Регистрация

Светопреставление, или Какие лампы лучше, какие хуже, а какие и вовсе опасно покупать

Тест автомобильных ламп

В фаре перегорела лампа. Невелика проблема - товар этот отнюдь не дефицитный, в любой встретившейся по пути торговой точке что-нибудь найдется. Но вот вопрос: все ли лампы, которые предлагает торговля, одинаково хороши? Судя по разнице в количестве денег, которые просят продавцы за разные лампы одного и того же типа, таковыми они быть не могут.

Причем разница бывает более чем трехкратной - именно с такой "вилкой" цен мы столкнулись, когда покупали образцы галогенных ламп типа Н4 для теста, который должен был ответить на поставленный выше вопрос.

Ценовая ситуация не может не заставить покупателей засомневаться: есть смысл переплачивать в три с лишним раза или лучше за эту же сумму купить три лампочки, две из них положить в бардачок и ставить по мере перегорания предыдущих? Стоит ли поддаваться соблазну, ведь на кону безопасность движения? Это тоже предстояло узнать в ходе теста.

На качестве освещения сказываются многие факторы - состояние отражателя и стекла фары, ее регулировка, которая должна обеспечить правильное светораспределение, сила света лампы и точность ее расположения внутри фары. Чтобы оценить влияние ламп, необходимо нивелировать все, что относится к фаре. Поэтому было решено проводить испытания на одном и том же автомобиле, поочередно устанавливая в его фару все купленные для испытаний лампочки.

С выбором ламп не мудрили - действовали как обычные автовладельцы, которым лампы понадобились. Зашли в несколько встреченных по дороге торговых точек и вышли из них с 9 лампами Н4 разных марок, после чего отправились в "Ресурсный центр" автомеханического колледжа имени академика М.С.Высоцкого, где и выяснили, who is who среди купленного нами товара.

По прибытии оказалось, что число участников увеличилось до 12-ти, и вот почему. "Начал готовиться к вашему приезду, - рассказал сотрудник "Ресурсного центра" Олег Царук, - вижу, что не могу фару по прибору настроить! У нас на этой Mazda 323 курсанты тренируются - ну, думаю, сломали. Достал лампочку из фары - оказался Patron. Поискал, что есть другое, - нашел Philips. Картинку дает идеальную, а я уж чуть было на фару грешить не начал".

Отлично, Олег! Мы тоже купили Patron и Philips - вот и посмотрим, подтвердят ли они особенности "соплеменников". Настроечные лампочки тоже примут участие в тесте, пусть и вне зачета.

Но что мы будем смотреть? Во-первых, будем оценивать создаваемую участниками теста ту самую картинку светотеневых границ, которой уже успел неприятно удивить Олега Patron и порадовать Philips.

Во-вторых, будем определять силу света ламп в режимах ближнего и дальнего света. Единица измерения - кандела (кд). Наш прибор прошел государственную поверку. По его инструкции для ближнего света измерение производится выше и ниже светотеневой границы в левой части светового пятна.

При этом по нормативам выше границы, в так называемой зоне тени, сила света не должна быть более 750 кд - в противном случае встречные и попутные (через зеркало заднего вида) водители будут ослепляться. Ниже границы сила света должна быть не менее 1600 кд, иначе водителю придется вести автомобиль в условиях недостаточного освещения.

Сила дальнего света измеряется в центре наиболее яркой части светового пятна и должна быть не менее 10.000 кд из условия опять-таки достаточного освещения при движении с дальним светом фар.

Так как сила света зависит от напряжения, оно в бортовой сети тестового автомобиля поддерживалось на уровне 13,8-14,0 В с помощью пускозарядного устройства.

Пора переходить к делу. Поскольку логично начать с самых дешевых испытуемых и далее идти в сторону увеличения цены, первой стала лампа "Маяк" стоимостью 38.000 рублей. На упаковке и маркировке, нанесенной на цоколь, мы не нашли указаний на место производства лампы. Можно подумать, что "Маяк" - это настолько повсеместно знаменитая марка, что производитель просто не посчитал нужным лишний раз афишировать свое местонахождение.

Впрочем, это наша единственная претензия к "Маяку". Созданную картинку несколько портит небольшое темное пятнышко в самом центре, но, обратив на него внимание, мы, еще не зная, что покажут другие лампы, уже отдавали себе отчет, что просто ищем, к чему придираться, ведь с нормированными светотеневыми границами рисунок самой дешевой из купленных для испытаний лампочек совпал точно.

В требуемые параметры сил света лампа тоже уложилась. В общем, светить должна нормально, а о том, насколько она лучше или хуже конкурентов по дальнобойности, можно судить только в сравнении.

Поэтому "на ринг вызывается" Narva за 46.100 рублей. На упаковке находим страну регистрации торговой марки - Германия, но на цоколе указано, что изготовлена лампа в Польше.

Картинка, если опять-таки придраться, тоже не без изъяна - угол "птички" уходит чуть ниже нормативной границы, что должно несколько ухудшить освещение обочины, однако по силе света, а стало быть, дальнобойности Narva лучше "Маяка".

Следующим стал Patron PLH4-60/55 с ценой 50.000. И вновь о месте производства лампы остается догадываться. Зато при виде надписей Original Quality, ISO 9002, TUV, TecDoc, Advanced Technology, размещенных на упаковке, и чехла, защищающего колбу от прикосновений, хочется встать по стойке смирно и взять под козырек. Однако сможет ли этот Patron реабилитировать своего предшественника, "облажавшегося" при настройке прибора?

Не смог. Картинка, как заверил Олег, та же. Фару с такой лампой нормально не отрегулируешь. Если настроить фару по горизонтальной линии, чтобы она не слепила встречных, не будет освещения с правой стороны от осевой линии.

Если же регулировать фару по линии угла "птички", то в теневую зону ближнего света с левой стороны вылезет приличный кусок незатененного светового потока, который будет бить в глаза встречным водителям и слепить попутных. Такие казусы с настройкой обещают большие трудности при прохождении техосмотра.

Но и это еще не все, что не лезет ни в какие ворота, - сила ближнего света в тени превышает максимально допустимый показатель! Это означает, что даже если фару отрегулировать так, чтобы попытаться как-то обмануть техосмотр, то она все равно будет слепить и при этом очень слабо освещать то, что находится правее продольной оси фары. Но что в таком случае покажет первый Patron, ведь силу света настроечной лампы Олег не замерял - ему хватило и картинки?

Увы, чуда не произошло. Здесь тоже сила ближнего света в тени превышает максимально допустимый показатель.

Далее пришел черед SCT Basic. Эта лампа была куплена мной ровно год назад за 28.200 руб. для других нужд, но по какой-то причине не понадобилась, не использовалась и только сейчас дождалась своего часа. Нынче она стоит 51.100. Торговая марка немецкая, а ясность с местом изготовления вносит наклейка на упаковке, где страной происхождения указан Китай.

К показателям силы света претензий нет, но к картинке светотеневой границы они имеются. Проблема та же, что и у Patron, пусть и менее выраженная: если регулировать фару, чтобы она не слепила, будет сильно затенена зона с правой стороны, а попытка исправить этот недостаток регулировкой ведет к выводу потока незатененного света в зону ослепления других участников движения.

Следующая на очереди лампа SCT White ценой 60.300 рублей. Куплена она там же, где год назад покупалась SCT Basic, место изготовления - Китай. Чем отличается от "родственника", понятно из названия - она должна давать белый свет. Считается, что такой свет приближен к дневному, что способствует улучшению визуального комфорта. 

О комфорте судить не будем, а что касается интересующих нас параметров, то по силе света White оказался несколько слабее, чем Basic, а в картинке светотеневой границы есть все тот же изъян - при регулировке фары, чтобы она не слепила, ухудшается видимость с правой стороны. Попытка справиться с этой проблемой, подняв хвостик "птички", ведет к ослепляющему воздействию и делает проблематичным прохождение техосмотра.

А мы тем временем спешим за чудесами, ведь "нет чудесней ничего, чем та земля под небесами, где крыша дома твоего". В происхождении лампы ценой 61.800 руб., названной в кассовом чеке АКГ 12-60+55-1, нет никаких сомнений. На упаковке указан не только изготовитель, но и полный его адрес, имеются надписи "Сделано в Беларуси" и made in Belarus, даже представлена карта, на которой наша страна выделена цветом.

Однако стоило достать лампу из коробочки, как сразу появился повод для огорчений. Почему у нее "хвостик" на колбе такой кривой, а не как у всех, почему маркировка на цоколе не такая же четкая, как у других ламп? Ведь внешний вид тоже показатель качества изготовления!

В нормированные параметры силы света брестская лампочка уложилась, но нарисованную ею светотеневую границу удовлетворительной можно назвать лишь с натяжкой - низковато у "птички" опущен хвостик. Это означает, что с правой от автомобиля стороны хорошо и далеко фара светить не будет.

И вообще ближний свет у нашей лампы, как выяснилось по окончании испытаний, оказался самым слабым среди всех участников теста. А в том, что по силе дальнего света брестская лампа кое-кого обошла, утешительного мало.

Следующая участница - Philips Vision +30% за 75.300. В отличие от предыдущих тестируемых у этой лампы должен быть на 30% усилен световой поток.

В режиме дальнего света Philips и впрямь светил лучше всех. Однако с ближним светом случился казус. В "тени" сила света тоже оказалась выше, чем у всех, кроме Patron, при этом Vision +30% уложился в норму, но как только дело дошло до измерения светосилы в светлой части пятна, ожидаемого увеличения мы не обнаружили. Зато картинку светотеневой границы испытуемый Philips нарисовал такую же хорошую, как и лампа, использовавшаяся при настройке фары перед тестом.

Настроечную лампу мы тоже проверили на силу света, но из-за того, что упаковка от нее давно утеряна, ничего не можем сказать, о какой модели Philips должна идти речь. Из маркировки на цоколе понятно было лишь то, что настроечная лампа выпущена в Германии, а тестовая - в Польше.

Предпоследняя участница теста Osram Bilux Light@Day досталась нам за 136.500 руб., что в 3,6 раза дороже "Маяка". Произведена в Германии, однако, по всей видимости, высокую цену лампы объясняет не столько место изготовления и принадлежность к именитому бренду, сколько надпись на упаковке Up to 3-x life time, что можно перевести как "увеличенный в три раза срок службы". Действительно, есть о чем задуматься - купить три стандартные лампы или одну Light@Day?

Какова реальная долговечность лампы, мы в ходе теста проверить не можем, но что касается показателей светосилы, то ничего выдающегося, фактически уровень Narva, обошедшейся в три раза дешевле. Где Osram не осрамился - картинка светораспределения хороша, но у Philips она не хуже.

Однако объяснить 117.000 руб., запрошенных за последнего испытуемого Osram Bilux Super Bright 100/80, мы не в силах. Что можем - перевести надписи Not approved for public roads и Not for use in Europe/USA, которыми производитель сопроводил упаковку. Странное дело: живем, как нас в этом постоянно убеждают, в самом центре Европы, но лампочку, которую производитель запрещает в Европе продавать, у нас купить можно. Впрочем, отдадим должное продавцу - она предупредила, что с Super Bright по дорогам общего пользования ездить нельзя.

И в ходе испытания Super Bright это подтвердил. Помимо двух Patron это третья участница теста, светосила которой в зоне тени ближнего света превышает нормативный показатель.

Для чего в таком случае Super Bright нужны? Об этом говорит надпись Off-Road, которая подсказывает, что лампа предназначена для техники, используемой вне дорог общего пользования, одним словом - на бездорожье. Жаль, что на эту подсказку, как и на предупредительные надписи, покупатели, недовольные светом фар, не обращают внимания. Им интересно другое: это единственная участница теста мощностью 100/80 W, в то время как у всех остальных она стандартная - 60/55 W.

Но в лампах накаливания, коими являются галогенные, на освещение расходуется лишь 10% мощности, потребляемой лампой. Остальное превращается в тепло, стало быть, увеличенная мощность - это не только дополнительный свет, но и лишний нагрев фары.

Высокие температуры не могут не сказаться на состоянии стекла, но еще больше страдает отражатель, ведь он непосредственно контактирует с цоколем лампы и находится вблизи колбы.

Когда выгорает отражатель, на внутренней стороне стекла осаждается налет, затрудняющий прохождение света. Кроме того, оплавляется контактная группа, что ведет к нарушению надежности электрических контактов. В линзованных фарах мутнеют линзы, оптические свойства которых ухудшаются из-за термических перегрузок. 

К сожалению, чтобы подтвердить эти эффекты увеличенной мощности лампы в ходе теста, нам понадобилось бы слишком много времени. В этом мы убедились, наблюдая за динамикой увеличения температуры фары при ее оснащении не только Super Bright, но и другими испытуемыми лампами. Достаточным временем на момент проведения испытаний мы не располагали, но что мешает вернуться к вопросу увеличенной мощности в другой раз?

Результаты испытаний галогенных ламп Н4
Лампа Сила света выше светотеневой границы в режиме ближнего света (не более 750 кд) Сила света ниже светотеневой границы в режиме ближнего света (не менее 1600 кд) Сила света в режиме дальнего света (не менее 10.000 кд) Цена, руб.
Маяк 530 3557 26.486 38.000
Narva 621 3837 27.628 46.100
Patron PLH4-60/55 778 6151 23.574 50.000
SCT Basic 696 6492 19.730 51.100
SCT White 633 5518 19.610 60.300
Брестский электроламповый завод 479 1949 22.823 61.800
Philips Vision +30% 713 4909 29.339 75.300
Osram Bilux Light@Day 621 3715 28.228 136.500
Osram Bilux Super Bright 100/80 796 3959 23.793 117.000
Patron 773 3520 26.786 вне зачета
Philips 600 3780 27.800 вне зачета

Наш вердикт

Напомним: качественный свет - это в первую очередь безопасность, причем не только ваша, но и других участников движения. Из недорогих ламп интересными нам показались "Маяк" и Narva. Что касается Philips и Osram стандартной мощности, то тут бренд говорит сам за себя - если на безопасность не жалко денег, это и есть правильный выбор.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Благодарим за помощь в проведении теста "Ресурсный центр" на базе автомеханического колледжа имени академика М.С.Высоцкого

Более 4000 оригинальных фар б/у для любых автомобилей с фотографиями и ценой каждой детали вы можете найти на сайте-агрегаторе BAMPER.BY. Поиск любой запчасти - в три клика.

4 февраля 2016 в 7:21
Просмотров - 42130
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС