Про систему охлаждения..

Обсуждение любых вопросов, связанных с автомобилями
AudiS6
Сообщения: 6138
Получил(а) : 1 раз

Про систему охлаждения..

Сообщение AudiS6 » 13 дек 2006, 22:15

При сгорании топливно-воздушной смеси, давление расширяющихся газов стремится прижать к стенке цилиндра поршень с поршневыми кольцами. Скорость перемещения поршня очень огромная, и необходимо присутствие смазки на стенке цилиндра. Однако масло имеет некоторые ограничения по температурому диапозону вязкости, и температура стенки цилиндра, исходя из требования моторного масла не должна превышать ~200град. А ведь, известно, что температура газов при расширении и сгорании намного превышает это числовое значение.
Цилиндр необходимо охлаждать.
Охлаждением блока и головки цилиндров "заведует" :) специальная система охлаждения.
Как и любая другая система двигателя внутреннего сгорания, она имеет свои характерные поломки. Открыть тему я бы хотела кратким рассказом об устройстве этой системы, а также, я бы хотела рассмотреть вопрос перегрева двигателя автомобиля.

Система жидкостного охлаждения практически любого двигателя состоит из:
1. циркуляционного насоса - вращающаяся на (шарико)подшипнике крыльчатка, задача которой, нагнетать потоки охлаждающей жидкости;
2. радиатора - "девайс", который состоит из тн верхнего ( всегда соединённого с головкой блока ) бачка, и тн нижнего ( всегда соединённого с входом термостата ) бачка. Бачки соеденены между собой набором тонких ( как чуство девушки :Р ) трубочек, по которым, протекающая горячая охлаждающая жидкость остывает под напором проходящего мощного потока воздуха;
3. термостата - перепускной клапан, который в зависимости от температуры охлаждающей жидкости или подключает нижний бачок радиатора ( вызывая циркуляцию охлаждающей жидкости через него ), или наоборот;
4. расширительного бачка - резервуар, необходимый для реализации возможности расширения антифриза, залитого в систему в качестве охлаждающей жидкости во всех современных автомобилях;
5. радиатора отопителя салона - маленький "клон" :) радиатора, включенный по входу к головке блока, и присоединённый по выходу к термостату;
И собственно: (6.) самой тн "рубашки охлаждения" - стенки и протоки в блоке цидиндров, головке блока, через которые проходит охлаждающая жидкость( ОЖ в дальнейшем ), обеспечивая процесс поддержания температуры( t в дальнейшем ) стенок в заданных величинах;

Причины, по которым происходит несанкционированное повышение t связаны с нарушением циркуляции ОЖ.
Предположим, недоброкачественный Тосол( антифриз ) "выел" :) лопатки на крыльчатке самого насоса системы - производительность насоса падает, что вызывает некоторое повышение t двигателя.
Основным источником перегрева всегда считался ( и заслуженно ) неисправный, "заклинивший" термостат. Пока двигатель недостиг заданной рабочей t ,клапан, присоединяющий радиатор к блоку цилиндров закрыт, жидкость перенаправляется через тн байпасный канал, обратно в-из головки блока в сам блок цилиндров минуя радиатор. И когда этот клапан в темостате "прикорает", получается, автомобиль, "лишённый" радиатора перегревается.
Весьма важную роль играет герметичность системы: расширительный бачок оснащён крышкой, а в крышке имеются клапана. Один из них именуется "выпускной". Его задача -открываться лишь в тот определённый момент, когда давление "возмутиться", и составит свыше 1.5 кгс/см2
Давление в системе решено поднять выше атмосферного для того, чтоб можно было поднять t ОЖ в радиаторе и увеличить его теплоотдачу без риска вскипания ОЖ. Если клапан открывается раньше ( на 0.5 кгс/см2 например ), или открыт вообще, ОЖ кипит, и внутри каналов рубашки блока образуются пузырьки пара, препятствующие циркуляции ОЖ, и вызывающие перегрев.
Лично я проверяла исправность клапана крышки бачка методом "окунания" его в ведро с водой, и таким ножным насосом с встроенным манометром, накачивала воздух, и смотрела на пузырьки при показаниях стрелки "на 1.5" :)
Также важным моментом является уровень ОЖ в системе, тк при недостаточном её кол-ве элементарно нарушается движение, циркуляция, жидкости, что приводит опять-таки к перегреву.
Не нужно списывать со счётов "виновника скандала" сам радиатор - будучи то ли засорённым изнутри, то ли снаружи, то ли заглушеным наполовину ( как после ДТП ), он не может обеспечить требуемый t режим двигателя, и ведёт к перегреву.
Радиатор системы охлаждения всегда оснащён вентилятором принудительного потока воздуха.
На старых моторах ( а-ля 20S Opel Record или N2 Ford Taunus, или, знаменитой чёрной "Волге" ГАЗ-24 ) вентилятор приводился принудительно от шкива коленвала. На всех современных моторах вентилятор приводится эл.мотором, который подключается к "+Батарея" либо методом реле, управляемого датчиком, вкрученного в нижний бачок радиатора ( или, около термостата, но на пути из нижнего бачка ), либо датчик t посылает информацию на блок EFI(ECU), а тот по "зашитой" программе включает вентилятор. При дефекте включения принудительного потока воздуха перегрев двигателя практически гарантирован!
Когда система охлаждения двигателя в полном рабочем состоянии, герметична, с чистым радиатором, рубашкой двигателя, и с "новым" :-) термостатом -причина перегрева лежит в проникновении посторонних газов внутрь рубашки блока, каналов головки, etc.
Газы, проникающие в систему охлаждения, имеют природу "внутрицилиндрового" :-) происхождения :-) "Пробой" прокладки между головкой и блоком, трещина в блоке, трещина в головке -и газы начинают находить выход в систему охлаждения, блокируя опять-таки циркуляцию ОЖ.

AudiS6
Сообщения: 6138
Получил(а) : 1 раз

Сообщение AudiS6 » 15 дек 2006, 09:22

Говорят, из двух зол выбирают меньшее. :)
Но применимо к классическим неисправностяи системы охлаждения: перегрев, переохлаждение - эта пословица не имеет никакого смысла!
Для двигателя одинаково плох и перегрев, и, "недогрев" :)

При работе непргретого двигателя есть огромный риск образования маслянистых, твёрдых отложений внутри каналов мотора, и если такой вот "тромб" образуется где в канале подвода масла к какому коренному подшипнику, в этом месте есть риск заработать задиры, и как следствие - попасть на ремонт вала, и замену вкладышей. Хотя: лампочка аварийного давления масла "предательски" :) будет молчать.

Также, ( в бензиновых двигателях ) при "недогреве", двигатель дольше работает на обогащённой смеси, и в итоге есть риск уменьшения ресурса масла двигателя из-за проникновения несгоревшего бензина в поддон.
Плюс ко всему, ухудшается работа, и выходят из строя свечи системы зажигания.

Виновником "недогрева" всегда считается дефектный термостат.
Когда его заклинило в открытом положении, и он не перекрывает доступ в радиатор. Жидкость, мало того, что циркулирует по тн "большому", через радиатор, кругу циркуляции.. так и сам по себе бОльший объём жидкости приходится нагревать цилиндрам двигателя вашего автомобиля :)

igppuk
Сообщения: 10901
Получил(а) : 2 раза
Контактная информация:

Сообщение igppuk » 15 дек 2006, 11:23

а вот мне инетересно, почему в системе охлаждения "два круга", а не, скажем, десять?
системе нужны надежные детали. чтобы работали тихо и не шуршали!

Tester
Сообщения: 653
Контактная информация:

Сообщение Tester » 15 дек 2006, 11:28

igppuk писал(а):а вот мне инетересно, почему в системе охлаждения "два круга", а не, скажем, десять?
На самом деле логических "кругов" может быть и три, и четыре, и бесконечное множество... Первый круг - двигатель, второй - двигатель+радиатор.
А третий - плюс вентилятор. А если он ещё и управляется(не ступенями, а плавно) - получаем бесконечное число "кругов"(как в вариаторе бесконечное число передач, и как не дели метр - всё равно ещё мельче разделить можно)...

Кстати когда машинки были приметивные - был только один круг - большой. И немцы поставляли грузовики в сибирь. Русские сразу картонку в радиатор. Немец увидел - обалдел. А потом посмотрел на работу движков, и стали немцы ставить жаллюзи перед радиатором...

AudiS6
Сообщения: 6138
Получил(а) : 1 раз

Сообщение AudiS6 » 15 дек 2006, 16:06

Дядя Пук: кругов циркуляции охлаждающей жидкости всего лишь два, потому что первый круг - циркуляция внутри блока цилиндров + радиаторчик печки, а второй - циркуляция жидкости через радиатор.

Иногда круги циркуляции называют так: малый круг, большой круг. Т.е. ,куда насос перекачивает ОЖ: назад в блок, или всё-таки в радиатор.
:)

AudiS6
Сообщения: 6138
Получил(а) : 1 раз

Сообщение AudiS6 » 15 дек 2006, 16:09

Здраствуйте Tester!

:)
По-моему, Вы немножко ошиблись: как это ОЖ может протекать через вентилятор радиатора??? А что же там ОЖ охлаждает: щётки электромотора???
:)

Первый круг - двигатель, второй - двигатель+радиатор.
А третий - плюс вентилятор.


Вентилятор включается, если температура ОЖ достигнет определённой отметки, но на кол-во кругов, включение вентилятора никак не влияет.. :)
И даже не ИМХО, а истина.
Радиатор уже может быть "подключен", вентилятор лишь регулирует темп.режим двигателя.
Последний раз редактировалось AudiS6 15 дек 2006, 16:11, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
dadon13
Сообщения: 231
Контактная информация:

Сообщение dadon13 » 15 дек 2006, 16:11

AudiS6,
Эх, в масштабах всего авто, так оно и есть. А давайте рассмотрим "тигра в разрезе" (с) Полосатый рейс.
Куча каналов и канальчиков вокруг гильз цилиндров, ГБЦ. Эти канальчики имеют сложнозапутанную систему проходных сечений, которые, в следствии определенных законов гидродинамики, отделяются от основного потока и двигаются в направлениях таких разнообразных (но расчитанных изготовителем), что ИкПук прав в тоностях, кругов циркуляции и завихрений ой, как много 8-)

Tester
Сообщения: 653
Контактная информация:

Сообщение Tester » 15 дек 2006, 16:13

AudiS6 писал(а):Здраствуйте Tester!По-моему, Вы немножко ошиблись: как это ОЖ может протекать через вентилятор радиатора??? А что же там ОЖ охлаждает: щётки электромотора??? :)
Ну не надо так язвить...
Вы же прекрасно поняли что под фразой "плюс вентилятор" подразумевается его включение на принудительный обдув радиатора.
AudiS6 писал(а):Вентилятор включается, если температура ОЖ достигнет определённой отметки, но на кол-во кругов, включение вентилятора никак не влияет. :)
А почему выделено "логических "кругов" " и кругов взято в кавычки?
Потому что наличие вентиятора делает бессмысленным наличие более чем двух кругов...
Это я и показывал.

Demo
Сообщения: 10934
Получил(а) : 13 раз
Контактная информация:

Сообщение Demo » 15 дек 2006, 16:26

"Ну вы, блин, даете..." (с)

че прицепились, философы? конечно, ДВА круга - малый и большой, а между ними термостат... "Все остальное от Лукавого" (с)

igppuk
Сообщения: 10901
Получил(а) : 2 раза
Контактная информация:

Сообщение igppuk » 15 дек 2006, 17:03

а почему уровень жидкости в расширяющем бачке не изменяется? ведь жидкость, при холодном движке, идет по одному кругу, а потом уже и по второму начинает идти. следовательно, появляется доп объем, который нужно этой же самой жидкостью залить. тогда и уровень должен упасть. не так ли?
системе нужны надежные детали. чтобы работали тихо и не шуршали!

Netman
Сообщения: 39
Контактная информация:

Сообщение Netman » 15 дек 2006, 17:23

igppuk. А почему вы решили, что уровень в РАСШИРИТЕЛЬНОМ бачке не меняется. Его же даже так и назвали, т.к. он позволяет найти место жидкости, когда ей некуда деваться. Но это никак не связано, на сколько я понимаю, с кругами. ОЖ жидкость есть в обоих кругах, просто происходит ее перемешивание, как в кране с холодной и горячей водой. То подключается большой круг, когда необходим нагрев, то оключается, когда и так холодно. С течением времени система должна придти в равновесие, т.е. термостат откроется так, что температура станет постоянной, естетственно при постоянных условиях. Как только мотор начнет больше отдавать тепла (увеличились обороты) или меньше охлаждаться (вы остановились) - термостат должен сразу же отреагировать...

igppuk
Сообщения: 10901
Получил(а) : 2 раза
Контактная информация:

Сообщение igppuk » 15 дек 2006, 17:32

я понял.
только вот что не совсем понятно.

ситуация: замена охлаждающей жидкости в системе. делается это на холодном двигателе, не так ли? так вот, слил я старую и заливаю новую. насколько я понимаю, на холодном двигателе доступен только один из двух кругов. если это так, то при нагреве двигателя происходит "открытие" второго круга и уровень жидкости должен резко упасть. так? ведь мы все слили жидкости во втором круге нет.
системе нужны надежные детали. чтобы работали тихо и не шуршали!

Аватара пользователя
repz
Сообщения: 1983
Контактная информация:

Сообщение repz » 15 дек 2006, 21:38

ну раз уж об этом пошел разговор , то попробуйте решить мою задачку.
дано:
машина медленно прогревается - пока курю минут 5 + еду 3км (минут 7) утром на работу при теперешней погоде, стрелка градусника еле-еле переваливается через нижнюю границу "Нормальной зоны" (градусы там не прописаны, потому точную t не скажу.

после этого стрелка подниается быстрее, но особой разницы в температуре из печки не наблюдаю

после этого при езде в установившемся режиме - стрелка на месте, а печка горячеет потихоньку.

проверка термостата дала следующие показатели - приоткрывается при 81град, полностью открыт - при 85град; проверял при помощи медленного нагрева термостата в кастрюле подвешенны на нитке с параллельным снятие показаний лабораторного ртутного термометра.

вопрос:

и что это такое??? :(
Изображение

Аватара пользователя
repz
Сообщения: 1983
Контактная информация:

Сообщение repz » 16 дек 2006, 02:19

меня просто сущает тот факт, что уж очень долго ждать по сравнению, например, с тем же эскортом 1.4, пока из печки воздух теплый пойдет. из-за этого предположил, что могут быть какие-то косяки в системе охлаждения.


2 mmx133
а по вашему методу утречком проверю и доложусь.

зы: и вопрос вдогонку - а как правильно заливать антифриз, чтоб СисОхл не завоздушить?
Изображение

igppuk
Сообщения: 10901
Получил(а) : 2 раза
Контактная информация:

Сообщение igppuk » 16 дек 2006, 11:46

доп вопрос комраду repz

как то не задумывался ранее, но открытие сделал совершенно случайно. впрочем, многие открытия были сделаны случайно.

repz в русской раскладке будет "кузя". отсюда ноги растут у твоего ника?
системе нужны надежные детали. чтобы работали тихо и не шуршали!


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Автомобили и все-все-все»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей