Газета "АВТОБИЗНЕС" - №10 (767) 10 марта 2011
Весь номер АБw      Дело техники
 
ОБГОННАЯ РСПЛАТА ЗА СПОКОЙСТВИЕ


Зачем это нужно? Хотели как лучше. Во времена, еще памятные водителям со стажем, ремни генератора, даже не самые плохие, выхаживали лишь 20-30 тыс. км пробега, а затем могли разорваться.


По часовой стрелке: наружная обойма муфты с роликами, шкив, внутренняя обойма, ролики

Казалось бы, при правильном натяжении ремня о его проскальзывании по шкивам не может быть и речи, ведь именно скольжение наряду с сильными рывками является для ремня фатальным. Увы, с проскальзыванием и рывками ремень генератора обречен работать постоянно, а причина тому - неравномерность работы двигателя и инерция вращающихся деталей тех агрегатов, которые ремнем приводятся.

Где корень зла
Крутящий момент от двигателя передается импульсами, когда в цилиндрах совершается сгорание, а оно происходит, как известно, только один раз за каждые два оборота коленвала. Из-за этого скорость вращения коленвала непостоянна. Зато приводимые ремнем детали, раскрутившись, вращаться в согласии с цикличностью угловой скорости коленвала не способны из-за инерции и то отстают от него, то опережают. Прибавим режимы запуска и остановки, разгона и торможения, и становится понятно, чем обуславливалось проскальзывание и рывки и почему ремень растягивался, изнашивался и, наконец, разрывался окончательно.
Со временем стало еще хуже. Автомобили "обрастали" дополнительным оборудованием. Мало того что привод каких-то из новых агрегатов доверили ремню генератора, так из-за увеличения числа потребителей электроэнергии сам генератор пришлось увеличивать в размерах и делать его якорь более массивным. А когда увеличились моменты инерции, сократился срок службы ремней. Такая ситуация никого не устраивала, и был разработан узел, призванный увеличить долговечность ремней.

В центре - новый шкив с идущей в комплекте пластиковой защитной крышкой. Слева - шкив с заклинившей муфтой, поработавший без защитной крышки, о чем свидетельствует коррозия. Рабочая поверхность шкива блестит, что указывает на проскальзывание ремня. Справа - нормальный шкив, замененный по регламенту

Обгоняйте на здоровье
Называется этот узел обгонной муфтой, и ее интегрировали в шкив генератора. У муфты две обоймы: наружная связана со шкивом, внутренняя - с валом якоря генератора. Между обоймами расположено несколько рядов роликов. Одни исполняют роль игольчатых подшипников, другие, перекатывающиеся по профилированной части поверхности внутренней обоймы, - роль стопорного устройства.
Принцип работы такой же, как у бендикса стартера. Когда в моменты сгорания в цилиндрах шкив разгоняет якорь генератора, стопорные ролики, перекатившись к вершинам выступов, "замыкают" наружную и внутреннюю обоймы муфты между собой, крутящий момент передается на якорь. Но если сгорания нет и в цилиндрах происходит сжатие, притормаживающее вращение коленвала, внутренняя обойма муфты начинает обгонять наружную, ролики перемещаются во впадины рабочей поверхности внутренней обоймы, обоймы разъединяются. Шкив и якорь при этом вращаются независимо друг от друга, чем исключается негативное влияние инерции якоря на ремень генератора.

Генераторы одинаковые - шкивы разные. Чтобы автовладельцу узнать, чем именно оснащен генератор, нужно посмотреть на способ крепления шкива. Если увидели гайку - шкив обычный (слева). Если шкив закрыт крышкой или открыт, но гайки не видно - он с обгонной муфтой

Что нашли
Генераторы дизелей, где более высокая скорость нарастания давления при сгорании рабочей смеси в цилиндрах сочетается с более высокой компрессией, существеннее притормаживающей коленвал на ходе сжатия, обзавелись обгонными муфтами первыми. Затем обгонные муфты появились на машинах класса "премиум", оснащаемых мощными и из-за этого массивными генераторами, а также на автомобилях с коробками-"автоматами". Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей.
Ресурс ремней действительно увеличился в разы. Выросла долговечность натяжителей ремней, избавленных от силового воздействия вибраций, связанных с чередующимся ослаблением или натяжением ветвей ремня. Уменьшился общий уровень шума и вибраций, создаваемых приводом генератора. Действительно, получилось лучше, но у любой медали есть обратная сторона.

Что потеряли
По оценкам специалистов, ресурс муфты не намного больше 100 тыс. км, что объясняет, почему именно после такого пробега муфту рекомендуется заменить. Промедление опасно тем, что выработавшая ресурс муфта способна заклинить, после чего шкив, по сути, превращается в обычный. Вибрация ремня увеличивается и становится хорошо заметной визуально, появляются шумы, посвистывания ремня, щелчки натяжителя, что, к слову, может служить сигналом для автовладельца, что муфта больше неработоспособна. После этого ремень не жилец, его натяжитель, кстати, тоже. Если при замене разорвавшегося ремня не заменить заклинившую муфту, а так запросто могут сделать мастера на все руки, не разобравшиеся, что на генераторе стоит необычный шкив, ремни будут продолжать рваться как в старые времена, если не еще быстрее. Ускорить заклинивание муфты можно, позабыв при замене установить защитную пластиковую крышку, которая идет в комплекте с муфтой. В этом случае внутрь муфты начинает проникать грязь, способствующая коррозии и износу.

Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей
Возможен иной вариант развития событий: муфта не заклинивает, а, наоборот, утрачивает способность блокироваться роликами в нужный момент и вращать якорь генератора, в результате чего генератор перестает вырабатывать энергию. Такой вариант более сложен для самостоятельной диагностики, так как при снятом ремне и прокручивании шкива рукой может оказаться, что вал якоря, не встречая сопротивления, тоже будет вращаться как должно. Но стоит только снова накинуть ремень на место, запустить двигатель и дать генератору нагрузку, как наружная обойма муфты начнет свободно прокручиваться относительно внутренней. Были случаи, когда муфта и вовсе разбалтывалась до такой степени, что при работе разваливалась на части, и известны казусы, когда эти части повреждали капот.

Цена вопроса
В зависимости от модели генератора стоимость качественного шкива с обгонной муфтой, который выдержит до замены не меньше 100 тыс. км, варьируется от 40 до 150 у.е. Потолок - 200 у.е. для автомобилей класса "премиум", особенно редко встречающихся у нас марок. Если говорить о распространенных у нас автомобилях гольф-класса и среднего размерного класса, то можно ориентироваться на 50-60 у.е.

Мнение специалиста
Игорь НИКИПОРЕНОК, начальник производства ООО "Модников":
- Обгонная муфта - узел неразборный, ремонту не подлежит. Прошла муфта 100 тысяч, нужно ее менять, причем обязательно комплектом - с ремнем, натяжителем и всеми роликами привода. Разницы, где и как покупать запчасти - самостоятельно на рынке или доверить это мастерской, которая возьмется за работу, - нет. Главное, чтобы муфта была качественной. Мы рекомендуем муфты INA. Эта фирма их первой разработала, она же до сих пор лидер в этой сфере. Когда нет INA, то ZEN, но надо сразу предупредить, что ресурс у шкивов ZEN меньше. Если INA выдерживает 100 тысяч гарантированно, для ZEN это необязательно - тут надо держать ухо востро. INA может продаваться в упаковках Ruville и Febi. Надо коробку открыть, и если упакована INA, это будет видно по клейму на муфте. Другие марки не рекомендую - это сплошной "кетай", с которым возможно что угодно. На муфтах INA, кстати, тоже может быть made in China, но в этом случае ничего страшного - у INA там свой завод, за качеством они следят.


Вердикт "Автобизнеса"
За обгонную муфту придется отдать порядка 50-60 у.е. Не многовато ли, если ремень обойдется в 15-20 у.е.? В общем, экономии денежных средств не ждите, несмотря на то что муфта позволяет ремню служить дольше. Чего же тогда ожидать? Спокойствия в дальней дороге. А есть ли у спокойствия денежный эквивалент?..

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.


Просмотров: 27330    Рейтинг: 185

ВАША ОЦЕНКА СТАТЬЕ:

Очень понравилось, интересно написано - 185
Текст хороший, но с автором не согласен(а) - 8
Текст не очень, но тема интересная - 0
Чуть осилил(а) - не понравились ни текст, ни тема - 0
Начал(а) читать и бросил(а) - 0
                                       




 АРХИВ газеты "АВТОбизнес"


    

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Репортаж с авторынка "Ждановичи": дешевые машины и Geely Emgrand X7 из… России!
Репортаж с авторынка 49740 просмотров 2 марта
На метане, с мотором 1.4 TSI и коробкой DSG - как проявили себя "газовые" VW Passat в таксопарке?
На метане, с мотором 1.4 TSI и коробкой DSG - как проявили себя 26495 просмотров 4 марта
Покупаем летние шины: обзор рынка, анализ цен
Покупаем летние шины: обзор рынка, анализ цен 25806 просмотров 1 марта
Почему Geely, собранные в Беларуси, в России дешевле?
Почему Geely, собранные в Беларуси, в России дешевле? 23371 просмотров 4 марта
"Если бы это был новый BMW, заметил бы тот водитель помеху или нет?" Мнение владельца KIA Rio
21478 просмотров 3 марта
Cамый надежный и комфортный седан D-класса? Есть варианты...
Cамый надежный и комфортный седан D-класса? Есть варианты... 21343 просмотров 2 марта
Дежавю, или В Москву за авто 2015
Дежавю, или В Москву за авто 2015 19132 просмотров 4 марта
Очередной автохаус-мошенник или жертва сложной экономической ситуации?
Очередной автохаус-мошенник или жертва сложной экономической ситуации? 16878 просмотров 5 марта
Hummer H2: мечта идиота или осознанный выбор?
Hummer H2: мечта идиота или осознанный выбор? 16693 просмотров 2 марта
KIA Sportage: взять обычный, форсированный или вообще обратить внимание на конкурентов?
KIA Sportage: взять обычный, форсированный или вообще обратить внимание на конкурентов? 14532 просмотров 1 марта
Nissan X-Trail: "звездолет" вместо джипа
Nissan X-Trail: 12731 просмотров 5 марта
"Прижиматься" или не скупиться: какие траты на обслуживание авто белорусы считают приемлемыми
12385 просмотров 4 марта
Каких проблем ждать от Mazda6, выпущенной после 2008 года
Каких проблем ждать от Mazda6, выпущенной после 2008 года 11701 просмотров 5 марта
Что ждёт автомобилистов в предстоящем летнем сезоне?
Что ждёт автомобилистов в предстоящем летнем сезоне? 10883 просмотров 3 марта
"Такая только у меня и у Майкла Джексона!": обзор редких, но недорогих машин из России
10308 просмотров 6 марта
Госпошлина есть - дорог нет. Белорусы все чаще жалуются чиновникам на плохие дороги
Госпошлина есть - дорог нет. Белорусы все чаще жалуются чиновникам на плохие дороги 10257 просмотров 1 марта
Очевидцы сообщают о "страшной аварии" под Могилевом с участием пьяной компании на Renault
Очевидцы сообщают о 9943 просмотров 5 марта
Российские автопроизводители начали снижать цены на автомобили из-за катастрофического падения спроса на них
Российские автопроизводители начали снижать цены на автомобили из-за катастрофического падения спроса на них 8930 просмотров 4 марта
Все права защищены и охраняются законом
Любое скачивание информации запрещено

Правила перепечатки

© ООО "Бонусторг" УНП 101505322
© ЗАО “Аварийный сервис для автолюбителей”
УНП 100993744
Пополнение баланса на сайте:
Поддержка сервера: Support.by