Регистрация

"По бразильской системе". Как преподаватель-энтузиаст готовит "семидесятников" без заучивания

Книга с ПДД у будущего водителя способна вызвать настоящий трепет: неужели все это можно запомнить и все это пригодится на дорогах? Занятия идут, текст ПДД уже не кажется таким сложным, но и не спешит поддаваться. А ведь все может быть по-другому. О необычном методе обучения мы побеседовали с преподавателем из Витебска Юрием Ложечкиным, который готовит будущих водителей на протяжении уже 30 лет.

Как всякий энтузиаст своего дела, Юрий Константинович невероятно скромен и рассудителен, поэтому выставлять "особые" конспекты на всеобщее обозрение не спешит, равно как и на просьбу сфотографировать отвечает скромной улыбкой. Смущать заслуженного преподавателя мы не стали, но поговорить нам все же удалось.

Его методика обучения строится на опорных сигналах Шаталова. 

Ви́ктор Федорович Шата́лов (укр. Віктор Федорович Шаталов, род. 1 мая 1927) - российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почетный доктор Академии педагогических наук Украины. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Сам Юрий Константинович объясняет это просто:

"Опорные сигналы - это как шпаргалка, набор ключей. Вы писали шпаргалки? В конспектах могут быть ключевые слова, схемы, обозначения, какие-то ассоциативные связи. Писать много не нужно. Пара слов, несколько цифр и стрелок могут заменить собой несколько страниц текста".

Чтобы лучше понять, о чем идет речь, приводим пример конспекта из интернета. Не по ПДД, но суть от этого не меняется.

Как признается Юрий Константинович, в начале пути его методология преподавания не отличались от всех остальных. К опорным сигналам он пришел примерно лишь спустя 20 лет, хотя и знал о них раньше. Использовать их можно не только в автошколах, но и в любой другой дисциплине, будь это даже обычный школьный урок. И, как утверждает Юрий Ложечкин, считать "технологию" отработанной и завершенной по-прежнему нельзя - предела совершенству попросту нет.

"Главное - вникнуть в систему, прочувствовать ее. Тогда будет легче и преподавателю, и ученику. Пускай и не всегда удается сразу схватить мысль. Но с одной оговоркой: ученик все же должен стремиться учиться. Если этого нет, то с любой методикой будет тяжело. Ученику на самом деле достаточно читать. Я рассказываю тему, он смотрит на опорные сигналы. Потом идет объяснение. Блоки и ассоциации стоят у ученика перед глазами - и все получается. Методика довольно творческая на самом деле".

Примеров успешного ее применения много. Одна девушка не могла 4 раза экзамен в ГАИ сдать. Почитала конспекты - сдала. Был 17-летний ученик, в 18 пошел сдавать экзамен в ГАИ. Первый раз, второй, третий - не получается сдать. Воспользовался опорными конспектами, потренировался на компьютере - ни одной ошибки в ГАИ.

Переходим к практике. 

"К примеру, вопрос о том, когда необходимо включать аварийную световую сигнализацию. Вот есть слово "БООТАНика". Б - на буксируемом транспортном средстве, О - опасность, ослепление, Т -трамвай при подъезде к остановочному пункту, А - когда идет посадка-высадка детей из автобуса, Н - неисправность. Последняя часть букв добавлена для того, чтобы слово было похоже на слово".

В качестве другого примера Юрий Константинович предлагает слово "СВЕРКА" - оно поможет запомнить, в каких случаях с ДТП не нужно вызывать ГАИ.

"С - страховка есть? Показывайте (поднимает ладонь, как бы демонстрируя страховку. - Прим. авт.)! В - вред. Е - евро, до 400. Машина разбита на 500 евро? Вызываем ГАИ. Р - разногласия, их не должно быть. К - категория, необходимо, чтобы были в порядке "права".

По такому принципу и строится обучение. Ассоциации, стрелки, обозначения, схемы - потребность в натаскивании на заучивание попросту отсутствует, развиваются мышление и память.

"Я миллион раз говорил своим ученикам: нет хороших и плохих учеников, нет толковых и бестолковых. Все нормальные люди, одинаковые. Нужно постараться и читать. Одна ученица спрашивала, почему она такая бестолковая. Неправда. За 2 недели до сдачи в ГАИ все запомнила и сдала. А ведь бывает и по-другому. На компьютере все отлично выходит, а экзамен в ГАИ завален. Потому что необходимо читать".

Роль компьютерных тестов в подготовке Юрий Константинович не уменьшает, но теорию в чистом виде выносит на первое место: "Практика без теории мертва. Заучить тесты на компьютере можно, но чуть в сторону - и все. Вот если вам завязать глаза и выпустить на дорогу, далеко уедете? Так вот, глаза - это и есть теория".

О проценте успешной сдачи в ГАИ с первого раза Юрий Ложечкин вновь говорит скромно и рассудительно:

"На статистику влияют разные составляющие. У меня сдавали и 24 человека из 25-ти, и 24 из 24-х. Но бывало и такое, что попадутся ребята, до которых трудно достучаться. Я не могу научить за три месяца тому, чему стоило научиться в жизни гораздо раньше. Некоторых, конечно, приходится подталкивать. Практически нет такого, что человек читает и заваливает экзамен. Блочная память работает дольше, мышление работает лучше. Те, кто понял, как это работает, уже не хотят учиться по обычной методике".

Андрей ГОРЕЛИК
Фото автора 
ABW.BY

7 марта 2017 в 8:00
Просмотров - 7151
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС