РЕГИСТРАЦИЯ Забыли пароль?

Как добавить свой видеосюжет

Подписка на новости

Димаксион - машина для жизни

Димаксион - машина для жизни

Устав от "бэушного" автохлама и новых автомобилей, похожих друг на друга как две капли воды, аbw.by продолжает искать отраду в гениальных машинах прошлого. Сегодня в рамках цикла "Автоэкзотика" мы расскажем об отчаянной попытке одного американца перевернуть взгляд всего человечества. Не только и не столько на автомобиль, сколько на наши взаимоотношения с вещами в целом. А начинал-то он с архитектуры…

Необычный автомобиль, больше похожий на фюзеляж небольшого вертолета, был разработан американским изобретателем и инженером, архитектором и педагогом, которого звали Ричард Бакминстер Фуллер. 

Он родился 12 июля 1895 г. в Милтоне, штат Массачусетс. Учился в Гарвардском университете, затем в Военно-морской академии. Во время Первой мировой войны был морским офицером и позже говорил, что эта служба была невероятно важна для формирования его навыков и представлений о мире. Он считал, что всеми достижениями прогресса человечество обязано или непосредственно мореплаванию, или жажде знаний, которая подобна желанию покинуть знакомые места и причалить к новым берегам. Молодой изобретатель начал работать в архитектуре и сфере бизнеса. В 1922 г. была организована компания, возглавляемая Фуллером. За пять лет было построено 240 сборных оригинальных домов, идея которых принадлежала отчиму изобретателя. Однако в 1927 г. компания была продана, а Фуллеру сообщили, что в конце года он должен покинуть свое место работы. Эта новость послужила причиной серьезного личного кризиса, однако именно благодаря ему, вероятно, у изобретателя зародилась идея совершенно нового дома. 

Позже он назовет его 4D-домом, или домом "Димаксион" (что означает сочетание динамики и максимальной эффективности). "Железобетонную архитектуру можно сравнить с архаичной гусеницей, из которой появится четырехмерная архитектура, - писал Фуллер сестре в 1928 году. - Комната не должна быть чем-то фиксированным, она не должна создавать статичного настроения, она должна иметь возможность меняться таким образом, чтобы обитатели играли с ней так же легко, как играли бы на пианино". 

Вместе с тем и сам дом должен быть переносным, а значит, сборным и легким. И, конечно, дешевым. Эту конструкцию сборного дома, построенного в 1927 г. из алюминиевых деталей фабричного производства, стоящего на одной опоре, можно назвать "машиной для жилья". 

В 1932 г. имя "Димаксион", данное Фуллером, получили сразу несколько изобретений, чтобы подчеркнуть, что они - часть общего проекта по улучшению условий жизни. Фуллер основал одноименную фирму "Димаксион", в этот раз его заинтересовали автомобили, в частности, новые принципиальные схемы размещения пассажиров и агрегатов машины. 

По словам изобретателя, цель проекта автомобиля "Димаксион" состояла в том, чтобы "развить трехколесный монокок-фюзеляж в транспортное средство". Это было необходимо для создания гармоничного единства транспортных средств, находящихся на земле, воде и в воздухе. В январе 1933-го друг изобретателя и к тому же богатый человек по фамилии Биддл (Biddle) дал Фуллеру несколько тысяч долларов на реализацию его автомобильного проекта. Уже весной для предстоящей работы было нанято 27 рабочих, а также арендована заброшенная фабрика. Она получила название "Локомобиль" и находилась в г. Бриджпорте, штат Коннектикут.

До начала основного проектирования был создан небольшой макет будущей машины, который тем не менее обладал основным концептуальным формообразующим принципом строения. 

Кузов автомобиля очень сильно напоминал фюзеляж самолета с открытой кабиной. Общая идея была одобрена, в дальнейшем разработка модели продолжилась. При проектировании основным отличием от макета стало размещение пассажиров и водителя внутри большого закрытого кузова на трех колесах, посадка пассажиров в машину осуществлялась через боковые двери-люки, расположенные по обоим бортам кузова. Водитель сидел в застекленной носовой части по центру машины, совсем как пилот пассажирского самолета. 

Автомобиль имел три колеса: два передних - ведущие, заднее - управляемое, имеющее цепной привод. Сейчас такая конструкция вызвала бы опасения. Но автомобиль мог развернуться практически на месте, что давало большое преимущество в условиях мегаполиса. Для привода колес Фуллер использовал мост от автомобиля "Форд", который был просто перевернут. Карбюраторный двигатель от того же "Форда" мощностью 86 л.с. (63 кВт) расходовал всего 7,8 л на 100 км. Такая экономия достигалась благодаря эффективному кузову машины. Фуллер заявлял о потенциальной скорости 190 км/ч, но при испытаниях было зафиксировано лишь 140 км/ч. Длина машины составляла 6,1 м, она вмещала до 6 пассажиров. 

Впервые необычный автомобиль был с успехом показан на Всемирной ярмарке в 1933 году. Но 27 октября обернулось для оригинального авто большой бедой. ДТП случилось неподалеку от ярмарки, в г. Чикаго. В "Димаксионе" под управлением известного в то время гонщика Френсиса Тернера находились два пассажира - полковник Вильям Френсис Форбс-Семпилл и инженер Чарльз Долльфусс, прибывший из Парижа. Выехав с территории ярмарки, автомобиль стал сворачивать в сторону шоссе, ведущего в аэропорт. И практически у главных ворот ярмарки произошла автокатастрофа.

Причиной резкого поворота и опрокидывания "Димаксиона" стал другой автомобиль, который с места аварии скрылся. Этот инцидент произвел на общественность и главное - на инвесторов неизгладимое негативное впечатление. При первоначальном расследовании был выявлен дефект системы управления. Но свидетели катастрофы утверждали, что в машину на большой скорости врезался другой легковой автомобиль. Найти водителя и его авто так и не удалось. Но мнение о том, что "Димаксион" - это ненадежная конструкция, сохранилось надолго. Кстати, этот экземпляр после аварии восстановили, однако в 1943 г. он сгорел при пожаре в гараже Американского бюро стандартизации. История жизни трехколесной машины продолжилась благодаря группе английских автолюбителей, которые сделали Фуллеру заказ на изготовление второй машины. В январе 1934-го усовершенствованный автомобиль был построен. Однако отсутствие хорошей рекламы и сложившееся негативное общественное мнение привели к тому, что эту интереснейшую конструкцию через годы стали использовать в качестве курятника (!), что, впрочем, и сохранило ей жизнь. Ее нашли и восстановили, за что спасибо энтузиастам из Национального автомобильного музея Америки. 

Третий экземпляр конструктор строил исключительно на собственные сбережения. Машина получила двухцветную окраску: изумрудно-зеленый кузов и белоснежная крыша. В 1934 г. Фуллер продал готовый "Димаксион" №3 семейной паре по фамилии Стоковски, затем машина неоднократно перепродавалась. В 1944 г. в Бруклине экземпляр попался на глаза другу Фуллера Арчи Баттсу, он выкупил его, чтобы вернуть Фуллеру, но в 50-х годах эта машина исчела навсегда. До наших дней сохранился только "Димаксион" №2. 

Талантливый изобретатель продолжил свою многогранную деятельность и творчество и в течение долгих лет жизни создал ряд потрясающих пространственных конструкций, в основе которых лежали октаэдры и тетраэдры. 

Он использовал разнообразные материалы, от картона до пластика и металла. В 1954 г. стал президентом фирмы "Геодезика". Наиболее известные работы Фуллера - "золотой купол" для Американской национальной выставки в Москве 1959 г., павильон США на Всемирной выставке в Монреале. Он стал лауреатом 47 международных и американских почетных премий в области архитектуры, дизайна, изящных искусств и литературы. Сторонник тотального дизайна, Фуллер возлагал на него задачи преобразования мира с целью достижения оптимальных условий для жизнедеятельности человека. Отстаивая исключительную важность проектного творчества, он проповедовал достижение максимальных результатов минимальными средствами, решение экологических проблем в глобальном масштабе - совместными усилиями науки, техники и культуры.

Умер этот талантливый изобретатель 1 июля 1983 года. Деятельность Ричарда Фуллера, его идеи оказали значительное влияние на мировой промышленный дизайн. В сентябре 2009-го благодаря совместным усилиям любителей истории и при участии фирмы "Кроствэйт и Гардинер" помимо внешнего вида "Димаксиона" удалось частично воссоздать и оригинальный салон автомобиля. 

Александр АРХИПОВ
Фото из архива автора и открытых источников
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

24 января 2015 в 10:53
Просмотров - 19500
Пожалуйста, подождите...

"Sierra за 200": как мы спасали кузов и "выставляли" подвеску
24987 просмотров 6 декабря
Рейд с ГАИ по шинам: кто и почему до сих пор не "переобулся"
Рейд с ГАИ по шинам: кто и почему до сих пор не 21884 просмотров 6 декабря
Как пройти ТО и избежать ненужных трат? Вопросы для "Белтехосмотра"
Как пройти ТО и избежать ненужных трат? Вопросы для 21117 просмотров 4 декабря
Не бейте "француза"! Во сколько обойдется "содержание" Renault Kaptur и Hyundai Creta?
Не бейте 20673 просмотров 7 декабря
Трещина на лобовом стекле от камня. К кому обратиться за компенсацией?
Трещина на лобовом стекле от камня. К кому обратиться за компенсацией? 19821 просмотров 6 декабря
"За готовую дверь просят 150 рублей, а за одну ручку - 50". Мнение владельца KIA Carens
19603 просмотров 4 декабря
"Если нужно, поднимем и БелАЗ". Как работает грузовая эвакуация
18897 просмотров 5 декабря
На М6 возле Щучина Peugeot столкнулся с МАЗом
На М6 возле Щучина Peugeot столкнулся с МАЗом 17380 просмотров 3 декабря
"Такую машину необходимо покупать только с задним приводом". Мнение владельца 420-сильного BMW M235i
16961 просмотров 5 декабря
Топ-10 видео за год с самыми курьезными и поучительными ситуациями на дорогах
Топ-10 видео за год с самыми курьезными и поучительными ситуациями на дорогах 16428 просмотров 3 декабря
Видеофакт. В Молдове кран достал утопленную машину с хорошим уловом усачей внутри
Видеофакт. В Молдове кран достал утопленную машину с хорошим уловом усачей внутри 15839 просмотров 6 декабря
Вместе отстояли правду. Водитель добился отмены астрономических выплат
Вместе отстояли правду. Водитель добился отмены астрономических выплат 13373 просмотров 5 декабря
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.
facebook vkontakte odnoklassniki youtube