Регистрация

НА ВЕЛОМОБИЛЯХ - В СТРАНУ БУСЛАНДИЮ

НА ВЕЛОМОБИЛЯХ - В СТРАНУ БУСЛАНДИЮ

Этот звонок был как гром среди ясного неба: "Иван, мы уже въезжаем в Беларусь, в субботу будем в Логойске, а в воскресенье финишируем в Минске". Что же, планы на то и существуют, чтобы их нарушать: все задуманное на эти выходные было отменено ради встречи со старыми товарищами, с которыми ровно год назад я провел незабываемые 11 дней.


В прошлом году мы вместе путешествовали по России, а в этом ребята решили приехать в гости к нам. Правда, состав поредел: из Москвы в Беларусь приехало лишь шесть человек, пять из них свой путь проделали на веломобилях - экологически чистом транспорте, приводимом в движение мускульной силой человека. А идейный вдохновитель и инициатор проекта Вениамин УЛЬЯНОВСКИЙ "прикрывал тылы": все десять дней он провел за рулем микроавтобуса, сопровождая участников пробега.


Организаторы заранее предупредили о том, что много вещей "техничка" на борт не возьмет. Некоторые участники позаботились об автономности, а лучше всего это получилось у Евгения Нестюрина, который прихватил с собой прицеп, куда и уложил весь свой скарб. С другой стороны, в "техничку" Евгений положил... второй веломобиль - скоростной лигерад, на котором и участвовал в заездах на время!

Это его идея - приехать в Беларусь, и ничего удивительного в этом нет: хотя сейчас Вениамин Вениаминович проживает в Москве, сам он выходец из Беларуси, родился и вырос в Минске. И это его идея - назвать этот пробег супер-тест-туром "Страна Бусландия 2010":

 

- Вениамин Вениаминович, почему Бусландия?
- Потому что Беларусь - моя родина, здесь прошли мои детские годы. Хотелось сделать такое путешествие в детство, путешествие во что-то необычное. Тем более что Беларусь действительно страна аистов - один раз сразу 28 птиц насчитали. Согласитесь, аист - такая птица, которая вызывает только положительные эмоции. И опять же запомнится лучше путешествие во что-то необычное. На самом деле слово "Бусландия" я использовал раньше, когда писал про своих белорусских коллег статью под названием "Веломобилисты страны Бусландии".


Довелось поездить и по "грейдеру" (или грунтовке), причем временами дорога оставляла желать лучшего, выматывая и без того уставших веломобилистов


Трехколесный веломобиль (на снимке - "кэтуля") по определению медленнее двухколесного. За счет некоторых ухищрений (например, установки более тонких и высоких колес) этот трайк удалось сделать более скоростным, хотя с одноколейными лигерадами он соперничать по-прежнему не мог

- А почему нынешний тест-тур - с приставкой "супер"?
- Во-первых, я обозначил его как последний, который провожу в качестве учредителя, организатора, спонсора. К сожалению, за пять лет проведения тест-туров я так и не добился поставленной перед собой цели. Я надеялся, что смогу поднять активность молодых ребят создавать технику, эксплуатировать ее и собираться вместе в такие путешествия. Не получилось...
К сожалению, это поколение не получило воспитания трудом и желания создавать что-то серьезное своими руками минимально. Зато есть большое желание получать готовое. Нет тяги и к самому путешествию: крутить педали десять дней подряд - это тоже занятие не из легких.
Хотя в последних тест-турах приняло участие порядка 50 человек, собрать их в одно сообщество, как это было в прежние годы, не получилось. А ведь условия тест-туров именно объединяющие: они позволяют любому принять участие на равных, независимо от физической подготовки или технических возможностей веломобилей. Но получилось даже наоборот: произошло естественное разделение на группы по интересам и возможностям машин, появилось естественное желание совершать путешествия и в других форматах. А поскольку общее число энтузиастов осталось неизменным, то мне вдруг показалось, что наступил момент, когда в программе нынешних тест-туров можно поставить точку и попытаться найти какие-то другие формы организации веломобильных путешествий.
И поскольку этот тест-тур был задуман как последний в таком формате, как замыкающий, то и предложить хотелось что-то особенное. Такие поездки у нас имеют продолжительность 11 дней и фиксированный километраж. Просто приехать в Беларусь и финишировать в Минске - это, конечно, хорошо. Но не посмотреть эту прекрасную страну невозможно. Поэтому к основному маршруту был добавлен 5-дневный довесок. Предполагалось, что после финиша основной части ребята еще несколько дней поездят по стране - кто куда хочет и как хочет, вовсе не обязательно на веломобилях. Вариантов было много. Моя задача состояла в том, чтобы люди могли увидеть как можно больше.


Единственный в пробеге велосипед был "усовершенствован" задним обтекателем внушительных размеров. Сложно сказать, насколько это улучшило аэродинамику, а вот масса велосипеда увеличилась в разы, ведь внутри обтекателя был оборудован вместительный багажный отсек


В гостях у белорусского веломобилиста Юрия Карева. Изучение архивных снимков и старой литературы неминуемо родило кучу воспоминаний: "А помнишь, как тогда, в Шауляе..."


Из-за различий в физической подготовке и технических характеристиках веломобилей скорости участников не совпадали - группа распадалась на несколько частей. К концу дня разрывы между участниками тест-тура могли составлять полчаса и больше!

- Но большинство предпочло ограничиться основной частью...
- Я думаю, что причина в следующем - сказалась усталость. Устали настолько, что на "бонус" сил уже не осталось. Поездка проходила при жаре под 40 градусов - это было настоящее испытание для всей команды. Опять же маршрут от Москвы до Минска составил порядка 950 километров, а дорога на Беларусь оказалась очень сложной. Это самый длительный и самый сложный маршрут из всех, которые мы делали в ТТ.


Вениамин Ульяновский - вдохновитель, организатор и спонсор всех последних веломобильных тест-туров. Но так выходит, что весь маршрут Вениамину Вениаминовичу приходится проводить не на трайке или лигераде, а за рулем автомобиля сопровождения. А если в руках не руль, то обязательно фотоаппарат, чтобы заснять все происходящее в пути

Впервые маршрут был проложен не только по асфальту, но и по гравийным и лесным дорогам. Можно было ехать по шоссе, но по просьбам потенциальных участников, которые так и не поехали, мы решили включить гравийные участки. Хотя веломобиль по сути своей изначально предназначен для хороших дорог.
Еще одно: маршрута по Беларуси мы не знали - мы не делали разведывательной поездки, а ориентировались по картам. Поэтому совершенно неожиданно столкнулись с тяжелыми участками там, где их не ждали, а других дорог не было. Картам верить нельзя - в этом мы убедились. Разве только игральным, но не крапленым - только из пачки :)

 


А вот и Борисов! Путь к нему ребятам дался нелегко...


Несмотря на серьезный крюк, в последний день тест-тура ребята не могли не заехать в Хатынь. Это место вызывает острые чувства даже у тех, кто бывал там и раньше, что же тогда говорить о посещающих мемориальный комплекс впервые...

- Вы родом из Беларуси и постоянно здесь бываете. Что-то новое для себя в этой поездке открыли?
- Да, бесспорно. Прежде всего, я увидел Беларусь из окна машины сопровождения, которая двигается медленно вслед за веломобилями, когда можно все рассмотреть. Опять же часто приходилось останавливаться - у ребят случались проколы. Ну а раз остановились, то как с местными жителями не поговорить?
Я-то белорусов знаю хорошо, но все равно приятно удивили участие, откровенность, искренность тех людей, с которыми мы общались. Ну вот, к примеру, набираем в колодце воду. Понятно, что в этом никто не откажет. Но когда к этой воде тебе выносят таз сала... Или, пока стоим ремонтируемся, молочко, сыр приносят, угощают только что сваренным кофе.
Понятно, что и к нам отношение было особое: мы же не на иномарках к ним приехали, а на технике, которая им как бы ближе. Ну а когда узнавали, откуда мы едем...
В белорусских деревнях все дома раскрашены, причем разными красками. Дома, в которых живут люди. И там живут аисты! А если мертвый дом, нежилой, то и гнездо над ним пустое.
Удивило все. И поражены были все, особенно те, кто здесь ни разу не был.


В заключительной части маршрута состав участников тест-тура пополнился за счет двух белорусов - автора этих строк и конструктора веломобилей из-под Логойска Юрия Карева. Собственно у него в гостях мы и переночевали перед последним днем пробега


До финиша остались считаные километры. Стела при въезде в город-герой Минск повод не только сфотографироваться, но и... немного отдохнуть!

- Есть желание приехать сюда на веломобилях еще раз?
- Обязательно! Сейчас еще подогреем интерес рассказами об этом путешествии. И независимо от того, какие будут планы в будущем, с какой-нибудь группой постараемся приехать сюда еще раз.

