Газета "АВТОБИЗНЕС" - №10 (767) 10 марта 2011
Весь номер АБw      Дело техники
 
ОБГОННАЯ РСПЛАТА ЗА СПОКОЙСТВИЕ


Зачем это нужно? Хотели как лучше. Во времена, еще памятные водителям со стажем, ремни генератора, даже не самые плохие, выхаживали лишь 20-30 тыс. км пробега, а затем могли разорваться.


По часовой стрелке: наружная обойма муфты с роликами, шкив, внутренняя обойма, ролики

Казалось бы, при правильном натяжении ремня о его проскальзывании по шкивам не может быть и речи, ведь именно скольжение наряду с сильными рывками является для ремня фатальным. Увы, с проскальзыванием и рывками ремень генератора обречен работать постоянно, а причина тому - неравномерность работы двигателя и инерция вращающихся деталей тех агрегатов, которые ремнем приводятся.

Где корень зла
Крутящий момент от двигателя передается импульсами, когда в цилиндрах совершается сгорание, а оно происходит, как известно, только один раз за каждые два оборота коленвала. Из-за этого скорость вращения коленвала непостоянна. Зато приводимые ремнем детали, раскрутившись, вращаться в согласии с цикличностью угловой скорости коленвала не способны из-за инерции и то отстают от него, то опережают. Прибавим режимы запуска и остановки, разгона и торможения, и становится понятно, чем обуславливалось проскальзывание и рывки и почему ремень растягивался, изнашивался и, наконец, разрывался окончательно.
Со временем стало еще хуже. Автомобили "обрастали" дополнительным оборудованием. Мало того что привод каких-то из новых агрегатов доверили ремню генератора, так из-за увеличения числа потребителей электроэнергии сам генератор пришлось увеличивать в размерах и делать его якорь более массивным. А когда увеличились моменты инерции, сократился срок службы ремней. Такая ситуация никого не устраивала, и был разработан узел, призванный увеличить долговечность ремней.

В центре - новый шкив с идущей в комплекте пластиковой защитной крышкой. Слева - шкив с заклинившей муфтой, поработавший без защитной крышки, о чем свидетельствует коррозия. Рабочая поверхность шкива блестит, что указывает на проскальзывание ремня. Справа - нормальный шкив, замененный по регламенту

Обгоняйте на здоровье
Называется этот узел обгонной муфтой, и ее интегрировали в шкив генератора. У муфты две обоймы: наружная связана со шкивом, внутренняя - с валом якоря генератора. Между обоймами расположено несколько рядов роликов. Одни исполняют роль игольчатых подшипников, другие, перекатывающиеся по профилированной части поверхности внутренней обоймы, - роль стопорного устройства.
Принцип работы такой же, как у бендикса стартера. Когда в моменты сгорания в цилиндрах шкив разгоняет якорь генератора, стопорные ролики, перекатившись к вершинам выступов, "замыкают" наружную и внутреннюю обоймы муфты между собой, крутящий момент передается на якорь. Но если сгорания нет и в цилиндрах происходит сжатие, притормаживающее вращение коленвала, внутренняя обойма муфты начинает обгонять наружную, ролики перемещаются во впадины рабочей поверхности внутренней обоймы, обоймы разъединяются. Шкив и якорь при этом вращаются независимо друг от друга, чем исключается негативное влияние инерции якоря на ремень генератора.

Генераторы одинаковые - шкивы разные. Чтобы автовладельцу узнать, чем именно оснащен генератор, нужно посмотреть на способ крепления шкива. Если увидели гайку - шкив обычный (слева). Если шкив закрыт крышкой или открыт, но гайки не видно - он с обгонной муфтой

Что нашли
Генераторы дизелей, где более высокая скорость нарастания давления при сгорании рабочей смеси в цилиндрах сочетается с более высокой компрессией, существеннее притормаживающей коленвал на ходе сжатия, обзавелись обгонными муфтами первыми. Затем обгонные муфты появились на машинах класса "премиум", оснащаемых мощными и из-за этого массивными генераторами, а также на автомобилях с коробками-"автоматами". Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей.
Ресурс ремней действительно увеличился в разы. Выросла долговечность натяжителей ремней, избавленных от силового воздействия вибраций, связанных с чередующимся ослаблением или натяжением ветвей ремня. Уменьшился общий уровень шума и вибраций, создаваемых приводом генератора. Действительно, получилось лучше, но у любой медали есть обратная сторона.

Что потеряли
По оценкам специалистов, ресурс муфты не намного больше 100 тыс. км, что объясняет, почему именно после такого пробега муфту рекомендуется заменить. Промедление опасно тем, что выработавшая ресурс муфта способна заклинить, после чего шкив, по сути, превращается в обычный. Вибрация ремня увеличивается и становится хорошо заметной визуально, появляются шумы, посвистывания ремня, щелчки натяжителя, что, к слову, может служить сигналом для автовладельца, что муфта больше неработоспособна. После этого ремень не жилец, его натяжитель, кстати, тоже. Если при замене разорвавшегося ремня не заменить заклинившую муфту, а так запросто могут сделать мастера на все руки, не разобравшиеся, что на генераторе стоит необычный шкив, ремни будут продолжать рваться как в старые времена, если не еще быстрее. Ускорить заклинивание муфты можно, позабыв при замене установить защитную пластиковую крышку, которая идет в комплекте с муфтой. В этом случае внутрь муфты начинает проникать грязь, способствующая коррозии и износу.

Сегодня же, по прошествии 15 лет со времени появления первых обгонных муфт, подобными устройствами оснащается большинство новых генераторов не только для дизельных, но и для бензиновых автомобилей
Возможен иной вариант развития событий: муфта не заклинивает, а, наоборот, утрачивает способность блокироваться роликами в нужный момент и вращать якорь генератора, в результате чего генератор перестает вырабатывать энергию. Такой вариант более сложен для самостоятельной диагностики, так как при снятом ремне и прокручивании шкива рукой может оказаться, что вал якоря, не встречая сопротивления, тоже будет вращаться как должно. Но стоит только снова накинуть ремень на место, запустить двигатель и дать генератору нагрузку, как наружная обойма муфты начнет свободно прокручиваться относительно внутренней. Были случаи, когда муфта и вовсе разбалтывалась до такой степени, что при работе разваливалась на части, и известны казусы, когда эти части повреждали капот.

Цена вопроса
В зависимости от модели генератора стоимость качественного шкива с обгонной муфтой, который выдержит до замены не меньше 100 тыс. км, варьируется от 40 до 150 у.е. Потолок - 200 у.е. для автомобилей класса "премиум", особенно редко встречающихся у нас марок. Если говорить о распространенных у нас автомобилях гольф-класса и среднего размерного класса, то можно ориентироваться на 50-60 у.е.

Мнение специалиста
Игорь НИКИПОРЕНОК, начальник производства ООО "Модников":
- Обгонная муфта - узел неразборный, ремонту не подлежит. Прошла муфта 100 тысяч, нужно ее менять, причем обязательно комплектом - с ремнем, натяжителем и всеми роликами привода. Разницы, где и как покупать запчасти - самостоятельно на рынке или доверить это мастерской, которая возьмется за работу, - нет. Главное, чтобы муфта была качественной. Мы рекомендуем муфты INA. Эта фирма их первой разработала, она же до сих пор лидер в этой сфере. Когда нет INA, то ZEN, но надо сразу предупредить, что ресурс у шкивов ZEN меньше. Если INA выдерживает 100 тысяч гарантированно, для ZEN это необязательно - тут надо держать ухо востро. INA может продаваться в упаковках Ruville и Febi. Надо коробку открыть, и если упакована INA, это будет видно по клейму на муфте. Другие марки не рекомендую - это сплошной "кетай", с которым возможно что угодно. На муфтах INA, кстати, тоже может быть made in China, но в этом случае ничего страшного - у INA там свой завод, за качеством они следят.


Вердикт "Автобизнеса"
За обгонную муфту придется отдать порядка 50-60 у.е. Не многовато ли, если ремень обойдется в 15-20 у.е.? В общем, экономии денежных средств не ждите, несмотря на то что муфта позволяет ремню служить дольше. Чего же тогда ожидать? Спокойствия в дальней дороге. А есть ли у спокойствия денежный эквивалент?..

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.


Просмотров: 24942    Рейтинг: 169

ВАША ОЦЕНКА СТАТЬЕ:

Очень понравилось, интересно написано - 169
Текст хороший, но с автором не согласен(а) - 8
Текст не очень, но тема интересная - 0
Чуть осилил(а) - не понравились ни текст, ни тема - 0
Начал(а) читать и бросил(а) - 0
                                       


  Обсуждение статьи
Последние высказывания:

grinya777:  

"Крутящий момент от двигателя передается импульсами, когда в цилиндрах совершается сгорание, а оно происходит, как известно, только один раз за каждые два оборота коленвала. Из-за этого скорость вращения коленвала непостоянна." А ...

Troll: РСплата ... (плата от PC ?)

igppuk: эээ. разве за 4 такта не одна вспышка бывает? это я про четырехтактные моторы говорю. может одноцилиндровые - это уже двухтактные?

Сергей Боярских: Дело в том, что с недавних пор по внутренним редакционным причинам некоторые статьи готовятся в двух вариантах – полном и сокращенном. Сокращенный вариант предназначен для бумажной версии газеты, а полный – для сайта. Почему – сейчас неважно. Так вот ...

(4)


Пароль:
Вaш коммeнтарий:


       Ответственность и Правила обсуждения




 АРХИВ газеты "АВТОбизнес"


    

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Приключения белорусов в России. Часть 3. Продать Land Cruiser Prado, чтобы купить Camry
Приключения белорусов в России. Часть 3. Продать Land Cruiser Prado, чтобы купить Camry 26409 просмотров 21.11.2014
«Инициатором аварийного режима оказалась турбина». Мнение владельца Audi A6
«Инициатором аварийного режима оказалась турбина». Мнение владельца Audi A6 18841 просмотров 20.11.2014
Авторынки в регионах: Гомель - первый форпост для "бэушки" из России?
Авторынки в регионах: Гомель - первый форпост для "бэушки" из России? 25612 просмотров 19.11.2014
Мастерская в гараже возле частного дома: насколько реально узаконить мечту?
Мастерская в гараже возле частного дома: насколько реально узаконить мечту? 18287 просмотров 18.11.2014
Автомалиновка, зимние шины: какими торгуют, за сколько и почему вырывают шипы
Автомалиновка, зимние шины: какими торгуют, за сколько и почему вырывают шипы 26053 просмотров 17.11.2014
"Разница в стоимости 50 процентов за те же запчасти и работу - это слишком". Мнение владельца Nissan Note
"Разница в стоимости 50 процентов за те же запчасти и работу - это слишком". Мнение владельца Nissan Note 22312 просмотров 16.11.2014
Самые экономичные из "проходных". Вспоминаем свежую "бэушку" с минимальным расходом топлива
Самые экономичные из "проходных". Вспоминаем свежую "бэушку" с минимальным расходом топлива 25086 просмотров 15.11.2014
С 2015 года - только Евро-5. Дизелисты против
С 2015 года - только Евро-5. Дизелисты против 28291 просмотров 14.11.2014
"Куплен за три с половиной тысячи, вложено не меньше пяти". Мнение владельца VW Golf
"Куплен за три с половиной тысячи, вложено не меньше пяти". Мнение владельца VW Golf 30800 просмотров 13.11.2014
Renault Lodgy 1.5 dCi: мастер на все руки
Renault Lodgy 1.5 dCi: мастер на все руки 17919 просмотров 12.11.2014
За что уважают и почему не любят Renault Laguna и Skoda Octavia
За что уважают и почему не любят Renault Laguna и Skoda Octavia 28939 просмотров 11.11.2014
Продавцы авторынка "Малиновка": распродаем последние машины и идем работать
Продавцы авторынка "Малиновка": распродаем последние машины и идем работать 68218 просмотров 10.11.2014
Все права защищены и охраняются законом
Любое скачивание информации запрещено

Правила перепечатки

© ООО "Бонусторг" УНП 101505322
© ЗАО “Аварийный сервис для автолюбителей”
УНП 100993744
Пополнение баланса на сайте:
Поддержка сервера: Support.by