Регистрация

СКОЛЬКО СТОИТ СПЕЦИАЛИСТ АВТОСЕРВИСА?

СКОЛЬКО СТОИТ СПЕЦИАЛИСТ АВТОСЕРВИСА?

Какова ситуация на рынке труда в Беларуси, в частности в секторе технического обслуживания автомобилей? Какие специальности в кризис наиболее востребованы, а каких профессий - переизбыток? Как меняется зарплата у специалистов? Об этом мы беседовали с руководителем специализированного консалтингового и рекрутингового агентства "Сервисмен" Александром ВИЗАВИТИНЫМ (А. В.) и консультантом Сергеем ПАХОЛЬЧКОМ (С. П.).

 


 


- Какие тенденции наблюдаются на рынке труда в последнее время?
А. В.:

- С ноября 2008-го по январь 2009-го включительно на кадровом рынке наблюдался серьезный спад - компании практически приостановили подбор персонала и экстренно урезали штаты, оптимизировали структуру, сокращали расходы. На мой взгляд, многие компании неверно оценили обстановку на рынке автосервиса и неадекватно сократили ИТР и рабочий персонал. Спрос на услуги сервиса не уменьшился пропорционально сокращению штата и в марте этого года возник дефицит специалистов. Пошла "обратная волна" - набор и расширение штата автосервиса. Думаю, что автосервис и в кризис будет жить, потому что люди не откажутся от свободы перемещения и эксплуатации автомобиля. Автомобили, естественно, меньше ломаться не стали. А в гараже современный автомобиль чинить будет не каждый.
С. П.:
- Стандартная структура среднего и крупного сервиса осталась: руководители, мастера приемки, мастер в цеху, слесарь. Лишнее убрали, оставили костяк, поменяли управленцев.
- Когда происходило падение, кто больше всех пострадал на кадровом рынке? Скажем так, какие кадры были "оптимизированы"?
А. В.:
- Это директора компаний (в первую очередь), руководители сервиса, сервисные консультанты (мастера-приемщики), администраторы, то есть так называемый "непроизводственный персонал". Люди начали немножко по-другому воспринимать работу с клиентом. Порой нужно воевать за каждого клиента, и если сотрудник приемки не умеет продавать услугу, его, соответственно, меняли. И сейчас существует достаточно высокий спрос на мастеров приемки (консультантов).
Из структуры в некоторых случаях исключили такие позиции, как технический тренер, сделали совмещение профессий. Есть компании, которые отказались от мастеров в цеху, их обязанности передали мастерам приемки.
Я вижу еще одну тенденцию: топ-менеджмент автосервиса, то есть замдиректора по послепродажному обслуживанию, руководители сервиса по развитию региональной сети, - те люди, которые активно уезжали за границу работать, вернулись. И таких очень много. Поэтому у нас на рынке появился даже переизбыток этих специалистов. Возникла своего рода конкуренция в среде квалифицированных управленцев автосервиса. В настоящее время этот специалист на рынке труда РБ стоит минимум на 20% дешевле, чем год назад.
С. П.:
- С другой стороны, требования работодателя повысились, при общем снижении уровня заработной платы в этом году идет более тщательный отбор, нежели раньше.
- Кризис наступил, освободились кадры. Мы видим, что есть два канала выброса кадров на рынок труда: первый - оптимизация компаниями своих структур (люди попали под сокращение, и это наверняка не "звезды" либо "звезды", но с плохим характером, так как сокращают обычно не лучших) и второй - люди, которые были своего рода гастарбайтерами, кадры достаточно квалифицированные, раз их купили в свое время там. Что теперь происходит на рынке?
А. В.:
- Распределение этих потоков происходит так. Поскольку упростили процедуру регистрации компаний, процедуру сертификации, я по своей консалтинговой деятельности наблюдаю большой спрос на организацию услуг автосервиса. Много новых компаний зарегистрировалось, соответственно, для этих компаний нужен персонал. И те работники, которые высвободились в давно действующих компаниях, находят места в новых.
Тех, которые приехали к нам из-за границы, с новым опытом, с немного другим взглядом (считается, что топ-менеджер из-за рубежа, который работал в Москве или Киеве, гораздо "дальше видит"), на работу приглашают с удовольствием.
- А какие технические специалисты сегодня наиболее востребованы?
А. В.:
- На "продуктивный" персонал (автослесари, специалисты по проверке и регулировке углов установки колес, квалифицированные специалисты по диагностике двигателей и электронных систем) спрос большой. Высокие требования компания-работодатель предъявляет к производительности и универсальности специалиста, что естественно в настоящих условиях. Высоким спросом пользуются маляры-подготовщики автомобилей. С одной стороны потому, что нет учебных заведений, массово осуществляющих профессиональную подготовку автомаляров. Нам известны только две компании, предлагающие краткосрочные курсы. Одна из них предлагает обучение в рамках продвижения и поддержки собственных продаж оборудования и расходных материалов, а другая работает в Могилеве и обучение на ее курсах не всем по карману. С другой стороны, специалисты кузовного ремонта (в т.ч. маляры) для компаний автосервиса более рентабельны, чем слесари по ремонту автомобилей, а потому и более востребованы. Также нужно учесть особенности формирования парка подержанных автомобилей в Беларуси, где значительную часть составляют автомобили из Америки, в т.ч. с аукционов поврежденных автомобилей. Вот и получается, что классный маляр - это такой "свободный художник" или "самородок", что называется, "со звездой во лбу".
- Кризис и даже процессы до него привели к тому, что много людей осталось не у дел. Перегонщики те же. Кто-то из них занялся кузовными работами, кто-то ушел в мотористы, кто-то открыл свой шиномонтаж, а еще тысячи человек сейчас высвобождаются в связи с фактически постановкой на колени рынка подержанных автомобилей...
А. В.:
- Ситуация настолько интересная, что люди готовы принимать решения, которые бы в обычной ситуации они никогда бы не приняли. Готовы вообще поменять сферу деятельности, уйти в автосервис или вообще уйти из той отрасли, которой они занимались. Откуда я знаю? В этом году мы открыли курсы диагностов, и к нам идут люди далеких от автосервиса профессий: пилот самолета, лаборант, руководитель и так далее. И таких очень много. Люди просто видят, что здесь есть спрос, здесь можно заработать, и они готовы переобучиться, чтобы зарабатывать.
- Что сегодня является кузницей кадров технических специалистов?
А. В.:
- Несомненно, сами дилерские центры. Так было и, наверное, так будет. Потому что у официального дилера есть фирменная система подготовки, система аттестации, материальная база, оборудование, есть заводские учебные программы. Базовое образование, в том числе высшее, конечно, тоже имеет вес и является основой для профессионального роста и становления специалиста автосервиса. Среди автосервисов есть компании, где 90% слесарей имеют высшее техническое образование. Есть те, кто не только повышает квалификацию своего персонала, проводит аттестации, но и организовывает конкурсы на звание "лучший по профессии". Эти компании не только задают эталонный уровень квалификации технических специалистов, но и являются "кузницей" высококвалифицированных кадров для всей отрасли. А рынок труда автосервиса в Минске совсем не большой. Хороших специалистов знают в лицо, часто они вышли из стен лидера рынка автосервиса в РБ - компании "Атлант-М".
- А чего не хватает дилерам, чтобы удержать хороших специалистов? Понятно, что существуют некие разумные пределы зарплаты и тем не менее...
С. П.:
- Системы мотивации, которая включает в себя зарплату, социальный пакет, и так далее. У нас таких систем нет. В Беларуси существуют какие-то особенности начисления заработной платы, на разных предприятиях разные (от процента от выручки до прогрессивной системы с премиальными и т.д.). Большинство рассчитывает на вал (производительность) - чем больше отработал часов, произвел работ и услуг, тем больше заработал. А вот желания удерживать специалиста, например, как в Германии, у которого 7-8-летний опыт работы, много специальных знаний, которые он может передавать другим, этого у нас зачастую нет.
- То есть ситуация такова: специалисты вырастают из коротких штанишек и порой невыгодны той компании, вроде как дорогой специалист. Рынок насыщен, можно взять молодого специалиста, научить и он будет работать за меньшие деньги.
А. В.:
- Такой подход существует. Мне кажется, что проблема с "выросшими" специалистами на самом деле в подходе компании к планированию карьеры специалистов, а также это связано с проблемами роста самой компании. Поясню: подготавливая специалиста, я должен знать, для чего я это делаю, где и как будет востребован классный специалист. Иногда планы по расширению и развитию компании уходят, а специалисты остаются. Бывает, что специалисту становится "тесно" в рамках корпоративных стандартов и правил крупной компании, и он уходит в небольшой коллектив. Реже уход специалиста - шаг на пути к своему делу или большой цели. Среди минских дилеров есть и такие, где показатели текучести кадров просто устрашающие. Высокая текучка в этом случае, в первую очередь, показатель низкого качества менеджмента в компании. В короткий срок предприятие создало себе негативную репутацию на рынке труда и тем самым усугубило ситуацию внутри компании. Очень сложно возвратить доверие специалистов к такой компании потому, что Минск - большая деревня, сфера услуг сервиса автомобилей - очень маленькая. Все про все знают. В поисках "лучшей жизни" специалисты вперемешку с "кадровым балластом" мигрируют от одной станции (СТО) к другой...
С. П.:
- Как мне кажется, текучка кадров связана еще и с тем, что услуги сервиса не продвигаются. У нас нет продаж услуг сервиса. Привыкли продавать автомобили. Это мы умеем. Услуги сервиса продавать на хорошем уровне мало кто умеет. До определенного момента это в Беларуси и не требовалось.
А. В.:
- А те, кто умеет, у того все хорошо. И с загрузкой все хорошо, зарплатой и с кадрами. Те, кто считает, что сервис - это придаток, который съедает деньги на оборудование, у них проблемы. Не нужно заблуждаться и думать, что низкая загрузка какого-то автосервиса сейчас - прямое следствие кризиса в экономике. Кризис только обнажил ошибки в подходах и организации дела. А клиент отреагировал моментально, начал смотреть, за что платит деньги, и выбирать. При этом потребности в услугах сервиса автомобилей в Минске не удовлетворены и постоянно растут. Те, кто успеет перестроиться и предложить качественный сервис, - будут очень хорошо зарабатывать. А качественный автосервис без квалифицированного специалиста невозможен. Под качественным сервисом я понимаю не столько качество работы с техникой (само собой разумеющееся), сколько качественную организацию ключевых процессов и умение ПРЕДЛОЖИТЬ или продать услугу.
Продажи автомобилей встали. Сервис - вот откуда можно деньги взять. Желание есть деньги взять, но не знают, как.
Есть еще фактор, который до определенной степени "развращает" компании, предлагающие услуги автосервиса, - это монополизм на рынке. Отдельные компании, у которых в постановке процессов сервиса за 10-15 лет ничего не поменялось, имеют отвратительный менеджмент, наплевательское отношение к клиенту и собственному персоналу, а также хорошую загрузку производства услуг сервиса автомобилей. Удивительно, но факт: владельцы новых и б/у автомобилей привязаны к единственному дилеру марки на рынке. На мой взгляд, это неправильно.
- К примеру, я знаю, что на дилерской СТО дилера N работает великолепный слесарь или маляр. И я как работодатель готов заплатить за него немножко больше. Вопрос: если у специалистов есть мысль сменить работу, на что им стоит "клевать"? На некоторое повышение зарплаты? Или: "а теперь ты будешь называться начальник" и т.п. Что должен увидеть человек, который озабочен поиском новой работы?
А. В.:
- Все индивидуально. Одному не хватает карьерного роста, другому - полномочий, третьему - зарплаты.
С. П.:
- Четвертому - режима работы, пятому - званий.
А. В.:
- Во время кризиса, конечно, преобладают денежные потребности. Зарплата и стабильность работы. Есть люди, которые говорят: пусть не слишком много, но это стабильная компания. Что касается слесарей сервиса, то сейчас они смотрят не на зарплату. В первую очередь потому, что зарплату квалифицированный автослесарь заработает в любом случае, если будет загрузка. И если компания поставила продвижение услуг, управление и планирование загрузкой таким образом, что клиенты у сервиса есть, то и слесарь, и мастер, и бухгалтер знают, что заработают. Какая бы ни была красивая схема мотивации и оплаты труда, но если загрузки нет, и специалист гуляет и не знает, чем заняться, то его подержат месяц-два и скажут: "Извини - нечем тебе платить зарплату"...

