Газета "АВТОБИЗНЕС" - №10 (767) 10 марта 2011
Весь номер АБw      Дело техники
 
ОБГОННАЯ РСПЛАТА ЗА СПОКОЙСТВИЕ


Зачем это нужно? Хотели как лучше. Во времена, еще памятные водителям со стажем, ремни генератора, даже не самые плохие, выхаживали лишь 20-30 тыс. км пробега, а затем могли разорваться.


По часовой стрелке: наружная обойма муфты с роликами, шкив, внутренняя обойма, ролики

Казалось бы, при правильном натяжении ремня о его проскальзывании по шкивам не может быть и речи, ведь именно скольжение наряду с сильными рывками является для ремня фатальным. Увы, с проскальзыванием и рывками ремень генератора обречен работать постоянно, а причина тому - неравномерность работы двигателя и инерция вращающихся деталей тех агрегатов, которые ремнем приводятся.

Где корень зла
Крутящий момент от двигателя передается импульсами, когда в цилиндрах совершается сгорание, а оно происходит, как известно, только один раз за каждые два оборота коленвала. Из-за этого скорость вращения коленвала непостоянна. Зато приводимые ремнем детали, раскрутившись, вращаться в согласии с цикличностью угловой скорости коленвала не способны из-за инерции и то отстают от него, то опережают. Прибавим режимы запуска и остановки, разгона и торможения, и становится понятно, чем обуславливалось проскальзывание и рывки и почему ремень растягивался, изнашивался и, наконец, разрывался окончательно.
Со временем стало еще хуже. Автомобили "обрастали" дополнительным оборудованием. Мало того что привод каких-то из новых агрегатов доверили ремню генератора, так из-за увеличения числа потребителей электроэнергии сам генератор пришлось увеличивать в размерах и делать его якорь более массивным. А когда увеличились моменты инерции, сократился срок службы ремней. Такая ситуация никого не устраивала, и был разработан узел, призванный увеличить долговечность ремней.

В центре - новый шкив с идущей в комплекте пластиковой защитной крышкой. Слева - шкив с заклинившей муфтой, поработавший без защитной крышки, о чем свидетельствует коррозия. Рабочая поверхность шкива блестит, что указывает на проскальзывание ремня. Справа - нормальный шкив, замененный по регламенту

Обгоняйте на здоровье
Называется этот узел обгонной муфтой, и ее интегрировали в шкив генератора. У муфты две обоймы: наружная связана со шкивом, внутренняя - с валом якоря генератора. Между обоймами расположено несколько рядов роликов. Одни исполняют роль игольчатых подшипников, другие, перекатывающиеся по профилированной части поверхности внутренней обоймы, - роль стопорного устройства.
Принцип работы такой же, как у бендикса стартера. Когда в моменты сгорания в цилиндрах шкив разгоняет якорь генератора, стопорные ролики, перекатившись к вершинам выступов, "замыкают" наружную и внутреннюю обоймы муфты между собой, крутящий момент передается на якорь. Но если сгорания нет и в цилиндрах происходит сжатие, притормаживающее вращение коленвала, внутренняя обойма муфты начинает обгонять наружную, ролики перемещаются во впадины рабочей поверхности внутренней обоймы, обоймы разъединяются. Шкив и якорь при этом вращаются независимо друг от друга, чем исключается негативное влияние инерции якоря на ремень генератора.

Генераторы одинаковые - шкивы разные. Чтобы автовладельцу узнать, чем именно оснащен генератор, нужно посмотреть на способ крепления шкива. Если увидели гайку - шкив обычный (слева). Если шкив закрыт крышкой или открыт, но гайки не видно - он с обгонной муфтой

Что нашли
Генераторы дизелей, где более высокая скорость нарастания давления при сгорании рабочей смеси в цилиндрах сочетается с более высокой компрессией, существеннее притормаживающей коленвал на ходе сжатия, обзавелись обгонными муфтами первыми. Затем обгонные муфты появились на машинах класса "премиум", оснащаемых мощными и из-за этого массивными генераторами, а также на автомобилях с коробками-"автоматами". Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей.
Ресурс ремней действительно увеличился в разы. Выросла долговечность натяжителей ремней, избавленных от силового воздействия вибраций, связанных с чередующимся ослаблением или натяжением ветвей ремня. Уменьшился общий уровень шума и вибраций, создаваемых приводом генератора. Действительно, получилось лучше, но у любой медали есть обратная сторона.

Что потеряли
По оценкам специалистов, ресурс муфты не намного больше 100 тыс. км, что объясняет, почему именно после такого пробега муфту рекомендуется заменить. Промедление опасно тем, что выработавшая ресурс муфта способна заклинить, после чего шкив, по сути, превращается в обычный. Вибрация ремня увеличивается и становится хорошо заметной визуально, появляются шумы, посвистывания ремня, щелчки натяжителя, что, к слову, может служить сигналом для автовладельца, что муфта больше неработоспособна. После этого ремень не жилец, его натяжитель, кстати, тоже. Если при замене разорвавшегося ремня не заменить заклинившую муфту, а так запросто могут сделать мастера на все руки, не разобравшиеся, что на генераторе стоит необычный шкив, ремни будут продолжать рваться как в старые времена, если не еще быстрее. Ускорить заклинивание муфты можно, позабыв при замене установить защитную пластиковую крышку, которая идет в комплекте с муфтой. В этом случае внутрь муфты начинает проникать грязь, способствующая коррозии и износу.

Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей
Возможен иной вариант развития событий: муфта не заклинивает, а, наоборот, утрачивает способность блокироваться роликами в нужный момент и вращать якорь генератора, в результате чего генератор перестает вырабатывать энергию. Такой вариант более сложен для самостоятельной диагностики, так как при снятом ремне и прокручивании шкива рукой может оказаться, что вал якоря, не встречая сопротивления, тоже будет вращаться как должно. Но стоит только снова накинуть ремень на место, запустить двигатель и дать генератору нагрузку, как наружная обойма муфты начнет свободно прокручиваться относительно внутренней. Были случаи, когда муфта и вовсе разбалтывалась до такой степени, что при работе разваливалась на части, и известны казусы, когда эти части повреждали капот.

Цена вопроса
В зависимости от модели генератора стоимость качественного шкива с обгонной муфтой, который выдержит до замены не меньше 100 тыс. км, варьируется от 40 до 150 у.е. Потолок - 200 у.е. для автомобилей класса "премиум", особенно редко встречающихся у нас марок. Если говорить о распространенных у нас автомобилях гольф-класса и среднего размерного класса, то можно ориентироваться на 50-60 у.е.

Мнение специалиста
Игорь НИКИПОРЕНОК, начальник производства ООО "Модников":
- Обгонная муфта - узел неразборный, ремонту не подлежит. Прошла муфта 100 тысяч, нужно ее менять, причем обязательно комплектом - с ремнем, натяжителем и всеми роликами привода. Разницы, где и как покупать запчасти - самостоятельно на рынке или доверить это мастерской, которая возьмется за работу, - нет. Главное, чтобы муфта была качественной. Мы рекомендуем муфты INA. Эта фирма их первой разработала, она же до сих пор лидер в этой сфере. Когда нет INA, то ZEN, но надо сразу предупредить, что ресурс у шкивов ZEN меньше. Если INA выдерживает 100 тысяч гарантированно, для ZEN это необязательно - тут надо держать ухо востро. INA может продаваться в упаковках Ruville и Febi. Надо коробку открыть, и если упакована INA, это будет видно по клейму на муфте. Другие марки не рекомендую - это сплошной "кетай", с которым возможно что угодно. На муфтах INA, кстати, тоже может быть made in China, но в этом случае ничего страшного - у INA там свой завод, за качеством они следят.


Вердикт "Автобизнеса"
За обгонную муфту придется отдать порядка 50-60 у.е. Не многовато ли, если ремень обойдется в 15-20 у.е.? В общем, экономии денежных средств не ждите, несмотря на то что муфта позволяет ремню служить дольше. Чего же тогда ожидать? Спокойствия в дальней дороге. А есть ли у спокойствия денежный эквивалент?..

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.


Просмотров: 25597    Рейтинг: 173

ВАША ОЦЕНКА СТАТЬЕ:

Очень понравилось, интересно написано - 173
Текст хороший, но с автором не согласен(а) - 8
Текст не очень, но тема интересная - 0
Чуть осилил(а) - не понравились ни текст, ни тема - 0
Начал(а) читать и бросил(а) - 0
                                       


  Обсуждение статьи
Последние высказывания:

grinya777:  

"Крутящий момент от двигателя передается импульсами, когда в цилиндрах совершается сгорание, а оно происходит, как известно, только один раз за каждые два оборота коленвала. Из-за этого скорость вращения коленвала непостоянна." А ...

Troll: РСплата ... (плата от PC ?)

igppuk: эээ. разве за 4 такта не одна вспышка бывает? это я про четырехтактные моторы говорю. может одноцилиндровые - это уже двухтактные?

Сергей Боярских: Дело в том, что с недавних пор по внутренним редакционным причинам некоторые статьи готовятся в двух вариантах – полном и сокращенном. Сокращенный вариант предназначен для бумажной версии газеты, а полный – для сайта. Почему – сейчас неважно. Так вот ...

(4)


Пароль:
Вaш коммeнтарий:


       Ответственность и Правила обсуждения




 АРХИВ газеты "АВТОбизнес"


    

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
На надежность надейся, но сам не плошай: сравниваем подержанные Honda Civic и Toyota Corolla
На надежность надейся, но сам не плошай: сравниваем подержанные Honda Civic и Toyota Corolla 21829 просмотров 19.12.2014
Авто из России: "Съездил в Смоленск впустую, только деньги зря потратил - ничего в наличии нет…"
Авто из России: "Съездил в Смоленск впустую, только деньги зря потратил - ничего в наличии нет…" 53355 просмотров 18.12.2014
"Халява" из России закончилась?
"Халява" из России закончилась? 52414 просмотров 17.12.2014
Когда "детские болячки" оборачиваются недетскими проблемами: самые громкие отзывные кампании современности
Когда "детские болячки" оборачиваются недетскими проблемами: самые громкие отзывные кампании современности 14395 просмотров 16.12.2014
Нож в спину от своих: за купленную на белорусских "номерах" машину требуют 48 миллионов утильсбора
Нож в спину от своих: за купленную на белорусских "номерах" машину требуют 48 миллионов утильсбора 42488 просмотров 15.12.2014
"Не ожидал, что поломок будет столько". Мнение владельца Opel Omega
"Не ожидал, что поломок будет столько". Мнение владельца Opel Omega 30139 просмотров 14.12.2014
О "холодном" пуске и "правильном" прогреве. Продолжаем серию материалов о превратностях зимней эксплуатации
О "холодном" пуске и "правильном" прогреве. Продолжаем серию материалов о превратностях зимней эксплуатации 28396 просмотров 13.12.2014
Возрождение легенды. Ford Escort XR3i: "горячий" хэтчбек 1980-х за 1500 долларов
Возрождение легенды. Ford Escort XR3i: "горячий" хэтчбек 1980-х за 1500 долларов 19957 просмотров 12.12.2014
Есть ли в слухах о пригоне авто из России хоть доля правды?
Есть ли в слухах о пригоне авто из России хоть доля правды? 49116 просмотров 11.12.2014
О «немытой» России и болоте в центре Европы, или Размышления на фоне покупки подержанного Hyundai Solaris
О «немытой» России и болоте в центре Европы, или Размышления на фоне покупки подержанного Hyundai Solaris 32510 просмотров 10.12.2014
Бюджетная надежность. Чем грешат подержанные Hyundai Accent и VW Polo Sedan?
Бюджетная надежность. Чем грешат подержанные Hyundai Accent и VW Polo Sedan? 30889 просмотров 09.12.2014
Фоторепортаж. На регистрации в ГАИ - очереди из российских машин
Фоторепортаж. На регистрации в ГАИ - очереди из российских машин 35779 просмотров 08.12.2014
Все права защищены и охраняются законом
Любое скачивание информации запрещено

Правила перепечатки

© ООО "Бонусторг" УНП 101505322
© ЗАО “Аварийный сервис для автолюбителей”
УНП 100993744
Пополнение баланса на сайте:
Поддержка сервера: Support.by