Загрузка
Газета "Автобизнес - Weekly" N19 (216) 18 мая 2000 г.
Газета "Автобизнес - Weekly" N19 (216) 18 мая 2000 г.  

Белорусских "Фордов" больше не будет 

"Форд-Юнион" сворачивает производство автомобилей

В июле 2000 года завод "Форд-Юнион", производивший на белорусской земле легковые автомобили "Форд-Эскорт" и микроавтобусы "Форд-Транзит", сворачивает производство. Об этом сообщила московская пресс-служба "Форд Мотор Компани".  

По словам президента "Форд Мотор Компани" в России и СНГ, "данное решение не имеет ничего общего с качеством либо с производительностью персонала завода, которые всегда находились на высочайшем уровне. Решающим фактором является затянувшийся без перспектив к улучшению недостаточный спрос на рынке по сравнению с существующими производственными мощностями, что означает, к сожалению, невозможность оправдать дополнительные инвестиции, которые потребовались бы для производства новых моделей взамен выпускаемых "Эскорта" и "Транзита". Данные модели в настоящее время находятся в завершающей стадии своего жизненного цикла". 

 

Согласно комментариям пресс-службы "Форд Мотор Компани", решение о сворачивании белорусского производства легковых и коммерческих автомобилей "Форд" является частью стратегии компании "Форд" в Европе, которая направлена на консолидацию производства и повышение его эффективности. 

Весьма осторожные и дипломатичные высказывания руководства "Форд Мотор Компани" и его пресс-службы дают основания полагать, что окончательно уходить с белорусской земли "Форд" пока не собирается. Однако реальные причины сворачивания производства легковых и коммерческих автомобилей "Форд" на отечественном рынке видны невооруженным глазом. 

Вспомним историю ЗАО "Форд-Юнион", которое наряду с "Кока-Колой", "МАЗ-МАНом" и "Макдональдсом" в свое время было одним из крупнейших иностранных инвестиционных проектов в Республике Беларусь. 

 

30 июля 1997 года в поселке Обчак Минского района в торжественной обстановке открывается завод по сборке автомобилей "Форд-Юнион". Учредителями данного предприятия выступают "Форд" (51%), правительство РБ (26%) и компания "Лада ОМС" (23%). За тем, как с конвейера предприятия съезжают первые автомобили "Форд-Эскорт", наблюдают почтившие своим присутствием церемонию открытия президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и заместитель председателя правления компании "Форд" Вейн Букер. Будущее предприятия в тот момент казалось весьма оптимистичным. 

Руководство страны за две недели до запуска производства, 15 июля 1997 года, приняло Закон Республики Беларусь "О предоставлении закрытому акционерному обществу "Форд-Юнион" налоговых и таможенных льгот". Заместитель председателя правления компании "Форд" в свою очередь заверил белорусскую сторону в серьезности намерений американской стороны, вложившей немало средств в подготовку производства. 

Планируемый объем выпуска в 1997 году был 6300 автомобилей, количество же работников ЗАО "Форд-Юнион" исчислялось цифрой 130 человек. 

 

Однако безоблачным небо было недолго. Уже 13 октября 1997 года президент Республики Беларусь подписывает декрет N19 "О признании утратившим силу Закона Республики Беларусь от 15 июля 1997 г. "О предоставлении закрытому акционерному обществу "Форд-Юнион" налоговых и таможенных льгот". 

Спустя всего два дня после выхода данного декрета российская газета "Коммерсант-daily" пишет: "Очевидно, что если президентский декрет не будет отменен, белорусский "Форд-Эскорт" подорожает на 1-1,5 тысячи долларов США. Это в лучшем случае. А в худшем - производство автомобилей "Форд" в Белоруссии может быть прекращено". 

Тем временем представители "Форда" стараются демонстрировать оптимистичное настроение и заявляют следующее: "Этот декрет готовился с участием "Форда", и компания "Форд" поддерживает его. Новый российский налоговый кодекс в настоящее время находится на стадии принятия. Этот документ окажет значительное влияние на торговлю в рамках таможенного союза России и Беларуси; не станет исключением и "Форд-Юнион". 

Последующие события действительно дают повод для оптимизма. 

5 декабря 1997 года "Форд-Юнион" выпускает сотый автомобиль. На торжественной церемонии, посвященной данному событию, присутствуют министр предпринимательства и инвестиций РБ Александр Сазонов и директор завода Нил Кэмпбелл. 

24 декабря того же года представители завода передают Республиканскому детскому хирургическому центру в качестве рождественского подарка партию гуманитарного груза, собранную работниками заводов "Форда" в Германии. 

Первая половина 1998 года проходит для ЗАО "Форд-Юнион" ни шатко ни валко. Всплеска спроса на его продукцию не наблюдается, но и нулевыми продажи тоже не назовешь. После кризиса 17 августа спрос резко уменьшается. 

1999 год для белорусского "Форда" начинается с приостановки производства, которое возобновляется лишь в марте. В этот же период "Форд-Юнион" дарит по автомобилю экзархату православной церкви и Госавтоинспекции Минского района. На протяжении всего 1999 года ЗАО производит всего 440 машин. 

2000 год для единственного в РБ предприятия, производящего легковые автомобили, вновь начинается со слухов о сворачивании производства. И российская пресс-служба "Форда", и представитель Министерства предпринимательства и инвестиций их опровергают. Реально о возможном сворачивании белорусского производства говорит лишь один человек - менеджер по стратегическому планированию и программам "Форд-Верке АГ" Пауль Шинофен. По его словам, "весной 2000 года планируется приостановить сборку автомобилей на обчаковском заводе под Минском и в итоге свести ее к нулю". Однако г-н Шинофен подчеркивает: речь идет не о полном закрытии завода. "Мы сохраним эту площадку за собой и будем ждать, когда произойдут определенные изменения в экономическом развитии страны. Когда экономика двинется вперед, мы начнем работать", - сказал он. 

В "Юнион Моторс" нам подтвердили данную информацию: сегодня партнеры предприятия "Форд-Юнион" работают над возможными вариантами использования завода и создания рабочих мест для его сотрудников. По неподтвержденной информации, все 124 сотрудника предприятия "Форд-Юнион" без работы не останутся. Само же ЗАО, вероятнее всего, займется выпуском комплектующих к автомобилям "Форд". 

Итак, судьбу одного из крупнейших инвестиционных проектов в нашей республике завидной не назовешь. Из желающих вложить деньги в нашу экономику очереди тоже не выстраиваются. В связи с этим власть предержащим стоит всерьез задуматься над тем, к чему мы придем. На одних тракторах и "МАЗах" далеко не уедешь. 
 

Юрий ЛИХУТА.  
 
 
Последний номер | Главная страница | Архив | Форма для частных объявлений
 
"Дайте мне зарплату хотя бы 500 долларов - и я пройду этот техосмотр". ABW.BY побывал в рейде с ГАИ
63701 просмотров 11 декабря
Прицениваемся к Geely? Сколько должен стоить Atlas, исходя из рыночных реалий
Прицениваемся к Geely? Сколько должен стоить Atlas, исходя из рыночных реалий 41765 просмотров 8 декабря
С 10 декабря ГАИ усиливает контроль за прохождением техосмотра
С 10 декабря ГАИ усиливает контроль за прохождением техосмотра 35306 просмотров 10 декабря
"Каждый случай мы рассматриваем в отдельности". Как штрафуют водителей за наклейку "70"
30460 просмотров 8 декабря
С 1 января при смене собственника автомобиля не нужно будет заново проходить техосмотр
С 1 января при смене собственника автомобиля не нужно будет заново проходить техосмотр 21565 просмотров 11 декабря
"Про проблемы с электрооборудованием, которыми постоянно донимал Picasso, забыл как про страшный сон". Мнение владельца Ford Kuga
17960 просмотров 10 декабря
Полет с переворотом: хроника снежного воскресенья (дополнено)
Полет с переворотом: хроника снежного воскресенья (дополнено) 16251 просмотров 11 декабря
Новые данные о техосмотре: процедуру игнорирует уже более половины автовладельцев
Новые данные о техосмотре: процедуру игнорирует уже более половины автовладельцев 15555 просмотров 11 декабря
Расследование ABW.BY. Кредит с залогом оформили по утерянному паспорту (история пострадавших)
Расследование ABW.BY. Кредит с залогом оформили по утерянному паспорту (история пострадавших) 15529 просмотров 11 декабря
"Без задатка машина вас не дождется". Российские мошенники "прощупывают" белорусские сайты
15425 просмотров 9 декабря
"Неизвестно, что лучше - ремонт "автомата" или замена сцепления". Мнение владельца KIA Sorento
15220 просмотров 12 декабря
На какой резине ездят гродненцы? Владелец шиномонтажа прошелся по парковке возле гипермаркета
На какой резине ездят гродненцы? Владелец шиномонтажа прошелся по парковке возле гипермаркета 15056 просмотров 9 декабря
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.