РЕГИСТРАЦИЯ Забыли пароль?

Как добавить свой видеосюжет

Подписка на новости

Топ-10 самых ненадежных турбокомпрессоров: какие модели и почему попали в наш черный список?

Топ-10 самых ненадежных турбокомпрессоров: какие модели и почему попали в наш черный список?

Какой турбокомпрессор слывет самым беспокойным, или, иными словами, чаще всего вынуждающим владельцев автомобилей искать помощи у ремонтников и продавцов запчастей? Как выглядит десятка самых ненадежных турбин? По каким причинам они выходят из строя? Ответить на эти вопросы было бы непросто, но есть статистика, а она, как известно, знает все. 

Мы не стали изобретать велосипед и обратились к статистическим данным клиентских заявок в компанию "Турбохэлп", специализирующуюся на решении проблем ТКР. Однако не ждите, что мы сразу же ответим на первый из вопросов. Правила номинации предполагают обратное представление кандидатов на звание "самого-самого". Не будем нарушать традиции. 

10. Volkswagen 1.9 TDI

По словам Алексея Оргиша, директора "Турбохэлп", несколько лет назад ТКР дизеля Volkswagen с заводским обозначением AFN стабильно входил в пятерку лидеров по количеству обращений в сервис. 10-е место, которое он сейчас занимает, объясняется, скорее всего, изменением ситуации в автопарке. Некогда сверхпопулярные у минчан Passat B5 и выпускавшиеся одновременно с ним Audi А4 и А6, на которые ставилась эта турбина, из столичных обитателей превращаются в провинциалов и выбывают из числа клиентских для минских СТО. Тем не менее нынешнее место в составленном нами топ-10 эти турбины удерживают за собой уверенно.

Рассматриваемый ТКР в свое время одним из первых получил изменяемую геометрию. Она и есть его ахиллесова пята. Механизм изменения геометрии часто заклинивает. Актуатор, управляющий механизмом, подвержен наружной и внутренней коррозии, из-за чего становится негерметичным либо теряет подвижность. Стареет и рвется резиновая мембрана. При неисправности электромагнитного клапана, который управляет актуатором, шток последнего перестает двигаться и опять же очень быстро закоревает.

К сожалению, изменяемая геометрия не единственная слабость этого ТКР. Из других причин поломок назовем уязвимость к проблемам, возникшим в системе питания двигателя, но как это отражается на турбине, рассмотрим позже, когда подберемся к лидерам рейтинга. В былые годы нередко рассматриваемый ТКР приводило в ремонт засорение катализатора, а сейчас сказываются ресурсные вопросы, ведь появилась эта турбина без малого 20 лет назад.

9. Toyota D-4D

На 9-е место турбину двухлитрового дизеля Toyota в списке нарушителей спокойствия владельцев привела склонность мотора к образованию отложений нагара, во-первых, на маслозаборнике масляного насоса, во-вторых, в катализаторе. А далее свою роль сыграла распространенность двигателя, ставившегося на самые популярные модели японской марки. Чаще всего с проблемами этого ТКР сталкиваются владельцы Avensis и RAV4 2001-2005 годов выпуска. 

Примечательно, что маслозаборник от закоксовывания не спасает даже использование качественного моторного масла. Пусть при этом засоряется он не так быстро, но в любом случае наступление масляного голодания в подшипниках картриджа ТКР лишь вопрос времени. Чтобы сделать это время неопределенным, рекомендуется периодически снимать поддон для проверки состояния и очистки маслозаборника, а также удаления грязи, которая накопилась в поддоне.

При засорении катализатора увеличивается сопротивление выходу выхлопных газов, из-за чего они начинают оказывать противодавление на колесо турбины. Колесо прижимается и трется о корпус, результатом чего становится выработка и появление у ротора продольного люфта. Эта ситуация требует своевременной замены старого катализатора. В наших условиях применяют, мягко говоря, несколько иной способ решения проблемы - катализатор выбивают или вырезают.

8. BMW M57

Восьмым местом турбины, ставившиеся в нескольких исполнениях в зависимости от модели автомобиля на трехлитровый дизель M57, которым оснащались BMW 3-й, 5-й и 7-й серий, а также Х5, обязаны владельцам. По данным "Турбохэлп", больше половины обращений в ремонт было вызвано вмешательством в блок управления двигателем с целью модернизации прошивки для получения дополнительной мощности. Изменение настроек с помощью чип-тюнинга ведет к тому, что увеличивается скорость вращения ротора ТКР. Однако масляный насос продолжает работать с прежней производительностью, поэтому подача масла в ТКР остается прежней, что вызывает масляное голодание. 

Не привередничают владельцы и с выбором режимов движения, будто ездят на специально подготовленном суперкаре, а не на гражданском автомобиле. В результате двигатели дольше работают на повышенных оборотах, что сказывается на сроке службы ТКР.

Знакомство ТКР с разлетающимися заслонками впускного коллектора, которые сначала затягивает в цилиндры, а затем выбрасывает в выпускной коллектор и далее в турбину, тоже вносит свою лепту в статистику отказов. Однако если бы владельцы BMW меньше увлекались тюнингом, чуть-чуть поумерили свой пыл и не вытрясали из двигателей душу, вряд ли этот ТКР попал бы в черный список.

7. Renault 2.2 dCi

Мотор ставился на "вторую" Laguna, "четвертый" Espace и Vel Satis. Его ТКР нередко страдает от появления продольного люфта, а причиной проблемы, как и в случае с Toyota D-4D, являются забившиеся сажей катализаторы. 

Кроме того, двигатель не самый удачный. При разборках в масле часто обнаруживаются инородные включения, что свидетельствует о процессах износа, происходящих в моторе, а ТКР как раз является агрегатом, весьма уязвимым к качеству смазки. Много проблем фиксировалось по топливной системе - они тоже отражались на надежности ТКР. Пострадать от обломков поршней, поршневых колец и других посторонних предметов, прилетающих из двигателя, для этого ТКР не форс-мажор, а вполне тривиальное явление. 

6. Mercedes-Benz 2.2 CDI

Моделей с дизелями 2.2 CDI у Mercedes-Benz хоть отбавляй, но 6-ю позицию в нашем списке проблемных ТКР фактически обеспечил себе один лишь вариант, ставившийся на Sprinter в 2000-2006 годах.

Проблема катализаторов, от которой эта турбина страдала в былые годы, сейчас неактуальна. Что с катализаторами случилось, догадайтесь сами. Но если с экологией водители разобрались по-свойски, то осталась проблема ненадежного привода масляного насоса, а точнее - его шестерни. Результат - масляное голодание. А дальше износ, увеличение поперечного люфта сверх допустимой величины, биение ротора, разбивающее уплотнения…

Еще одна характерная для этого ТКР проблема - износ кулачков на рычажках привода механизма изменения геометрии. Sprinter - машина коммерческая, нужно учитывать ее пробеги. Со временем механизм изменения геометрии перестает работать корректно - начинается так называемый "передув" либо "недодув". К ресурсной проблеме отнесем и старение с последующим выходом из строя резиновой мембраны внутри актуатора управляемой геометрии.

5. Volkswagen 1.9 TDI

Вновь 1.9 TDI, но на этот раз вариант, ставившийся на различные модели Volkswagen и его дочерних марок в 2003-2009 годах. Отличительные особенности от турбины, занимающей 10-е место в нашем списке, - корпус турбинной части выполнен заодно с выпускным коллектором, крепление задней части не на шпильки, а на хомут. Больше всего беспокойства рассматриваемый ТКР доставляет владельцам Caddy и Touran.

Типичная проблема - скручивание ротора из-за инерционных нагрузок вследствие превышения допустимой скорости вращения. Виновен в проблеме датчик давления наддува во впускном коллекторе либо неплотности, появляющиеся между ТКР и впускным коллектором, через которые поступает воздух, не учитываемый расходомером. В первом случае система управления двигателем, получая от датчика недостоверную информацию, начинает работать неправильно, во втором - продолжает работать в штатном режиме, не учитывая поступление лишнего воздуха. 

Кроме того, во многих 1.9 TDI, укомплектованных рассматриваемым ТКР, в системе вентиляции картера предусмотрен неудачный маслоуловитель. Со временем он разрушается, после чего в ТКР прилетают его фрагменты и уничтожают колесо компрессора.

Ржавление актуаторов, присущее "собрату", занявшему 10-е место, на этой турбине также встречается, хотя и не столь часто. Возможно, лишь в силу более "младых" лет. 

4. Volkswagen 1.8Т

К надежности самой турбины бензинового двигателя объемом 1,8 л, удерживающей 4-е место в нашем рейтинге, претензий немного. Дьявол кроется в системе подачи масла к ТКР, трубопровод которой проложен вдоль выхлопного коллектора. Впрочем, о том, чем оказалось чревато такое решение немецких конструкторов, мы рассказывали в статье "В чем главная проблема мотора 1.8Т Audi и Volkswagen и как с ней бороться", к которой и отсылаем желающих подробнее узнать о подводных камнях эксплуатации турбокомпрессора, чуть-чуть не дотянувшего до попадания в лидирующую тройку.

На этом месте, мы, пожалуй, остановимся и сделаем глубокий вдох. Осталось ответить на главный вопрос: какие ТКР займут пьедестал "антипочета"?

Мы не предлагали делать ставки, кому достанутся лавры, ведь вдумчивые читатели, помнящие наши прежние материалы о турбокомпрессорах, быстро бы сообразили, что выбор сузился до турбин, которыми оснащались 1.5 dCi и 1.9 dCi Renault либо 1.6 HDi Peugeot-Citroёn. Но на "финише" не обошлось и без сюрприза. Скоро узнаете, в чем он заключался. 

3. Renault 1.9 dCi

В отличие от ТКР, расположившихся ниже в топ-10 самых неудачливых, для турбины, ставившейся на дизельный двигатель 1.9 dCi, мощность которого в разных каталогах указывается от 100 до 102 л.с., трудно назвать какие-то типичные поломки и их причины. Говоря проще, с этим ТКР возможно что угодно, однако, вероятнее всего, на 3-е место нашего рейтинга его привело наложение сразу нескольких факторов - человеческого, конструктивного, ресурсного и распространенности двигателя.

С человеческим фактором при составлении рейтинга мы уже сталкивались. Именно он обеспечил 8-е место в черном списке турбине BMW M57. Дизелю 1.9 dCi тоже достается от владельцев, но иначе. Корень зла в том, что ставился этот мотор на автомобили, предлагавшие достойное сочетание потребительских и технических характеристик и бывшие при этом самыми дешевыми среди подобных машин на нашем рынке. В результате в Беларуси их часто покупали лица, располагавшие минимумом средств не только на покупку, но и на последующее содержание.

Недостаток средств не ведет к занятиям чип-тюнингом, приведшим в топ-10 ТКР BMW, а подталкивает к экономии на обслуживании. Но ресурс не является некоей фиксированной величиной. Он сокращается при использовании дешевых масел с уровнем качества ниже, чем записано в инструкции по эксплуатации, увеличении интервалов между заменами масла, масляного и воздушного фильтров сверх рекомендуемых для наших условий. Экономия на обслуживании, к сожалению, характерна для владельцев автомобилей, на которые 1.9 dCi ставился.

