Регистрация

Разборка ABW.BY. Необычный виновник большого расхода моторного масла

У быстрой убыли моторного масла из двигателя причины могут быть разные. Обнаружив, что через 2 тысячи километров пробега после обслуживания, при котором масло было залито под верхнюю метку на щупе масломера, его уровень снизился до нижней метки, и не увидев на асфальте под автомобилем масляных следов течи, водитель Hyundai Santa Fe первым делом заподозрил турбину.

Учитывая, что с момента покупки в 2013 году машина, работая в одной из минских фирм в качестве служебной, успела проехать более 170.000 км, турбокомпрессор вполне мог оказаться виновником возникшей проблемы. Однако когда Santa Fe передали на СТО для выяснения действительной причины и устранения неисправности, в разговоре со специалистами автосервиса водитель пожаловался, что в последнее время двигатель вообще стал работать как-то не так.

В чем именно заключалось "не так", водитель точно пояснить не смог, но упоминание, что в работе мотора пропала былая плавность, стало поводом помимо поиска причины критического расхода масла проверить состояние топливных форсунок турбодизеля 2.2, которым был оснащен предоставленный на СТО автомобиль.

Обследование турбокомпрессора согласно заявке на ремонт не выявило признаков, что этот агрегат причастен к расходу масла. Зато проверка форсунок дала результат - параметр адаптации форсунки третьего цилиндра оказался, по словам диагноста, сильно в "плюс", остальные форсунки работали нормально.

Но к чему в таком случае адаптировалась форсунка в третьем цилиндре? Это стало понятно после проверки компрессии - в подозрительном цилиндре она оказалась низкой. По всей видимости, увеличение подачи топлива форсункой было ответом на снижение компрессии.

В общем, все шло к тому, что двигатель придется разбирать, но процедура эта недешевая. Окончательным аргументом для согласия фирмы, владеющей машиной, на разборку мотора стала проверка путем отсоединения сапуна. Картерными газами из него, образно говоря, пыхало. Сильный прорыв продуктов сгорания в картер и, главное, их пульсирующий выброс через сапун свидетельствовали о проблемах с уплотнением надпоршневого пространства в моменты сгорания топлива в каком-то из цилиндров.

Чаще всего ненормированный прорыв газов в картер вызывается износом поршневых колец: чем сильнее кольца изношены, тем больше газов прорывается в картер. Одновременно увеличивается расход масла на угар. Однако когда прорыв картерных газов связан не со всеми, а лишь с некоторыми из цилиндров, с наибольшей степенью вероятности можно предположить, что в проблемном цилиндре поршневые кольца залегли в канавках поршня, или, другими словами, потеряли подвижность из-за нагара, скопившегося в канавках, после чего перестали эффективно уплотнять надпоршневое пространство. 

Другая вероятная причина - задиры и прижоги на рабочих поверхностях колец, задиры на поршне и поверхности "плохого" цилиндра. Причем если задиры на поршне распространяются на зону межкольцевых перемычек поршня, они тоже могут привести к залеганию поршневых колец. Реже, но также возможно разрушение перемычек и поломка колец.

Таковы типичные причины высокого угара масла и прорыва картерных газов, однако то, что на этот раз обнаружили, когда поршень был извлечен из подозрительного цилиндра, удивило даже видавших виды ремонтников. Виновником неисправности оказалась вставка под верхнее компрессионное кольцо.

Вставка локально разрушилась и раскрошилась. На момент разборки верхнее кольцо удерживало лишь один крупный фрагмент вставки, а куда подевалась мелочь - остается только догадываться.

С учетом того, что при отсутствии больших отложений нагара второе компрессионное кольцо тем не менее потеряло подвижность, можно предположить, что причиной его залегания стали мелкие крошки вставки, попавшие между кольцом и стенками канавки.

Раньше с подобными случаями специалисты СТО никогда не сталкивались. Новостью поломка вставки в поршне оказалась и для других автосервисов, с которыми контактирует СТО, занимавшаяся проблемой.

Примечательно, что все остальные изнашивающиеся в процессе эксплуатации детали, которые были осмотрены после разборки двигателя, выглядели так, будто недавно прошли обкатку и готовы выдержать не меньший пробег, чем уже выдержали. Необычность произошедшего, а также нормальное состояние других деталей мотора подталкивает заподозрить в случившемся заводской дефект, но теперь, по всей видимости, необходимо объяснить, что это за вставка и каково ее назначение.

Называют вставку нирезистовой из-за материала, из которого она изготовлена. Нирезист - чугун, отличающийся от обычных серых чугунов большим содержанием никеля, что придает нирезисту, в частности, более высокую коррозийную стойкость и жаропрочность, имеющие большое значение в связи с особо тяжелыми условиями, которые создаются в зоне верхнего поршневого кольца во время работы двигателя.

Компрессионные кольца, если не говорить об эксклюзивных разработках, тоже изготавливаются из чугуна, а поршни - из алюминиевых сплавов. Нирезистовые вставки применяются, чтобы упрочнить канавки в поршнях под верхнее компрессионное кольцо и увеличить тем самым надежность и долговечность поршней.

Существуют другие способы упрочнения верхней канавки, например, с помощью переплава материала поршня в этой зоне легирующими элементами, однако из-за технологических трудностей с реализацией распространения они не получили. Зато в случаях, когда верхнее поршневое кольцо имеет сечение в форме трапеции, что во избежание залегания позволяет кольцу самоочищаться от нагара в моменты перекладки поршня в мертвых точках, и такую же трапециевидную форму должна иметь канавка под кольцо, нирезистовые вставки - практически обязательный атрибут, обеспечивающий стойкость канавки против ускоренного износа.

Технология производства поршней с нирезистовыми вставками давно отработана, но понятно, что единичные сбои исключать нельзя. А контроль качества сцепления вставки с основным материалом поршня затруднен, ибо прямой метод контроля предполагает разрушение поршня, а стало быть, может проводиться лишь выборочно для отдельных поршней из партии, из-за чего у брака всегда остается лазейка.

Косвенный ультразвуковой метод позволяет охватить 100% продукции, но и он не всесилен из-за наличия помех в виде отверстия под поршневой палец, камеры сгорания и других формообразований в поршне, а также чувствительности результатов проверки к малейшим перекосам поршня при установке на позицию контроля.

В нашем случае обращает на себя внимание еще и то, что зона разрушения вставки совпадает с отверстием, относящимся к системе охлаждения поршня маслом. Не могло ли это отверстие как-то повлиять на качество сцепления вставки с поршнем, или это просто случайность?

Как бы там ни было, выдержал двигатель до того, как поршень в нем вышел из строя, более 170.000 км. Поэтому остается только сетовать, что это существенно превышает пробег, на который автомобилю предоставлялась гарантия, и назвать ориентировочную цену запчастей, которые понадобились для ремонта: поршень - 110 у.е., комплект поршневых колец - 90, комплект прокладок - 180 у.е.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки korea-motors.by

17 апреля 2017 в 8:00
Просмотров - 41938
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС