Регистрация

"Ликбез от Телогрейкина". Пробел в законах, или Когда от трактовки зависит, смогут ли вас лишить "прав"

Чем

Буквально пару дней назад на одной уважаемой интернет-площадке увидел статью про конфликт одностороннего движения, мнение эксперта. Ну, думаю, сейчас что-то новое для себя узнаю, просвещусь. Дочитал до конца и впечатлился мнением этого эксперта: "Если вы встретитесь на дороге с односторонним движением, то не нужно бить друг друга по носу". Так-то оно да, солидарен с ним в этом, только я ожидал от эксперта - мастера производственного обучения каких-то разъяснений по ПДД, а не экскурс в мир конфликтологии. Надеюсь, что моя история будет более полезной и информативной для читателя.

Недавно с вопросом по этой теме обратился житель Червеня. Он рассказал, что, двигаясь прямо по дороге, случайно проскочил знак 3.1 "Въезд запрещен", именуемый в дальнейшем "кирпич". Насчет "случайности", конечно же, есть сомнения, но не в этом суть. Проскочил "кирпич" и благополучно поехал дальше, пока его не остановили сотрудники Червенского отдела ГАИ. От них он узнал, что двигался по дороге с односторонним движением "против шерсти". Инспекторы посчитали это действие выездом на полосу встречного движения и составили протокол по ч.8 ст.18.14 КоАП. Начальник ГАИ рассмотрел, согласился с такой квалификацией и вынес постановление: с учетом смягчающих вину обстоятельств - штраф 5 б.в. Прямо скажем, по-божески при санкции от 2 до 10 б.в. и возможности лишиться права управления до года.

Статья 18.14 КоАП

8. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения, - влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до одного года или без лишения.

Однако у нас возникли сомнения в правильности такого решения. Мы отправились в Червень, чтобы на месте рассмотреть ситуацию и сделать выводы. 

Действительно, дорога с односторонним движением, как и положено, обозначена соответствующими знаками 5.5, 5.6, 5.7.1, 5.7.2, всякий движущийся по ней информирован об этом. 

С другой стороны перед водителем только один знак 3.1 "кирпич". Водитель никак не информирован о том, что выезжает "против шерсти" на дорогу с односторонним движением. Случайно ли, умышленно ли, но, проезжая под "кирпич", водитель не выполняет требование дорожного знака, и, по моему мнению, его действия уже по этому принципу следует квалифицировать по ч.6 ст.18.14 КоАП, где совсем другие санкции.

Статья 18.14 КоАП

6. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения - влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.

Отправляемся в отдел ГАИ Червеня, чтобы услышать аргументы в пользу их мнения. Надо отдать должное начальнику ГАИ майору Ивашкевичу А.В. и его коллегам - они были весьма лояльны, у нас состоялся конструктивный диалог. Мы вместе задались вопросом: что вообще такое "выезд на полосу встречного движения"? 

Сотрудники ГАИ предположили, что поскольку слова "навстречу" и "встречная" являются однокоренными, то если водитель едет навстречу потоку - значит, для него это "встречка".

Мы же подходили к вопросу иначе. ПДД развернутого ответа не дают, а при анализе текста Правил делается вывод, что встречное движение может быть только там, где есть попутное. Получается, что дорога с односторонним движением не может являться встречной полосой для водителя, поскольку у нее нет попутной для того же водителя. 

И в заключение добавили еще один аргумент - пример того, как вышли из положения в России. По всей видимости, там тоже этот вопрос был предметом дискуссий. И, чтобы не переписывать ПДД, там просто выделили специальную для таких случаев статью. Выезд на встречную и движение по ней оставили как было, но добавили состав с идеальной формулировкой "движение во встречном направлении по полосе с односторонним движением". И сразу исчез конфликт двух мнений, исключена возможность разного толкования. Кстати, санкцию там сделали одинаковую с выездом на "встречку". 

Я вообще к чему. В соседнем государстве специально обученные люди пошли к законодателю и истребовали у него эту статью. У них теперь нет обязанности выписывать минимальный штраф 1 б.в. признавшим вину за очень опасное нарушение. И у них нет необходимости притягивать за уши статью, которая не имеет отношения к нарушению, но имеет подходящую действиям санкцию. В первом случае это безболезненно для нарушителя, во втором - незаконно со стороны инспектора. 

А у нас в КоАП такого состава нет. И еще много чего другого нет из того, что могло бы упростить и упорядочить законодательство в сфере безопасности дорожного движения. И никогда не будет, пока в ГАИ в огромном количестве служат малограмотные люди, большинство которых не может понять смысл того, о чем мы сейчас говорили. 

В этом случае начальник ГАИ признал аргументы весомыми и согласился, что нужно переквалифицировать нарушение. Но категорически отказался выступить с инициативой к своему руководству о выявленном пробеле в праве. Так проще жить. 

А под "кирпич" ездить все равно нехорошо.

Василий ТЕЛОГРЕЙКИН
Специально для ABW.BY
Видео автора
Фото из архива редакции

 

 

24 февраля 2017 в 8:00
Просмотров - 20221
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС