Газета "АВТОБИЗНЕС" - №52 (809) 29 декабря 2011
Весь номер АБw      Дело техники
 
КАКИМИ СЮРПРИЗАМИ "ПОЛНА КОРОБОЧКА"?


Коробки передач бывают разные - механические, гидромеханические и вариаторы, но независимо от типа все они предназначены для достижения необходимого соотношения между частотами вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес автомобиля и изменения этого соотношения в соответствии с условиями движения. Кроме того, с помощью коробки передач изменяют направление вращения ведущих колес для движения задним ходом, а при пуске мотора, стоянке с работающим двигателем и при движении накатом разъединяют двигатель и колеса.

Однако именно конструкция определяет особенности эксплуатации, возможные неисправности и причины их возникновения в той или иной коробке, и чтобы выяснить, что и почему может выйти из строя и что должен делать владелец, чтобы коробка оставалась исправной как можно дольше, ограничимся рассмотрением только механических КП.

Из чего состоит и как работает
Основа любой коробки - корпус, в котором размещаются валы с набором зубчатых колес и шестерен. В МКП предусматривают ведущий (он же первичный, или входной), промежуточный и один или два ведомых (вторичный, или выходной) вала. Крутящий момент от двигателя через сцепление передается ведущему валу, находящемуся в зацеплении с промежуточным валом, и уже от него - ведомому валу. Ведомый вал не связан с ведущим жестко, а значит, может вращаться с иной угловой скоростью. Эта скорость зависит от того, какую передачу выбрал водитель в конкретное время движения. Та или иная передача включается водителем вручную с помощью механизма управления, отдельно размещенного в МКП, путем перемещения находящейся в салоне кулисы в положение, соответствующее выбранной передаче.

Любая МКП - шестеренный механизм, предназначенный для согласования скоростей вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес автомобиля в соответствии с условиями движения


Исправная МКП не шумит, поэтому появление любого постороннего шума со стороны МКП следует воспринимать как сигнал для консультации со специалистами по трансмиссиям


Детали коробки нуждаются в смазке, которая обычно осуществляется окунанием каких-то деталей в масло, заправленное в картер, и его разбрызгиванием на другие детали. Для предотвращения утечки масла и попадания в картер грязи и влаги извне предназначены сальники. С них и перейдем от теории к практике, поскольку уплотнения не вечны. Как долго они остаются герметичными, определяется главным образом пробегом, но и их можно досрочно отправить в утиль, если МКП регулярно эксплуатируется с перегревом. Масло в коробке не только смазка, но и охлаждающая жидкость, и при его низком уровне температурные нагрузки возрастают. Признаки утечки - следы масла под машиной, оставленной на стоянке, повышенный шум при работе МКП, особенно на пятой и шестой при ее наличии передачах.

Одна из причин выхода подшипников из строя - разрушение сепаратора


Подшипники
Шариковые и роликовые подшипники, будучи опорами валов, воспринимают нагрузки, возникающие при работе зубчатых передач. На игольчатые подшипники посажены шестерни, которым при выключенной передаче необходимо свободно вращаться. Главный враг - механический износ и питтинг тел и дорожек качения. Способствует износу недостаточная смазка, а также коррозия, которая инициируется влагой, оказавшейся внутри коробки. А попадает влага внутрь вместе с воздухом через сапун, после чего конденсируется и постепенно


Павел ЖУРКО, СТО "ЛеМан":
- На автомобилях с пробегом свыше 100 тысяч километров менять масло в МКП желательно через каждые 30 тысяч. Основные ошибки при замене масла - недолив, перелив и неправильный выбор масла. И ни в коем случае не нужно полагаться на форумы в Интернете и мнение продавцов на рынке, какое масло и сколько заливать в коробку. Верить можно только инструкции к автомобилю. Могу сказать, что масло 80w90 в современных МКП практически не используют, а 75w90, 75w80 и 75w85 не являются взаимозаменяемыми - возможны проблемы с включением передач и шум. В некоторых МКП применяют ATF, и замена его на другие, даже более дорогие, масла не только не имеет смысла, но и вредна, а 80w90 "убьет" эту коробку в первую же зиму.

Судя по количеству синхронизаторов, подготовленных для отправки в утиль, деталь эта беспокойная

примешивается к маслу, вместе с продуктами износа ухудшая его качество. Еще одна причина выхода подшипников из строя - разрушение сепаратора. Особенно подвержены разрушению пластмассовые сепараторы, которые могут элементарно расплавиться под действием высоких температур. Внешний признак неисправности одного или нескольких подшипников - шум, гул, вой.

Шестерни
Для зубьев шестеренных передач основная проблема - давление в зоне контакта зубьев. Пока оно не превышает норму, зубья подвергаются лишь медленному естественному износу, однако по мере износа нагрузка постепенно увеличивается. Другая причина ненормированных нагрузок - человеческий фактор. Например, из-за преждевременного переключения на более высокую передачу, что, как полагают многие водители, позволяет экономить топливо, существенно сокращается срок службы шестерен, прежде всего пятой и шестой передач. Негативно действует на шестерни, как, впрочем, и на другие детали МКП, активное вождение, когда передачи переключаются резко, педаль "газа" столь же резко выжимается в пол, а затем полностью бросается, и все это выполняется еще и при неполном выжиме сцепления. Для шестерен задней передачи имеет значение, чтобы до включения заднего хода автомобиль полностью остановился.

Механизм синхронизации - зубчатая муфта с блокирующими кольцами, благодаря которым выравниваются угловые скорости вала и шестерни, после чего передачу можно включить без затруднений

Третья причина - подшипники. Когда они изношены, шестерни входят в зацепление не как того требует геометрия эвольвентных зацеплений, а как получится, что дополнительно нагружает зубья. Это требует менять подшипники своевременно, при первых проявлениях их неисправности.
И, конечно, важна качественная и достаточная смазка. В некоторых моделях МКП отдельные шестерни размещены неудачно и, смазываемые разбрызгиванием, при низком уровне масла в картере обречены на масляное голодание. Признак проблем с шестернями - шум и хруст, сопровождающий работу коробки на соответствующих передачах, или отсутствие передачи.

Синхронизаторы

Легкое и безударное переключение передач обеспечивают механизмы синхронизации. Это зубчатые муфты с блокирующими кольцами, благодаря которым выравниваются угловые скорости шестерни включаемой передачи и вала, после чего передачу можно включить без затруднений. Проблемы с включением той или иной передачи, хруст при включении - признаки неисправности соответствующего синхронизатора. Работа синхронизаторов основана на трении, а где трение, там и износ. Поэтому выход синхронизаторов из строя лишь вопрос времени, и, чтобы его не сократить, требуется качественная смазка и исправное сцепление. Несвоевременная замена изношенных синхронизаторов ведет к повреждению зубьев и шлицев на муфтах.

Разрушение шестерен в МКП Peugeot Boxer

Кроме указанных неисправностей, являющихся типичными для любых МКП, случаются и другие неприятные сюрпризы - например, поломки шестерен по причине попадания между ними фрагментов разрушившегося подшипника или трещины, проделанные в корпусе одним из валов вследствие разрушения опоры. Однако поскольку это следствия, подробно рассматривать их не будем. Существуют также вопросы, относящиеся к механизму управления коробкой, главной передаче и дифференциалу, которые в переднеприводных автомобилях можно рассматривать как составную часть МКП, но эти узлы, будучи отдельными частями в составе МКП, требуют и отдельного рассмотрения не в рамках нынешней статьи.

Вердикт "Автобизнеса"
Исправная МКП не шумит, поэтому появление любого постороннего шума со стороны МКП следует воспринимать как сигнал для консультации со специалистами по трансмиссиям. А учитывая, что большинство проблем связано с количеством и качеством масла, необходимо, во-первых, следить за отсутствием течей, во-вторых, периодически менять масло в МКП. Пусть производители уверяют, что в современных МКП масло залито на весь срок службы, однако еще ни один производитель так и не смог внятно объяснить, какой именно километраж подразумевается под сроком службы.

Шестерни вторичного вала. Сепаратор игольчатого подшипника, позволяющего шестерням вращаться свободно при выключенной передаче, выполнен из пластмассы


Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.

Благодарим СТО "ЛеМан" за консультации и помощь в организации фотосъемки.


Просмотров: 13712    Рейтинг: 78

ВАША ОЦЕНКА СТАТЬЕ:

Очень понравилось, интересно написано - 94
Текст хороший, но с автором не согласен(а) - 1
Текст не очень, но тема интересная - 14
Чуть осилил(а) - не понравились ни текст, ни тема - 1
Начал(а) читать и бросил(а) - 8
                                       


  Обсуждение статьи

Пароль:
Ваш комментарий:


       Ответственность и Правила обсуждения


 АРХИВ газеты "АВТОбизнес"


    

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Мойка-бикини: помыть или поглазеть?
Мойка-бикини: помыть или поглазеть? 19105 просмотров 23.07.2014
Great Wall Haval M4: что растет быстрее - цена или качество?
Great Wall Haval M4: что растет быстрее - цена или качество? 14383 просмотров 22.07.2014
Антифризы: для чего нужны, какие бывают и какой купить
Антифризы: для чего нужны, какие бывают и какой купить 14408 просмотров 21.07.2014
"Главный неприятный момент, с которым довелось столкнуться, - рулевая рейка". Мнение владельца Opel Zafira
"Главный неприятный момент, с которым довелось столкнуться, - рулевая рейка". Мнение владельца Opel Zafira 16470 просмотров 20.07.2014
ДНК 90-х: Polo Sedan как напоминание о VW Bora
ДНК 90-х: Polo Sedan как напоминание о VW Bora 12860 просмотров 19.07.2014
"Современная и надежная машина, только кабина немного тесная". Мнение водителя седельного тягача Volvo FH 420
"Современная и надежная машина, только кабина немного тесная". Мнение водителя седельного тягача Volvo FH 420 11089 просмотров 18.07.2014
Камера фотофиксации сошла с ума и "стреляла" не в ту сторону (обновлено)
Камера фотофиксации сошла с ума и "стреляла" не в ту сторону (обновлено) 33673 просмотров 17.07.2014
AdBlue уже в "легковушках": чего не хватало дизелистам для полного счастья
AdBlue уже в "легковушках": чего не хватало дизелистам для полного счастья 21045 просмотров 16.07.2014
Сколько белорусов летом ездит на зимних шинах?
Сколько белорусов летом ездит на зимних шинах? 22813 просмотров 15.07.2014
Трехцилиндровая братия: ищем недорогую микролитражку на авторынке "Ждановичи"
Трехцилиндровая братия: ищем недорогую микролитражку на авторынке "Ждановичи" 23425 просмотров 14.07.2014
Лови волну и… гидроудар. Фоторепортаж с проблемного перекрестка в Минске
Лови волну и… гидроудар. Фоторепортаж с проблемного перекрестка в Минске 26337 просмотров 13.07.2014
Кандидаты в "проходные" моторы: трехцилиндровый downsizing под капотом!
Кандидаты в "проходные" моторы: трехцилиндровый downsizing под капотом! 12117 просмотров 12.07.2014
Все права защищены и охраняются законом
Любое скачивание информации запрещено

Правила перепечатки

© ООО "Бонусторг" УНП 101505322
© ЗАО “Аварийный сервис для автолюбителей”
УНП 100993744
Пополнение баланса на сайте:
Поддержка сервера: Support.by
Дизайн: Astronim