Из конструктивных факторов отметим следующие. В 1.9 dCi часто проворачиваются вкладыши коленвала, но двигатель может работать нормально, пока в какой-то момент не начинает стучать. Однако еще до того, как мотор застучит, в масле появляется стружка от износа вкладышей. Она вместе с маслом попадает в картридж турбины и вызывает износ подшипников ротора. Кроме того, в 1.9 dCi высок риск обмерзания сапуна. Если лед закупорил сапун, увеличивается давление картерных газов, после чего масло выдавливается через уплотнения картриджа.  

2. Volkswagen 1.9 TDI

А теперь время удивляться. Подвох тройки "лидеров" состоял в том, что о ТКР, который попал на 2-ю строчку нашего антирейтинга, мы раньше не рассказывали! Узнать его просто - у него корпус турбинной части выполнен заодно с выпускным коллектором, что визуально хорошо отличает его от ТКР, рассмотренных ранее, кроме варианта, занявшего в топ-10 5-е место. 

Чаще всего этот ТКР в ремонт приносят владельцы VW Sharan, Seat Alhambra и Ford Galaxy 1999-2003 г.в. с 1.9 TDI мощностью 115 л.с. Однако подобной турбиной комплектовался также 1.9 TDI в 90-сильном исполнении, ставившийся на Golf и автомобили других марок, принадлежащих концерну VAG. Это, естественно, увеличивает количество обращений на сервис.

Одной из повторяющихся причин, вызывавших поломки рассматриваемого ТКР, являются неисправности в системе питания, вследствие которых форсунки "переливают" топливо. В результате топливо сгорает не полностью, образуется много нагара, со временем парализующего работу механизма изменяемой геометрии, из-за чего страдает актуатор. Кроме того, сажей забивается катализатор и создает сопротивление выходу отработавших газов. Чем это чревато, мы рассказывали в первой части исследования, рассматривая причины поломок ТКР Toyota D-4D.

Однако в 1.9 TDI не вся сажа достигает катализатора - часть ее откладывается в выпускном коллекторе, превращается в твердый кокс, который позже кусками отрывается с насиженного места, попадает в турбину и творит там беды. Реже, но не настолько, чтобы считать это случайностью, из-за льющих форсунок повреждаются поршни, а их фрагменты производят в турбинной части ТКР те же разрушения, что и кокс.

Хорошо знакома этим ТКР и коррозия актуаторов, подробно рассмотренная нами ранее на примерах турбин моторов Volkswagen, занявших в нашем рейтинге 10-е и 5-е места. Ну а достаточно частое попадание в компрессорную часть этого ТКР фрагментов, отслоившихся от воздушного фильтра, показывает, что экономия на обслуживании присуща не только владельцам Renault.

1. Renault 1.9 dCi

"Как? Вновь 1.9 dCi?!" - воскликнут читатели. А почему бы и нет, если помимо дизеля, чья турбина значится в нашем черном списке третьей, был еще один dCi такого же рабочего объема, но мощностью 120 л.с. Опять-таки между ТКР обоих 1.9 dCi есть разница: рассматриваемая турбина - с изменяемой геометрией, а у занявшей 3-е место механизм изменения геометрии отсутствует. Наконец, по частоте обращений для устранения неисправностей у ТКР, которым оснащался 120-сильный 1.9 dCi, нет конкурентов. Поэтому именно ему и принадлежит пальма первенства. А если посмотреть статистику "Турбохэлп" не только за 2015 год, то выяснится, что последние лет 5-6 лидерство этой турбины по количеству обращений в ремонт неоспоримо!

Такое лидерство не повод для гордости, а причины для него собственно те же, что и у менее мощного "собрата", разве что степень форсирования и наличие изменяемой геометрии только усугубили ситуацию. Желающих более подробно познакомиться с неисправностями турбин 1.9 dCi и мерами, которые необходимо предпринимать, чтобы избежать проблем, отсылаем к статье "Почему по поломкам турбокомпрессор Renault 1.9 dTi/dCi впереди планеты всей?".

Но какова ситуация с ТКР, ставившимися на 1.5 dCi Renault и 1.6 HDi Peugeot-Citroёn? Для попадания в черный список имелись все предпосылки: сами моторы надежными не слывут, но благодаря тому, что их можно увидеть под капотом не только автомобилей упомянутых марок, но и Nissan, Mercedes-Benz, Ford, MINI, Mazda, Volvo и некоторых других, они получили в Беларуси широкое распространение. 

Владельцы автомобилей с этими моторами, вздохните спокойнее! Турбины 1.5 dCi и 1.6 HDi пока еще лишь робко стучатся в топ-10. Подождем пару лет, а там посмотрим, как скажется на этих ТКР выработка ресурса.                                                                        

Место в топ-10 Модель
1 Renault 1.9 dCi 120 л.с.
2 Volkswagen 1.9 TDI 1999-2003 г.в.
3 Renault 1.9 dCi 101 л.с.
4 Volkswagen 1.8Т
5 Volkswagen 1.9 TDI 2003-2009 г.в.
6 Mercedes-Benz 2.2 CDI
7 Renault 2.2 dCi
8 BMW M57
9 Toyota D-4D
10 Volkswagen 1.9 TDI AFN

На настоящий же момент времени имеем то, что имеем: четыре строчки в нашем топ-10 самых неудачливых турбин достались моделям, которые ставились на автомобили концерна VAG, три принадлежат Renault. Что бы это значило? Неужели лидеры французского и немецкого автомобилестроения остаются лидерами во всем без исключения? 

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Материалы по теме

Почему по поломкам турбокомпрессор Renault 1.9 dTi/dCi впереди планеты всей?

В чем главная проблема мотора 1.8Т Audi и Volkswagen и как с ней бороться 

Ахиллесова пята: почему ломаются турбины в 1.5 dCi и 1.6 HDi 

 

31 декабря 2015 в 0:07
Просмотров - 41802
Пожалуйста, подождите...

"Sierra за 200": как мы спасали кузов и "выставляли" подвеску
24987 просмотров 6 декабря
Рейд с ГАИ по шинам: кто и почему до сих пор не "переобулся"
Рейд с ГАИ по шинам: кто и почему до сих пор не 21884 просмотров 6 декабря
Как пройти ТО и избежать ненужных трат? Вопросы для "Белтехосмотра"
Как пройти ТО и избежать ненужных трат? Вопросы для 21117 просмотров 4 декабря
Не бейте "француза"! Во сколько обойдется "содержание" Renault Kaptur и Hyundai Creta?
Не бейте 20673 просмотров 7 декабря
Трещина на лобовом стекле от камня. К кому обратиться за компенсацией?
Трещина на лобовом стекле от камня. К кому обратиться за компенсацией? 19821 просмотров 6 декабря
"За готовую дверь просят 150 рублей, а за одну ручку - 50". Мнение владельца KIA Carens
19603 просмотров 4 декабря
"Если нужно, поднимем и БелАЗ". Как работает грузовая эвакуация
18897 просмотров 5 декабря
На М6 возле Щучина Peugeot столкнулся с МАЗом
На М6 возле Щучина Peugeot столкнулся с МАЗом 17380 просмотров 3 декабря
"Такую машину необходимо покупать только с задним приводом". Мнение владельца 420-сильного BMW M235i
16961 просмотров 5 декабря
Топ-10 видео за год с самыми курьезными и поучительными ситуациями на дорогах
Топ-10 видео за год с самыми курьезными и поучительными ситуациями на дорогах 16428 просмотров 3 декабря
Видеофакт. В Молдове кран достал утопленную машину с хорошим уловом усачей внутри
Видеофакт. В Молдове кран достал утопленную машину с хорошим уловом усачей внутри 15839 просмотров 6 декабря
Вместе отстояли правду. Водитель добился отмены астрономических выплат
Вместе отстояли правду. Водитель добился отмены астрономических выплат 13373 просмотров 5 декабря
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.
facebook vkontakte odnoklassniki youtube