Загрузка
Газета "Автобизнес - Weekly" № 36 (485) от 8 сентября 2005 г.
Газета "Автобизнес - Weekly" № 36 (485) от 8 сентября 2005 г.

АНДРЕЙ КОТЕРЕВ: "ПАТРИОТ – ЭТО ТО, ЧТО НУЖНО НАШЕМУ РЫНКУ"


Незадолго до начала презентации нашему изданию удалось побеседовать с руководителем пресс-службы завода УАЗ Андреем Котеревым, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Расскажите немного о том, как компания "Северсталь" пришла на завод УАЗ?

Компания "Северсталь" заинтересовалась автомобильными активами в 2000 году. Уже тогда стало понятно, что российский автомобильный рынок будет динамично развиваться. Плюс к тому стало понятно, что будут выставлены на продажу активы компаний с неэффективным управлением - ГАЗ, УАЗ, ЗМЗ и т.д. Не нашлось достаточно грамотных менеджеров после приватизации, чтобы эффективно управлять активами и сделать их рентабельными. Безумные долги, отсутствие нового модельного ряда, и отсутствие каких бы то ни было перспектив. Было принято решение приобрести крупный пакет акций завода УАЗ и Заволжского моторного завода. В конце 2000 – начале 2001 года начался постепенный приход нового менеджмента на завод. Но умения продавать автомобиль клиенту, а не другому бизнесу, не было ни у кого. Тем не менее, удалось эффективно управлять затратами. В середине 2002 года владельцы Северстали наняли одну команду экономистов, но эффективно управлять бизнесом они не смогли. Они были просто консультантами, которые оценили бизнес, оценили потери, оценили возможности, но вывести завод из кризиса не смогли. Тогда была нанята еще одна команда. Ребятам за полгода удалось покрыть убытки завода в размере около 273 млн рублей и принести доход около 40-45 млн рублей. Впервые за последние десять лет УАЗ стал прибыльным только за счет грамотного менеджмента.

Что было сделано? Был сокращен запас готовых машин на заводе – работа на склад. Для нормального функционирования с дилерами был определен запас в половину месячной нормы. Было сокращено незавершенное производство. Если раньше, к примеру, сталь закупали на четыре месяца вперед, то теперь сократили до недельной нормы выработки. Тоже самое со всеми незавершенными производствами. Одно из важных нововведений – отмена бартерных схем. Это позволило более эффективно управлять финансами. Реализовав все эти мероприятия, сразу стало понятно, что завод начал оживать и приносить прибыль.

За счет прибыли началось развитие. Достали из запасников старые проекты, начали реанимировать производство. В конце 2003 года поставили на производство Хантер. После того, как завод вышел в плюс, акционеры поняли, что этот актив можно развивать и дальше.

Был построен новый цех по производству мостов типа Спайсер. Как только начался серийный выпуск мостов Спайсер, проблемы с качеством по ним сразу отпали. Кстати, большинство обрабатывающих станков были закуплены как раз в Беларуси на Белорусском станкостроительном заводе.

Было понятно, что необходимо дальше модернизировать производственные мощности, потому что без технологического развития невозможно производить более качественные автомобили. Были направлены деньги на расконсервацию и адаптацию новой сварочной линии под кузов Патриота. Были проинвестированы деньги в строительство новой окрасочной линии для Патриота. Благодаря ей мы смогли дать гарантию от сквозной коррозии на 7 лет.

Качество автомобиля складывается из трех вещей. Это конструкционное качество, технологическое и сборочное. Принципиально была измена производственная система. Для нас оставался большой проблемой самый короткий в мире главный конвейер всего 168 метров. Это рекорд можно заносить в книгу рекордов Гиннеса. Понятно, что каждый метр должен использоваться максимально эффективно.

Мы пригласили японских консультантов, которые вместе с нашими технологами и конструкторами разработали новую систему на основе тойотовской. Это потребовало создать, по сути, совершенно новый конвейер. Создали полностью новые рабочие посты, рассчитали время для каждого рабочего. Разработали новую систему сборки. Налили новые полы, разграничили места каждого рабочего и сделали расстановку компонентов в шаговой доступности. Компоненты при транспортировке начали укладывать на поддоны, чтобы они не портились.

- Давайте подробнее обсудим "Патриот"

Конструкция для рамного внедорожника с мостами вполне современная. Спереди дисковые тормоза, сзади барабаны. Их мы оставили намеренно, так как они мене чувствительны к грязи. Сейчас адаптирована система ABS BOSCH, и через год она будет доступна покупателям Патриот. Мы сделали с Патриотом все то, что делаю обычно производители - продули его в трубе, разбили, прошли все ресурсные испытания. Больная тема – это производство компонентов. С уверенностью могу сказать, что в России не выпускаются качественные компоненты. В этом случае приходится либо развивать свае, либо искать поставщиков за рубежом, чтобы не снижать качество. Особенно это касается самых болезненных и ключевых позиций. Достаточно вспомнить арзамасскую коробку передач.

- А как она появилась на УАЗе? Это была вынужденная мера или какие-то другие причины?

Арзамасская КПП появилась по двум простым причинам. Во-первых, появился новый мощный мотор с достаточно большим крутящим моментом, а наши старые коробки не передавали необходимый крутящий момент, ломались. Нужен был поставщик с более выносливой КПП. В России на тот момент таких коробок не было, но выпуск необходимой КПП освоил завод в Арзамасе.

- А непривычная схема КПП – это ваше желание или самостоятельная разработка завода?

Да, это разработка завода. Объясню, почему это было сделано. Такая схема была обусловлена тем, что КПП должна была передавать большой крутящий момент. Если не вдаваться в технические подробности, то при нынешнем уровне технологий завода построить КПП по другой схеме не получалось. Так и появилась эта нестандартная схема переключений. По передаваемому крутящему моменту к коробке вообще никаких претензий нет. Но технологическое несовершенство создает массу проблем с надежностью. Для нас это, по сути, было компромиссное решение. Наши опыты с ульяновской коробкой на Симбире закончились неудачно. Она ходила еще меньше, чем арзамасская. Было принято решение искать коробку за рубежом. То же и по самым критичным компонентам – электрооборудование, навесное оборудование двигателя, фары.

Мы видим дальнейшее развитие Патриота. Скорее всего, оставим недорогую базовую комплектацию с зависимыми мостами, но постепенно будем выходить на новую платформу с независимой подвеской. Мы видим тенденции рынка SUV. Клиенты отдают предпочтение автомобилям, которые лучше едут по твердым покрытиям и платят за эти машины деньги. Мы будем следовать за тенденциями рынка и спустя какое-то время сможем предложить потребителям автомобиль с независимой подвеской, по крайней мере, передней.

Постепенно в нашей машине появится ABS, кондиционер, подушки безопасности, дизельный двигатель. Если говорить о сроках, то через год на Патриоте появятся ABS и кондиционер, подушка безопасности – через полтора, новая платформа – через два с половиной - три года.

- Пожалуй, наиболее волнует покупателя вопрос появления дизельного мотора. Так когда все-таки?

В этом направлении мы ведем достаточно активную работу. Посмотрим. Возможно, будет мотор ЗМЗ, возможно – импортный. Не исключено, что и тот и другой.

- А что же остается на конвейере из бюджетных моделей, скажем до 6000 долларов?

Хантер остается однозначно. Потому что есть небольшой экспортный потенциал у этой машины, есть армия.

- А планируются ли испытания пассивной безопасности по методике EuroNCAP?

Дело в том, что EuroNCAP – независимая организация, и ее требования не являются стандартом. Могу с уверенностью сказать, что испытания EuroNCAP не дают полной картины в области безопасности автомобиля. Во-первых, они имеют право анализировать только легковые автомобили. Для внедорожников их замеры абсолютно не подходят. Что касается российских стандартов, то мы разбили машину, померили перемещения рулевого вала, педалей – там все в пределах нормы. Но мы продолжаем работать.

- Известно, что компания "Северсталь" планирует наладить России сборку внедорожников SsangYong? Не будут ли дорогие Патриоты конкурировать с недорогими версиями SsangYong?

Компания Северсталь заявила о том, что она специализируется на производстве полноприводных внедорожников, легковых автомобилей и легких коммерческих. Что касается SUV, то мы определили для себя нишу до 50 000 долларов как наиболее динамично растущую. Поэтому стратегия производства внедорожников была выбрана правильно. Каким образом сделать так, чтобы быть представленным во всех сегментах этой ниши? До 10 000 долларов – Хантер. С 10 000 до 16 000 – Патриот. И дальше ниша была свободна. У нас не было для нее продукта. Появился SsangYong, с которым мы подписали лицензионное соглашение на сборку Rexton, и стали эксклюзивным дистрибьютором по России. И закрыли модельным рядом SsangYong нишу от 22 000 до 50 000 долларов. Так что Патриот и SsangYong вообще не пересекаются на рынке. Остается даже еще одна ниша от 16 000 до 22 000 долларов, которую займет, скорее всего, Патриот с независимой подвеской и мощными двигателями, как бензиновыми, так и дизельными. Мы видим эту нишу открытой для себя и придем туда с продукцией УАЗ. Не исключено, что в нашем портфеле брэндов появится и другая марка.

- Вернемся к Патриоту. Чем обусловлены особые требования завода к дилерам, которые будут продавать автомобиль?

До какого-то времени УАЗ традиционно работал на армию и сельское хозяйство. Был госзаказ, а потому опыта продаж завод не имел никакого. Последние пять лет спрос на УАЗ начал падать, и возникла проблема для дилеров – как продавать больше. Есть только одна технология продавать больше – это создать условия для клиента. Мы понимали, что УАЗ не будет стоить три тысячи долларов, как это было раньше. Он будет дорожать до пяти, шести тысяч. Это связано не только с модернизацией самого автомобиля, но и ростом цен на нефтепродукты, энергоносители, транспорт. И это подорожание нужно мотивировать. И переходя в новую ценовую категорию, стало понятным, что торговать с огороженной земляной площадки нельзя. Клиент, платя пятнадцать тысяч долларов, требует для себя совершенно иного уровня обслуживания. И если раньше дилер во всем старался угодить клиенту, покупающему за такие деньги иномарку, то при покупке УАЗа за такие деньги угождать приходится вдвойне. Клиент хочет придти в нормальный автосалон, где он поймет, за что он платит. Так что необходимо создавать нормальные условия для клиентов. И, более того, дилеры готовы это делать. Даже в глубинке они уже заработали достаточно средств, чтобы построить нормальный шоу-рум. Они ведь работают не только с маркой УАЗ. Мы совсем не против этого. Просто говорим: "Сделайте четкую визуальную границу. Здесь ВАЗ с бело-синим логотипом, здесь ГАЗ, а здесь УАЗ с бежево-зеленым". Должны быть один-два подготовленных специалиста по продажам, один подъемник, который обслуживает только УАЗ, специнструмент, мастер. Дилерская сеть будет сегментирована, чтобы покрывать как можно более широкую территорию. Мы также планируем широко развивать кредитные программы, тем более что покупка в кредит набирает популярность.

- Насколько актуальна для вас китайская угроза? Китайские внедорожники активно наступают на рынок России, предлагая вполне пристойный продукт за небольшие деньги.

Да, это проблема. Но у нас тоже есть преимущества. Во-первых, известность и лояльность у потребителя. Во-вторых, китайцам нужно еще пройти большой путь для завоевания доверия потребителей. Но они развиваются очень динамично, очень быстро меняются. По слухам, китайское правительство выделило пять миллиардов долларов на завоевание российского рынка. Если деньги будут выделены – без шансов – Азия будет китайской. Даже с Востока и до Урала. Если они построят сборочные производства, а в Новосибирске уже планируется такое, то наша доставка из Ульяновска туда окажется дорогая, и мы не сможем перебить "китайцев" по ценам. Но будем бороться. По крайней мере, в ближайшей перспективе, два-три года, мы предлагаем более интересный брэнд. Лояльность к нему выше, чем к "китайцам", потому что они остаются пока "темными лошадками". А УАЗ 60 лет уже выпускается. А по Патриоту у нас была реализована очень серьезная PR-программа, и известность этого брэнда на порядок выше.

Беседовал Павел МУРАШКО.
Фото Михаила КОНЮХА


Последний номер | Главная страница | Архив
Зачем нужна гофра и почему она меняется недешево?
Зачем нужна гофра и почему она меняется недешево? 32240 просмотров 22 июня
"В день я зарабатываю около 60 евро". Мнения белорусов, которые работают в Европе
30320 просмотров 21 июня
Не притормозила перед "зеброй" - получила штраф. Есть ли смысл бороться против решения ГАИ?
Не притормозила перед 26376 просмотров 22 июня
Чудо-автотрактор КрАЗа получил золотую медаль на украинской агровыставке
Чудо-автотрактор КрАЗа получил золотую медаль на украинской агровыставке 22404 просмотров 20 июня
Лучше новый внедорожник в лизинг, чем 10-летний подержанный. Интервью с покупателем "УАЗ Патриот"
Лучше новый внедорожник в лизинг, чем 10-летний подержанный. Интервью с покупателем 20566 просмотров 19 июня
Надежность на троечку? "Разборка" BMW 3-Series Е90 по цене "бюджетника"
Надежность на троечку? 19587 просмотров 23 июня
"Ездить буду, пока не начнет сыпаться". Мнение владельца Ford S-MAX
17060 просмотров 20 июня
Последний из могикан. Вот почему 20-летний Golf хорош, но далеко не идеален
Последний из могикан. Вот почему 20-летний Golf хорош, но далеко не идеален 15158 просмотров 22 июня
День с советским мотоциклом, или "ИЖ Планета-4" спасает Осмоловку (+видеоблог)
День с советским мотоциклом, или 14879 просмотров 19 июня
Пассажир пожаловался, что в кабине автобуса висят "голые женщины", - водитель отвез его в милицию
Пассажир пожаловался, что в кабине автобуса висят 14640 просмотров 21 июня
Проект "Бизнес-идея". Как два парня открыли химчистку и за три недели "выросли" из гаража
Проект 14027 просмотров 19 июня
Вот так отдохнули! Opel утонул в Березине - его понесло течением (обновлено)
Вот так отдохнули! Opel утонул в Березине - его понесло течением (обновлено) 13999 просмотров 19 июня
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.