О маршруте
Старт супер-тест-тура "Страна Бусландия 2010" был дан 5 августа в Рублево. Далее, используя узкие, но незагруженные дороги Подмосковья между Новорижским и Минским шоссе, веломобилисты доехали до Звенигорода. Дальнейший путь лежал через Можайск, Бородино, Уваровку, затем по гравийным дорогам в Гагарин (в советские времена на День космонавтики из этого города веломобилисты делали однодневные 200-километровые звездные пробеги до Москвы).
От Гагарина до Смоленска было решено проехать на машине. Во-первых, ничего примечательного в этом 200-километровом участке, по мнению организаторов, не было, во-вторых, не хотелось пилить в жару по шоссе рядом с фурами. Сэкономленное время было потрачено на экскурсию в Смоленске, а силы - на небольшой крюк по Смоленскому Поозерью. Белорусско-российскую границу пересекали в районе Велижа, после чего двинули на Витебск. Следующим крупным городом был Борисов - к нему "пробирались" местными дорогами через Сенно и Холопеничи. В последний день тест-тура, 15 августа, путешественники проехали через Логойск. Несмотря на лишний километраж, сделали крюк и посетили мемориальный комплекс "Хатынь" и вечером финишировали на площади Победы в Минске.
Общая протяженность 10-дневного маршрута составила порядка 950 км, иной раз в день приходилось проезжать и по 100, и по 125 км, что можно считать серьезной нагрузкой, особенно если учесть, что так называемых дней отдыха не было, зато были зачетные скоростные участки длиной 25 и 50 км. На этих "трассах" участники ехали на время, а по результатам их прохождения был определен победитель тест-тура. Им, как и в прошлом году, стал преподаватель из Зеленограда Евгений Нестюрин.

Историческая справка
История веломобильных тест-туров насчитывает без малого четверть века. 14 мая 1986 года был образован московский Клуб энтузиастов биотранспорта, получивший сокращенное название КЭБ. Тогда же, в 1986-м, был проведен первый фестиваль-смотр веломобилей "Золотое кольцо", собравший под своими флагами любителей и создателей этой необычной техники со всего Советского Союза. Основным же событием фестиваля был тест-тур на веломобилях, проходивший по городам Золотого кольца. Так было до середины 90-х, а затем... всем просто стало не до того.
Перерыв длился до 2006 года: в середине сентября КЭБ возродил добрую традицию, и спустя ровно двадцать лет после первого тест-тура стартовал юбилейный пробег веломобилей по Золотому кольцу России.
Два следующих тест-тура также были закольцованы, а вот маршрут четвертого по счету из числа возрожденных путешествий был принципиально другим: участники пробега проехали через Вологду в сторону Тотьмы, и это путешествие получило название "Северный луч".

Немного о технике
От традиционных велосипедов веломобили отличаются более удобной посадкой. Во-первых, вместо традиционного седла используется сиденье с полноценной спинкой. Во-вторых, каретка вынесена вперед, благодаря чему водитель полулежит или сидит, вытянув вперед ноги. Из-за этого меньше устаешь, особенно в длительных поездках, к тому же более низкая посадка способствует лучшей аэродинамике, а это экономия сил при скоростной езде.
Это - общий признак всех веломобилей. Ну а далее возможны варианты. И еще какие! С приводом на переднюю, заднюю или обе оси, двух-, трех- или четырехколесные, с вынесенной вперед рулевой колонкой или расположенным под сиденьем рулем-аватаром, с обтекателем или без него. В стремлении как можно дальше уйти от велосипедного стереотипа умельцы мастерят самые неординарные машины, разительно отличающиеся друга от друга. Впрочем, за долгие годы "веломобилестроения" типовые конструкции давно определились, так что придумать что-то кардинально новое достаточно сложно.
Зато саму идею можно развивать до бесконечности. Возьмем, к примеру, ходовые качества. Обычный веломобиль, как правило, медленнее стандартного велосипеда. Но специально созданные спортивные конструкции, оснащенные легкими аэродинамическими обтекателями, позволяют развивать действительно высокую скорость. Достаточно сказать, что последний мировой рекорд, установленный на веломобиле в 2009 году, составляет 132,67 км/ч!

 

Иван КРИШКЕВИЧ, фото автора и Вениамина УЛЬЯНОВСКОГО.


25 августа 2010 в 11:43
Просмотров - 4953
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС