«Просят $3000, а покупать там нечего»

– Какой у тебя был бюджет на покупки и искал ли ты что-то конкретное?

– Передо мной стояла задача найти автомобиль на ходу по цене плюс-минус $3000 в таком состоянии, чтобы в ближайшей перспективе можно было обойтись вложениями примерно в $500. Изначально я вел поиск по вилке $1500–3500, потом сместил ее на $2500–4300 с учетом торга.

У меня не было привязки к конкретной марке. Главным было наличие кондиционера и четырех или пяти дверей, потому что сзади нужно ставить два детских кресла. Тип двигателя изначально не играл принципиальной роли, но в процессе я стал склоняться в сторону дизеля. Все-таки, если взять мой среднегодовой пробег в 30 000 километров, расчеты показывали, что дизельный автомобиль по сравнению с бензиновым той же марки и модели позволяет экономить от 1500 до почти 3000 рублей в год. Сэкономленные деньги можно потратить на ремонт той же топливной аппаратуры, если он потребуется. Именно поэтому ближе к финишу поисков смотрел в основном дизельные варианты, хотя и бензиновые окончательно не отметал, особенно малолитражные.

Ну и, конечно, хотелось купить интересную машину, что-то такое, на чем я не ездил. Если бы при прочих равных мне предложили выбрать между Golf III и Citroёn XM (а такой вариант был), я бы выбрал Citroёn. И не важно, что это технически более сложный автомобиль.

– Сколько времени ты потратил на поиски?

– Поиски автомобиля я начал в январе, хотя плотно занимался ими в феврале – марте. Вся эта эпопея завершилась в конце марта. Кажется, 26-го числа я получил техпаспорт. Но просматривал заинтересовавшие варианты я далеко не каждый день. Думаю, что, если бы я занимался поисками так, как делаю это для клиентов, хватило бы 2–3 дня с выстроенной логистикой осмотров, чтобы найти достойный вариант.

– Сколько машин в итоге было просмотрено и придирчиво ли ты их осматривал?

– В самом начале я проехал по комиссионным площадкам. Пришел, погулял, ушел. Стоят «корчи» по $4000–5000, которые года два назад продавали по $1000–1500. Я прекрасно знаю, что машины подорожали, но продавать откровенный хлам за $4000… Но из опыта скажу: если нужна недорогая машина – в автохаусы стоит съездить. Иногда там попадаются неплохие варианты.

За эти три месяца я просмотрел 27 автомобилей. Не каждый осмотр можно назвать полноценным. Были машины из разряда «посмотрел одним глазом и уехал» – даже хозяев не просил спускаться. Естественно, я понимал, что возрастная машина в моем бюджете будет неидеальной, она потребует вложений. Поэтому в первую очередь было важно, чтобы автомобиль мог самостоятельно передвигаться, а его критические недостатки быстро и недорого устранялись.

У продаваемых возрастных машин самые разные проблемы: отсутствие кузова – порогов нет, арок – тоже, днище надо варить, отсутствие подвески, необходимость серьезных вмешательств в мотор, вопросы по электрике, убитые салоны. И все это в различных сочетаниях, за которые просят $3000, а покупать там нечего.

Поэтому я условно поделил все варианты на две части: автомобили, которые после вложений становятся лучше, и машины, в которые вкладывать бессмысленно. Ведь если есть авто с разбитой подвеской, то ее целиком поменял – и забыл о проблеме. А если кузов сгнил в труху – смысл там что-то ремонтировать?

«Нахождение точки совпадения интересов»

– Что было не так со всеми этими машинами?

– В этом ценовом диапазоне много откровенного хлама, в том числе от перекупов. Большинство вариантов отсеивалось еще на стадии просмотра объявлений. Также много продавцов, которые откровенно недоговаривают и на вопросы отвечают абстрактно: «Все нормально». Понятие нормальности у всех разное. Некоторые и вовсе рассказывают сказки о том, что их автомобиль самый лучший. Таким якобы был третий «Гольф» из Пинска. Но после осмотра коллегой выяснилось, что там сказочные «дрова».

Более-менее живые варианты попадаются. Например, уже упомянутый Citroёn XM с дизелем 2.1. Он продавался в Гродно по верху рынка за $3300 и удивил достойным оснащением. Хозяин говорил, что он многое поменял в автомобиле. Попросил коллегу по сфере подбора посмотреть. В итоге оказалось, что вопросов по кузову хватало. Шпатлевка на арке, локальные очаги коррозии, плюс нужно было немного подварить днище. А вот технически все было нормально, даже кондиционер оказался только что отремонтированным, хотя и не заправленным. Я предложил продавцу $2300, он сказал, что подумает, и пропал. Потом ценник в объявлении снизился до $3100. Я набрал еще раз, мы долго разговаривали. У меня сложилось впечатление, что человек не очень и стремился продать машину.

Ведь продажа автомобиля – это своего рода нахождение точки совпадения интересов продавца и покупателя. Продавец ставит свою завышенную цену. Покупатель называет свою заниженную. Начинается торг, в результате которого вы приходите к некоему консенсусу. Предлагая $2300, я ожидал встречного предложения, но человек просто говорил: «Я подумаю». В итоге я ему сам предложил $2800, но оказалось, что он буквально завтра уезжает за границу и вернется минимум через 6 недель. Ждать я не видел смысла.

– Как ты в итоге пришел к Alfa Romeo?

– Я продолжил поиски и обратил внимание, что «французы» и «итальянцы» значительно дешевле остальных автомобилей, а по комплектации при этом заметно богаче. Начал смотреть Lancia, тем более у отца когда-то была Kappa, она мне очень нравилась. У них надежные дизели, как 1.9, так и 2.4.

Листал объявления в основном по Lybra и Kappa, но первой посмотрел Dedra. 1,9-литровый дизель работал так, будто поршни хотят выпрыгнуть. Плюс так себе кузов и прокуренный салон. Потом подъехал в автохаус глянуть Kappa за $2800 – даже вечером в темноте было видно, что там «дрова». Дальше смотрел пару Lybra, в которые было просто неприятно садиться: они выглядели так, будто их пять лет эксплуатировали на стройке. Состояние – просто дичь!

В какой-то момент попалось на глаза свежее объявление о продаже 166-ой «Альфы» 2000 года с 2,4-литровым дизелем за $4000. Звоню, понимаю, что продает хозяин. Человек владеет машиной почти два года, рассказывает, что в ней ремонтировал. Предыдущие два владельца, как и он, состояли в клубе любителей марки, на «Драйве» есть бортжурнал со всей историей автомобиля с 2017 года. Почитал – интересно. Плюс хорошая комплектация: климат, кожаный салон, подогрев сидений. Бонусом – второй комплект резины и коробка запчастей.

Еду смотреть вечером. Выясняется, что проблем немного: пару вопросов по электрике, плохо открывается водительская дверь (ее снимали и красили), также есть течь в системе кондиционирования, еще надо разобраться со светом фар. В общем, глобально ничего серьезного. Я даже кузов толщиномером не измерял – видел глазами, что есть шпатлевка на задней арке, но меня она не смущала. После всего, что я посмотрел ранее, это был супервариант. Поторговались на $400 и на следующий день совершили сделку.

Бонусом я получил запасную фару, второй руль, огнетушитель, набор инструментов и автохимии, а также усилитель – продавец не стал ничего забирать.

«От старого автомобиля можно получать удовольствие»

– Сколько пришлось ремонтировать сразу после покупки и что предстоит сделать в ближайшее время?

– Я даже подвеску посмотреть еще не успел. Но проехал по гравийке и понял, что сзади слева есть постукивания: похоже на опорный подшипник.

Спустя неделю после покупки машина не завелась – замкнуло банку аккумулятора, которому, судя по маркировке, было уже 7 лет. Пришлось купить новый – 400 рублей. Также приобрел и заменил амортизаторы крышки багажника – 40 рублей за пару.

Кондиционер заправил – включается и работает, но пока фреон откачали. В ближайшее время надо разобраться с неработающим моторчиком печки. У этой модели, как выяснилось, болезнь – сгорает предохранитель. Нужно снимать блок и менять колодку. Блок стоит под жабо – более неподходящее место для него найти сложно.

Через неделю отдам машину знакомому, который занимается химчисткой, чтобы он привел в порядок салон. Дополнительно хочу перетянуть руль и кулису КПП.

Также нужно подтянуть тросы ручника и решить вопрос со светом – фары в нынешнем виде светят плохо. Вот, вроде, и все вложения, если не будет никаких сюрпризов.

– Каково после «трехлеток» пересесть на машину, которой почти 25 лет?

– От старого автомобиля тоже можно получать удовольствие. У машин 90-х есть своя харизма, они настоящие, в них минимум маркетинга. А у «итальянцев» еще и классный дизайн. В свое время автомобиль Alfa Romeo 166 был бизнес-классом, это чувствуется в деталях. Включаешь свет – он загорается плавно, глушишь машину – музыка затухает постепенно.

В этом автомобиле у тебя не возникает ощущения откровенного старья, хотя отчасти это зависит еще и от состояния конкретного экземпляра. Но возьми Passat B3: в каком бы состоянии он ни находился, ты садишься в него и погружаешься в 1990 год. В Alfa Romeo такого нет, хотя кассетная магнитола намекает.

Да, машина с характером, к ней надо приноровиться: тяжелый руль, который не повращаешь одним пальцем, «механика» – это тебе не современные авто с невесомыми рулями, кучей ассистентов и автоматом. «Альфой» нужно управлять. И я начал получать от этого удовольствие.

«Можно быстрее»

– Я никуда не торопился, плюс к некоторым моделям у меня совсем не лежала душа, поэтому моя эпопея с поисками и затянулась на 3 месяца. Можно управиться быстрее. Практика показывает, что при грамотном подходе подобрать нормальную недорогую машину реально за полторы-две недели. Даже в бюджете $3000–4000 есть вполне достойные варианты, но, чтобы их найти, нужно просмотреть сотни объявлений и отфильтровать откровенный хлам.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!