Регистрация

ПРОФЕССИИ АВТОБИЗНЕСА

ПРОФЕССИИ АВТОБИЗНЕСА

Перевозка грузов и пассажиров, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, торговля запасными частями, продажа новых и подержанных машин в автосалонах и на рынках, диагностика и технический осмотр, ремонт стекол, шиномонтажные работы, мойка, химчистка, полировка - весь спектр работ и услуг, подпадающих под определение "автобизнес", можно перечислять весьма долго. И каждое из направлений автобизнеса в силу быстрого роста автопарка в нашей стране нуждается в специалистах, которые могут и хотят связать свою профессиональную деятельность с автомобилями, их эксплуатацией и обслуживанием.


Настоящей статьей мы решили начать цикл кратких заметок о специалистах автосервиса, их личностных и профессиональных особенностях, о требованиях к этим специалистам на нашем рынке труда, сложностях подбора и оценки квалификации. Также мы предоставим вам информацию о средней заработной плате этих специалистов и попробуем оценить их профессиональные перспективы.

МОЙЩИК АВТОМОБИЛЕЙ
В качестве стартовой была выбрана самая, казалось бы, простая профессия - специалист по мойке автомобилей. Профессия мойщика (официально мойщика-уборщика) автомобилей не слишком распространена в Беларуси. Причин несколько: отсутствие учреждений образования, имеющих учебные программы по этой специализации, и относительно небольшое количество рабочих мест на рынке труда. На первый взгляд чему учить? Взял тряпку, губку, ведро с водой - и вперед. Большой выбор автохимии позволяет добиться высоких результатов при чистке сложных загрязнений. А если мойка автоматическая, надо лишь нажать кнопку. Однако не все так просто.
В каждой работе есть технологические нюансы, которые требуют профессиональных навыков. Например, нередко портальная мойка ломает выступающие части автомобиля - антенну, зеркало, если мойщик не позаботился о том, чтобы водитель перевел их в соответствующее положение. Также портальные мойки не всегда справляются со сложными загрязнениями, поэтому их приходится предварительно удалять вручную. Клиент же всегда желает видеть своего "железного коня" после мойки чистым на 100%. Именно за это он платит деньги.
Сегодня основная масса автомоек в Минске редко предлагает полностью автоматизированную портальную мойку. Как правило, к услугам владельцев автомобилей либо комбинированная мойка, когда отдельные элементы автомобиля предварительно очищаются с использованием аппаратов высокого давления, либо ручная мойка с использованием тех же аппаратов высокого давления, либо бесконтактная мойка с использованием специальных химических реагентов. Использование высокого давления, специальных моечных насадок - фрез, пенообразователей или сильнодействующей химии улучшает эффективность удаления загрязнения, но и увеличивает риск повреждения покрытий автомобиля. По сей день можно столкнуться с ситуацией, когда сотрудник автомойки с помощью пистолета высокого давления вместе с грязью удаляет с капота автомобиля новое лакокрасочное покрытие. Ошибки в подборе концентрации химикатов, используемых при бесконтактной мойке, могут повредить хромированные элементы автомобиля. А есть еще мойка двигателя: ответственность за последующую беспроблемную работу последнего автомойки на себя не берут.
"К чему все это?" - спросите вы. К тому, что даже в такой простой на первый взгляд профессии, как автомойщик, присутствует риск финансовых потерь. Но и это еще не все.
Помимо возможных финансовых потерь при неквалифицированной мойке тому, кто планирует начать свою карьеру с профессии автомойщика, необходимо помнить, в каких условиях придется работать, особенно в "жаркий" сезон - осенью, зимой, весной.
Предельно высокая влажность, сырость, сквозняки и перепады температур от плюса до минуса. Для работы в подобных условиях далеко не последним фактором является хорошее состояние здоровья.
С учетом перечисленных выше факторов и отсутствия необходимости в специальном образовании, за работу на автомойке в г. Минске рядовому мойщику-уборщику предлагают сумму, эквивалентную 300-350 у.е. в месяц. Обычная схема зарплаты - это 300-350 тыс. рублей плюс 10-15% выручки. В полтора раза выше зарплата становится только в "горячие" сезонные дни. Частные мойки позволяют работникам всегда иметь небольшую наличность в кармане, что является основным стимулом для многих мойщиков.
Перспективы карьерного роста для работника - мойщик, бригадир мойщиков, распорядитель работ. Перспективы профессионального роста - уход в специализацию по химчистке либо полировке автомобилей.
Места работы - специализированные автомойки, посты мойки и уборки, в том числе предпродажной подготовки автомобилей на автосервисах. Спрос на этих специалистов есть.
Кто же эти люди, которые за такие деньги моют наши с вами автомобили?
На основании анализа анкет специалистов мойки автомобилей, обработанных в кадровом агентстве "Сервисмен", мы получили портрет среднестатистического работника автомойки. Как правило, это мужчина, рост 176 см, вес 76 кг, 19-27 лет, скорее всего, холост, не имеет личного автомобиля или лишен водительских "прав" (имел только категорию "В"), имеет приводы в милицию за хулиганство или распитие спиртных напитков (реже судимый). Образование среднее специальное (станочник широкого профиля). Работник владеет технологией ручной мойки и полировки автомобиля. Последние 2 года меняет работу в среднем раз в 6 месяцев. В прошлом был автослесарем. Имеемая зарплата - 700-800 тыс. рублей, ожидаемая зарплата - от 350 у.е.
Теперь информация для работодателей. Желаемый режим работы среднестатистического автомойщика - два дня через два, а также недалеко от дома (так как нет личного авто). Чаще всего претендент на работу приходит на автомойку, поскольку его жизненные обстоятельства сложились не самым лучшим образом. Он не желает работать над своей квалификацией и искать более высокооплачиваемую работу, но в душе всегда лелеет мечты о хорошем образовании и работе. Кандидат обычно имеет проблемы в семейной жизни, самоуверен и считает, что его недооценивают окружающие.
Не будем спорить, среднестатистический портрет весьма условен, как и средняя температура по больнице, и существует множество исключений, не вписывающихся в получившуюся картинку. Во многих отраслях кризис, ситуация на рынке услуг автосервиса меняется. И, возможно, когда-нибудь портрет того, кто моет ваш автомобиль, будет написан другими красками!

Портрет мойщика автомобилей
Мужчина, рост 176 см, вес 76 кг, возраст 19-27 лет, скорее всего, холост, не имеет личного автомобиля или лишен водительских "прав", имеет приводы в милицию за хулиганство или распитие спиртных напитков, иногда судимый. Образование среднее специальное (станочник широкого профиля). Последние 2 года меняет работу в среднем раз в 6 месяцев. В прошлом был автослесарем.

Александр ВИЗАВИТИН.


1 июля 2009 в 12:20
Просмотров - 3252
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС