Газета "АВТОБИЗНЕС" - №52 (809) 29 декабря 2011
Весь номер АБw      Дело техники
 
КАКИМИ СЮРПРИЗАМИ "ПОЛНА КОРОБОЧКА"?


Коробки передач бывают разные - механические, гидромеханические и вариаторы, но независимо от типа все они предназначены для достижения необходимого соотношения между частотами вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес автомобиля и изменения этого соотношения в соответствии с условиями движения. Кроме того, с помощью коробки передач изменяют направление вращения ведущих колес для движения задним ходом, а при пуске мотора, стоянке с работающим двигателем и при движении накатом разъединяют двигатель и колеса.

Однако именно конструкция определяет особенности эксплуатации, возможные неисправности и причины их возникновения в той или иной коробке, и чтобы выяснить, что и почему может выйти из строя и что должен делать владелец, чтобы коробка оставалась исправной как можно дольше, ограничимся рассмотрением только механических КП.

Из чего состоит и как работает
Основа любой коробки - корпус, в котором размещаются валы с набором зубчатых колес и шестерен. В МКП предусматривают ведущий (он же первичный, или входной), промежуточный и один или два ведомых (вторичный, или выходной) вала. Крутящий момент от двигателя через сцепление передается ведущему валу, находящемуся в зацеплении с промежуточным валом, и уже от него - ведомому валу. Ведомый вал не связан с ведущим жестко, а значит, может вращаться с иной угловой скоростью. Эта скорость зависит от того, какую передачу выбрал водитель в конкретное время движения. Та или иная передача включается водителем вручную с помощью механизма управления, отдельно размещенного в МКП, путем перемещения находящейся в салоне кулисы в положение, соответствующее выбранной передаче.

Любая МКП - шестеренный механизм, предназначенный для согласования скоростей вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес автомобиля в соответствии с условиями движения


Исправная МКП не шумит, поэтому появление любого постороннего шума со стороны МКП следует воспринимать как сигнал для консультации со специалистами по трансмиссиям


Детали коробки нуждаются в смазке, которая обычно осуществляется окунанием каких-то деталей в масло, заправленное в картер, и его разбрызгиванием на другие детали. Для предотвращения утечки масла и попадания в картер грязи и влаги извне предназначены сальники. С них и перейдем от теории к практике, поскольку уплотнения не вечны. Как долго они остаются герметичными, определяется главным образом пробегом, но и их можно досрочно отправить в утиль, если МКП регулярно эксплуатируется с перегревом. Масло в коробке не только смазка, но и охлаждающая жидкость, и при его низком уровне температурные нагрузки возрастают. Признаки утечки - следы масла под машиной, оставленной на стоянке, повышенный шум при работе МКП, особенно на пятой и шестой при ее наличии передачах.

Одна из причин выхода подшипников из строя - разрушение сепаратора


Подшипники
Шариковые и роликовые подшипники, будучи опорами валов, воспринимают нагрузки, возникающие при работе зубчатых передач. На игольчатые подшипники посажены шестерни, которым при выключенной передаче необходимо свободно вращаться. Главный враг - механический износ и питтинг тел и дорожек качения. Способствует износу недостаточная смазка, а также коррозия, которая инициируется влагой, оказавшейся внутри коробки. А попадает влага внутрь вместе с воздухом через сапун, после чего конденсируется и постепенно


Павел ЖУРКО, СТО "ЛеМан":
- На автомобилях с пробегом свыше 100 тысяч километров менять масло в МКП желательно через каждые 30 тысяч. Основные ошибки при замене масла - недолив, перелив и неправильный выбор масла. И ни в коем случае не нужно полагаться на форумы в Интернете и мнение продавцов на рынке, какое масло и сколько заливать в коробку. Верить можно только инструкции к автомобилю. Могу сказать, что масло 80w90 в современных МКП практически не используют, а 75w90, 75w80 и 75w85 не являются взаимозаменяемыми - возможны проблемы с включением передач и шум. В некоторых МКП применяют ATF, и замена его на другие, даже более дорогие, масла не только не имеет смысла, но и вредна, а 80w90 "убьет" эту коробку в первую же зиму.

Судя по количеству синхронизаторов, подготовленных для отправки в утиль, деталь эта беспокойная

примешивается к маслу, вместе с продуктами износа ухудшая его качество. Еще одна причина выхода подшипников из строя - разрушение сепаратора. Особенно подвержены разрушению пластмассовые сепараторы, которые могут элементарно расплавиться под действием высоких температур. Внешний признак неисправности одного или нескольких подшипников - шум, гул, вой.

Шестерни
Для зубьев шестеренных передач основная проблема - давление в зоне контакта зубьев. Пока оно не превышает норму, зубья подвергаются лишь медленному естественному износу, однако по мере износа нагрузка постепенно увеличивается. Другая причина ненормированных нагрузок - человеческий фактор. Например, из-за преждевременного переключения на более высокую передачу, что, как полагают многие водители, позволяет экономить топливо, существенно сокращается срок службы шестерен, прежде всего пятой и шестой передач. Негативно действует на шестерни, как, впрочем, и на другие детали МКП, активное вождение, когда передачи переключаются резко, педаль "газа" столь же резко выжимается в пол, а затем полностью бросается, и все это выполняется еще и при неполном выжиме сцепления. Для шестерен задней передачи имеет значение, чтобы до включения заднего хода автомобиль полностью остановился.

Механизм синхронизации - зубчатая муфта с блокирующими кольцами, благодаря которым выравниваются угловые скорости вала и шестерни, после чего передачу можно включить без затруднений

Третья причина - подшипники. Когда они изношены, шестерни входят в зацепление не как того требует геометрия эвольвентных зацеплений, а как получится, что дополнительно нагружает зубья. Это требует менять подшипники своевременно, при первых проявлениях их неисправности.
И, конечно, важна качественная и достаточная смазка. В некоторых моделях МКП отдельные шестерни размещены неудачно и, смазываемые разбрызгиванием, при низком уровне масла в картере обречены на масляное голодание. Признак проблем с шестернями - шум и хруст, сопровождающий работу коробки на соответствующих передачах, или отсутствие передачи.

Синхронизаторы

Легкое и безударное переключение передач обеспечивают механизмы синхронизации. Это зубчатые муфты с блокирующими кольцами, благодаря которым выравниваются угловые скорости шестерни включаемой передачи и вала, после чего передачу можно включить без затруднений. Проблемы с включением той или иной передачи, хруст при включении - признаки неисправности соответствующего синхронизатора. Работа синхронизаторов основана на трении, а где трение, там и износ. Поэтому выход синхронизаторов из строя лишь вопрос времени, и, чтобы его не сократить, требуется качественная смазка и исправное сцепление. Несвоевременная замена изношенных синхронизаторов ведет к повреждению зубьев и шлицев на муфтах.

Разрушение шестерен в МКП Peugeot Boxer

Кроме указанных неисправностей, являющихся типичными для любых МКП, случаются и другие неприятные сюрпризы - например, поломки шестерен по причине попадания между ними фрагментов разрушившегося подшипника или трещины, проделанные в корпусе одним из валов вследствие разрушения опоры. Однако поскольку это следствия, подробно рассматривать их не будем. Существуют также вопросы, относящиеся к механизму управления коробкой, главной передаче и дифференциалу, которые в переднеприводных автомобилях можно рассматривать как составную часть МКП, но эти узлы, будучи отдельными частями в составе МКП, требуют и отдельного рассмотрения не в рамках нынешней статьи.

Вердикт "Автобизнеса"
Исправная МКП не шумит, поэтому появление любого постороннего шума со стороны МКП следует воспринимать как сигнал для консультации со специалистами по трансмиссиям. А учитывая, что большинство проблем связано с количеством и качеством масла, необходимо, во-первых, следить за отсутствием течей, во-вторых, периодически менять масло в МКП. Пусть производители уверяют, что в современных МКП масло залито на весь срок службы, однако еще ни один производитель так и не смог внятно объяснить, какой именно километраж подразумевается под сроком службы.

Шестерни вторичного вала. Сепаратор игольчатого подшипника, позволяющего шестерням вращаться свободно при выключенной передаче, выполнен из пластмассы


Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.

Благодарим СТО "ЛеМан" за консультации и помощь в организации фотосъемки.


Просмотров: 14727    Рейтинг: 79

ВАША ОЦЕНКА СТАТЬЕ:

Очень понравилось, интересно написано - 95
Текст хороший, но с автором не согласен(а) - 1
Текст не очень, но тема интересная - 15
Чуть осилил(а) - не понравились ни текст, ни тема - 1
Начал(а) читать и бросил(а) - 8
                                       


  Обсуждение статьи

Пароль:
Ваш комментарий:


       Ответственность и Правила обсуждения


 АРХИВ газеты "АВТОбизнес"


    

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Жители приграничья: «Бензин по стоимости доллара? Да кому он, белорусский, будет нужен?!»
Жители приграничья: «Бензин по стоимости доллара? Да кому он, белорусский, будет нужен?!» 48487 просмотров 21.12.2014
Статистика abw.by: цены на подержанные автомобили падают
Статистика abw.by: цены на подержанные автомобили падают 61685 просмотров 20.12.2014
На надежность надейся, но сам не плошай: сравниваем подержанные Honda Civic и Toyota Corolla
На надежность надейся, но сам не плошай: сравниваем подержанные Honda Civic и Toyota Corolla 24460 просмотров 19.12.2014
Авто из России: "Съездил в Смоленск впустую, только деньги зря потратил - ничего в наличии нет…"
Авто из России: "Съездил в Смоленск впустую, только деньги зря потратил - ничего в наличии нет…" 58504 просмотров 18.12.2014
"Халява" из России закончилась?
"Халява" из России закончилась? 58569 просмотров 17.12.2014
Когда "детские болячки" оборачиваются недетскими проблемами: самые громкие отзывные кампании современности
Когда "детские болячки" оборачиваются недетскими проблемами: самые громкие отзывные кампании современности 15647 просмотров 16.12.2014
Нож в спину от своих: за купленную на белорусских "номерах" машину требуют 48 миллионов утильсбора
Нож в спину от своих: за купленную на белорусских "номерах" машину требуют 48 миллионов утильсбора 45638 просмотров 15.12.2014
"Не ожидал, что поломок будет столько". Мнение владельца Opel Omega
"Не ожидал, что поломок будет столько". Мнение владельца Opel Omega 31476 просмотров 14.12.2014
О "холодном" пуске и "правильном" прогреве. Продолжаем серию материалов о превратностях зимней эксплуатации
О "холодном" пуске и "правильном" прогреве. Продолжаем серию материалов о превратностях зимней эксплуатации 29741 просмотров 13.12.2014
Возрождение легенды. Ford Escort XR3i: "горячий" хэтчбек 1980-х за 1500 долларов
Возрождение легенды. Ford Escort XR3i: "горячий" хэтчбек 1980-х за 1500 долларов 20646 просмотров 12.12.2014
Есть ли в слухах о пригоне авто из России хоть доля правды?
Есть ли в слухах о пригоне авто из России хоть доля правды? 51537 просмотров 11.12.2014
О «немытой» России и болоте в центре Европы, или Размышления на фоне покупки подержанного Hyundai Solaris
О «немытой» России и болоте в центре Европы, или Размышления на фоне покупки подержанного Hyundai Solaris 33222 просмотров 10.12.2014
Все права защищены и охраняются законом
Любое скачивание информации запрещено

Правила перепечатки

© ООО "Бонусторг" УНП 101505322
© ЗАО “Аварийный сервис для автолюбителей”
УНП 100993744
Пополнение баланса на сайте:
Поддержка сервера: Support.by