаж.

Однако это не помогло. На компанию свалилось все и сразу. Во-первых, сами проекты NIO были очень дорогими, «казна» начала истощаться. Одновременно с этим китайское правительство серьезно сократило потребительские льготы и субсидии на электрокары. Рынок упал. И нужно помнить, что параллельно с попыткой увеличить объемы выпуска ES6 NIO все еще пыталась оправиться от негативной рекламы вокруг отзыва ES8. В это же время в Ухане люди начали болеть от еще неизвестного вируса. Все это было мало похоже на благоприятные условия для бизнеса.

Поэтому в начале 2020 года компания NIO едва сводила концы с концами. Впереди ждало лишь банкротство. Вдобавок к этому грянула пандемия COVID, а на фоне падения рынка новой энергии в целый сектор резко перестали вливать деньги, которых так не хватало компании.

Руку помощи и чемодан денег NIO подало местное правительство Хэфэя. С помощью нескольких инвестиционных фондов компания получила ¥10 млрд или почти $1,5 млрд. Взамен NIO передала правительству города 25% акций и должна была перенести свою штаб-квартиру из Шанхая в Хэфэй.

NIO – новая сила китайского автопроизводства

Уже в середине 2020 года пандемия в Китае была почти под контролем, а на этом фоне оживилась и экономика страны, и сама компания NIO. Практически мгновенно до рекордных значений выросли продажи и акции бренда. А к концу года рыночная стоимость NIO была больше, чем у SAIC, при этом крупный конгломерат продавал в 100 раз больше автомобилей. Безусловно, NIO смогла выстоять и даже стать сильнее. Чего не скажешь о некоторых компаниях того периода, названия которых уже и не вспомнишь. Обанкротились тогда и правда многие.

Новообретенный успех позволил NIO выкупить акции инвестиционных фондов Хэфэя. Затем компания почти оставила совместные предприятия с Changan и GAC, оставив себе небольшой пакет акций. Вместо этого NIO создала совместное предприятие с JAC и инвестировала в новый завод по производству аккумуляторов в Ухане.

Также стоит отметить, что по сей день у NIO совершенно иной маркетинговый подход по сравнению с другими брендами. У компании отсутствуют постоянные дилерские центры, а большая часть коммерческой деятельности осуществляется в сети интернет. При этом у компании есть свое большое сообщество. Еще во время пандемии NIO запустила приложение, где автовладельцы могли поддерживать связь друг с другом, рассказывать о своих автомобилях или покупать товары. Нет сомнений в том, что такая стратегия работает. Например, стоит Ли Бину появиться на каком-либо автошоу, там его всегда встречают так, будто он рок-звезда.

Сегодня китайские СМИ окрестили стартапы NIO, Xpeng и LI Auto «тремя новыми силами» автопроизводства. В этом названии заключается и разница между частными и государственными автомобильными компаниями Китая. А сами электромобили под брендом NIO часто называют серьезным соперником для Tesla. Однако как скоро компания выйдет на мировой рынок и выйдет ли вообще – покажет время.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!