Газета "АВТОБИЗНЕС" - №10 (767) 10 марта 2011
Весь номер АБw      Дело техники
 
ОБГОННАЯ РСПЛАТА ЗА СПОКОЙСТВИЕ


Зачем это нужно? Хотели как лучше. Во времена, еще памятные водителям со стажем, ремни генератора, даже не самые плохие, выхаживали лишь 20-30 тыс. км пробега, а затем могли разорваться.


По часовой стрелке: наружная обойма муфты с роликами, шкив, внутренняя обойма, ролики

Казалось бы, при правильном натяжении ремня о его проскальзывании по шкивам не может быть и речи, ведь именно скольжение наряду с сильными рывками является для ремня фатальным. Увы, с проскальзыванием и рывками ремень генератора обречен работать постоянно, а причина тому - неравномерность работы двигателя и инерция вращающихся деталей тех агрегатов, которые ремнем приводятся.

Где корень зла
Крутящий момент от двигателя передается импульсами, когда в цилиндрах совершается сгорание, а оно происходит, как известно, только один раз за каждые два оборота коленвала. Из-за этого скорость вращения коленвала непостоянна. Зато приводимые ремнем детали, раскрутившись, вращаться в согласии с цикличностью угловой скорости коленвала не способны из-за инерции и то отстают от него, то опережают. Прибавим режимы запуска и остановки, разгона и торможения, и становится понятно, чем обуславливалось проскальзывание и рывки и почему ремень растягивался, изнашивался и, наконец, разрывался окончательно.
Со временем стало еще хуже. Автомобили "обрастали" дополнительным оборудованием. Мало того что привод каких-то из новых агрегатов доверили ремню генератора, так из-за увеличения числа потребителей электроэнергии сам генератор пришлось увеличивать в размерах и делать его якорь более массивным. А когда увеличились моменты инерции, сократился срок службы ремней. Такая ситуация никого не устраивала, и был разработан узел, призванный увеличить долговечность ремней.

В центре - новый шкив с идущей в комплекте пластиковой защитной крышкой. Слева - шкив с заклинившей муфтой, поработавший без защитной крышки, о чем свидетельствует коррозия. Рабочая поверхность шкива блестит, что указывает на проскальзывание ремня. Справа - нормальный шкив, замененный по регламенту

Обгоняйте на здоровье
Называется этот узел обгонной муфтой, и ее интегрировали в шкив генератора. У муфты две обоймы: наружная связана со шкивом, внутренняя - с валом якоря генератора. Между обоймами расположено несколько рядов роликов. Одни исполняют роль игольчатых подшипников, другие, перекатывающиеся по профилированной части поверхности внутренней обоймы, - роль стопорного устройства.
Принцип работы такой же, как у бендикса стартера. Когда в моменты сгорания в цилиндрах шкив разгоняет якорь генератора, стопорные ролики, перекатившись к вершинам выступов, "замыкают" наружную и внутреннюю обоймы муфты между собой, крутящий момент передается на якорь. Но если сгорания нет и в цилиндрах происходит сжатие, притормаживающее вращение коленвала, внутренняя обойма муфты начинает обгонять наружную, ролики перемещаются во впадины рабочей поверхности внутренней обоймы, обоймы разъединяются. Шкив и якорь при этом вращаются независимо друг от друга, чем исключается негативное влияние инерции якоря на ремень генератора.

Генераторы одинаковые - шкивы разные. Чтобы автовладельцу узнать, чем именно оснащен генератор, нужно посмотреть на способ крепления шкива. Если увидели гайку - шкив обычный (слева). Если шкив закрыт крышкой или открыт, но гайки не видно - он с обгонной муфтой

Что нашли
Генераторы дизелей, где более высокая скорость нарастания давления при сгорании рабочей смеси в цилиндрах сочетается с более высокой компрессией, существеннее притормаживающей коленвал на ходе сжатия, обзавелись обгонными муфтами первыми. Затем обгонные муфты появились на машинах класса "премиум", оснащаемых мощными и из-за этого массивными генераторами, а также на автомобилях с коробками-"автоматами". Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей.
Ресурс ремней действительно увеличился в разы. Выросла долговечность натяжителей ремней, избавленных от силового воздействия вибраций, связанных с чередующимся ослаблением или натяжением ветвей ремня. Уменьшился общий уровень шума и вибраций, создаваемых приводом генератора. Действительно, получилось лучше, но у любой медали есть обратная сторона.

Что потеряли
По оценкам специалистов, ресурс муфты не намного больше 100 тыс. км, что объясняет, почему именно после такого пробега муфту рекомендуется заменить. Промедление опасно тем, что выработавшая ресурс муфта способна заклинить, после чего шкив, по сути, превращается в обычный. Вибрация ремня увеличивается и становится хорошо заметной визуально, появляются шумы, посвистывания ремня, щелчки натяжителя, что, к слову, может служить сигналом для автовладельца, что муфта больше неработоспособна. После этого ремень не жилец, его натяжитель, кстати, тоже. Если при замене разорвавшегося ремня не заменить заклинившую муфту, а так запросто могут сделать мастера на все руки, не разобравшиеся, что на генераторе стоит необычный шкив, ремни будут продолжать рваться как в старые времена, если не еще быстрее. Ускорить заклинивание муфты можно, позабыв при замене установить защитную пластиковую крышку, которая идет в комплекте с муфтой. В этом случае внутрь муфты начинает проникать грязь, способствующая коррозии и износу.

Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей
Возможен иной вариант развития событий: муфта не заклинивает, а, наоборот, утрачивает способность блокироваться роликами в нужный момент и вращать якорь генератора, в результате чего генератор перестает вырабатывать энергию. Такой вариант более сложен для самостоятельной диагностики, так как при снятом ремне и прокручивании шкива рукой может оказаться, что вал якоря, не встречая сопротивления, тоже будет вращаться как должно. Но стоит только снова накинуть ремень на место, запустить двигатель и дать генератору нагрузку, как наружная обойма муфты начнет свободно прокручиваться относительно внутренней. Были случаи, когда муфта и вовсе разбалтывалась до такой степени, что при работе разваливалась на части, и известны казусы, когда эти части повреждали капот.

Цена вопроса
В зависимости от модели генератора стоимость качественного шкива с обгонной муфтой, который выдержит до замены не меньше 100 тыс. км, варьируется от 40 до 150 у.е. Потолок - 200 у.е. для автомобилей класса "премиум", особенно редко встречающихся у нас марок. Если говорить о распространенных у нас автомобилях гольф-класса и среднего размерного класса, то можно ориентироваться на 50-60 у.е.

Мнение специалиста
Игорь НИКИПОРЕНОК, начальник производства ООО "Модников":
- Обгонная муфта - узел неразборный, ремонту не подлежит. Прошла муфта 100 тысяч, нужно ее менять, причем обязательно комплектом - с ремнем, натяжителем и всеми роликами привода. Разницы, где и как покупать запчасти - самостоятельно на рынке или доверить это мастерской, которая возьмется за работу, - нет. Главное, чтобы муфта была качественной. Мы рекомендуем муфты INA. Эта фирма их первой разработала, она же до сих пор лидер в этой сфере. Когда нет INA, то ZEN, но надо сразу предупредить, что ресурс у шкивов ZEN меньше. Если INA выдерживает 100 тысяч гарантированно, для ZEN это необязательно - тут надо держать ухо востро. INA может продаваться в упаковках Ruville и Febi. Надо коробку открыть, и если упакована INA, это будет видно по клейму на муфте. Другие марки не рекомендую - это сплошной "кетай", с которым возможно что угодно. На муфтах INA, кстати, тоже может быть made in China, но в этом случае ничего страшного - у INA там свой завод, за качеством они следят.


Вердикт "Автобизнеса"
За обгонную муфту придется отдать порядка 50-60 у.е. Не многовато ли, если ремень обойдется в 15-20 у.е.? В общем, экономии денежных средств не ждите, несмотря на то что муфта позволяет ремню служить дольше. Чего же тогда ожидать? Спокойствия в дальней дороге. А есть ли у спокойствия денежный эквивалент?..

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.


Просмотров: 41494    Рейтинг: 354

ВАША ОЦЕНКА СТАТЬЕ:

Очень понравилось, интересно написано - 354
Текст хороший, но с автором не согласен(а) - 10
Текст не очень, но тема интересная - 1
Чуть осилил(а) - не понравились ни текст, ни тема - 0
Начал(а) читать и бросил(а) - 0
                                       




 АРХИВ газеты "АВТОбизнес"


    

Как продают авто в регионах: беседуем с "перекупом" и изучаем местный авторынок
Как продают авто в регионах: беседуем с 30979 просмотров 20 июня
Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла
Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла 21185 просмотров 23 июня
На слуцкой трассе фургон врезался в МАЗ дорожников - водитель погиб (добавлено фото)
На слуцкой трассе фургон врезался в МАЗ дорожников - водитель погиб (добавлено фото) 17408 просмотров 21 июня
"Моторист готов выкупить двигатель в любом состоянии". Мнение владельца Fiat Tempra
16664 просмотров 21 июня
Проверка ABW.BY: можно ли в Беларуси купить поддельные "права"?
Проверка ABW.BY: можно ли в Беларуси купить поддельные 16539 просмотров 22 июня
Правосудие по-лепельски: пешеход - открытая ЧМТ и реанимация, виновный - штраф 3,5 б.в.
Правосудие по-лепельски: пешеход - открытая ЧМТ и реанимация, виновный - штраф 3,5 б.в. 13263 просмотров 21 июня
"Тогда вообще зачем ГАИ прибор видеофиксации?" Минчанин пытается доказать, что "Визир" словил не того
13259 просмотров 23 июня
Хорош, но не идеален. О недостатках подержанного Citroёn C4 Picasso
Хорош, но не идеален. О недостатках подержанного Citroёn C4 Picasso 12870 просмотров 22 июня
Dongfeng H30 Cross: Subaru XV за полцены?
Dongfeng H30 Cross: Subaru XV за полцены? 12691 просмотров 22 июня
В чем секрет Tesla? Один из владельцев разобрал батарею Model S
В чем секрет Tesla? Один из владельцев разобрал батарею Model S 11211 просмотров 23 июня
В Крупском районе слесарь на погрузчике придавил трактор, в кабине которого находился тракторист, и бросился под поезд
В Крупском районе слесарь на погрузчике придавил трактор, в кабине которого находился тракторист, и бросился под поезд 10385 просмотров 23 июня
Фотофакт. На трассе Р23 наконец-то ликвидировали "ловушку" для фур
Фотофакт. На трассе Р23 наконец-то ликвидировали 9875 просмотров 21 июня
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.
facebook vkontakte odnoklassniki youtube