С сайта http://serviceman.by (автор Александр Визавитин):
В 2007 - 2008 годах наблюдалась положительная динамика по уровню заработных плат работников автосервиса г. Минска. Прирост зарплаты в 2007 - 2008 годах составил порядка 20-25% в год. В ноябре 2008 года уровень зарплаты в автосервисах РБ был "заморожен" по февраль 2009 года. С февраля 2009 года по июнь 2009 года происходил спад уровня зарплат. Спад зарплаты продуктивного персонала (автослесари) составил ориентировочно 5-10%. В отдельных случаях спад обусловлен изменением схем оплаты труда в условиях кризиса в компаниях, в остальных случаях наложение стандартного сезонного февральского спада потребительского спроса на услуги автосервиса на осторожность и разборчивость потребителя в условиях мирового кризиса привело к сокращению загрузки сервисов работающих "по старинке". Серьезно пересмотрены "мотивационные схемы" и уровень зарплат ИТР-работников, специалистов отделов запчастей и руководителей подразделений (минус 20-30%), что спровоцировало "всплытие" и миграцию квалифицированного персонала, а также "кадрового балласта" организаций на рынке труда РБ.

 

Уровень зарплаты в автосервисах Минска (данные за 2007 - 2008 годы) по сведениям агентства "Сервисмен":
N п/п Наименование должности Специализация Нормальные пределы ЗП и схема мотивации ($) в зависимости от опыта работы и квалификации
- - - Гаражи Автоцентры категории С (не фирменное обслуживание) Автоцентры категории А, В (дилеры)
1 Автослесарь (от низшей до высшей категории III-I/ разряд от 3 до 6) ТО и Р от 500 до 1200 (30-40% от дохода без соц. пакета) от 300 до 650 (от оклада + премия/гос. орг. до отчисления от нормо-часа или % от дохода) от 400 до 1200 (отчисления с нормо-часа в пределах 3-7$ c нормо-часа)
2 Автослесарь (любая узкая специализация) (от 3 до 6 разряда) Агрегатный ремонт, р/сх или ремонт кондиционеров, КПП/АКП, турбины, доп. оборудование +15-25% к ЗП автослесаря ТО и Р (от ЗП автослесаря без специализации)
3 Автоэлектрик (от низшей до высшей категории III-I/ разряд от 3 до 6) Без диагностики От 500 до 700 От 300 до 700 От 300 до 700
4 Диагностик (инженер-наладчик) Сложная диагностика, работа с ПК и мотортестерами От 500 до 1300 От 450 до 800 От 600 до 1000
5 Мастер кузовного ремонта (от низшей до высшей категории и разряда) Кузовщик 300 до 1500 (до 50% от выручки) От 400 до 800 От 400 до 1000
6 Автомаляр - От 500 до 1500 От 500 до 1200 От 450 до 1000
7 Мойщик автомобилей - От 150 до 300 От 250 до 350 От 200 до 400
8 Мастер (мастер-приемщик) - Нет разделения между мастером приемки и мастером или начальником СТО От 300 до 500 От 400 до 2000 (норма = 600)
9 Начальник / директор СТО - Нет данных От 500 до 1000 От 500 до 2500 (средняя норма = от 1200)

 Оригинал таблицы здесь

 

Подготовила Марина АЖГИРЕЙ

17 июня 2009 в 13:16
Просмотров - 8942
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС