Газета "АВТОБИЗНЕС" - №47 (804) 24 ноября 2011
Весь номер АБw      Актуально
 
ЗАПЧАСТИ: КАК ВЕРНУТЬ ПО ГАРАНТИИ?


Все мы покупаем запчасти, но иногда их приходится возвращать. Как это сделать?

- Один раз приехал человек менять сцепление, мы сняли коробку, корзину и понимаем, что деталь не подходит, - рассказывает Сергей КУРОЧКИН, мастер СТО на АЗС "Володьки", что в Минской области. - Что делать? Клиент клянется, что ему подбирали все по каталогам, но запчасть не походит. Словил "попутку", поехал в Минск, возвращается: не принимают деталь обратно, просят какую-то записку о том, что мы не смогли установить деталь, и копию сертификата СТО. Мы все это сделали, человек опять обратно полетел - машина все это время висит на подъемнике, - но в этот раз он взял с собой снятую деталь. В итоге привез, установили, но все потеряли кучу времени. И такое бывает очень часто...

"И кому я теперь это продам?"
- Был у меня случай, - рассказывает Иван МОСИН, житель Орши. - Заказал как-то раз в нашем местном автомагазине поршневые кольца на Ford Escort, а они чуток не подошли. Принять обратно отказались, продавец так и сказал: "И кому я теперь это продам?" "Бучу" поднимать не стал, решил проблему подпиливанием на "наждаке", благо запас размера был. В целом же на вопрос о гарантии на запчасть часто отвечают: распространяется в случае установки на сертифицированной СТО с подтверждающей бумажкой. Лично я не могу позволить себе такую роскошь, делаю либо сам, либо с помощью гаражных СТО. Может, на это и расчет продавцов?..
- Сталкивался с таким сам, друзья сталкивались, - отмечает житель Клецка Сергей ИВАНЕЙЧИК. - Как ни странно, основная "отмазка" - это то, что данную запчасть спрашивают в магазине максимум раз в год, следовательно, реализовать возвращенную деталь трудно. А ты, раз ты ее все-таки купил, делай с ней что хочешь! Теперь при покупке любой запчасти, новой или б/у, обязательно договариваюсь с продавцом о возможности возврата. В таких случаях хоть и неохотно, но принимают...
Ситуация, когда каждая сторона защищает свои интересы, традиционна. Но конкретно в этом случае, когда продавец отказывается принимать обратно неподошедшую деталь, очень хочется узнать, на чьей стороне все-таки правда.

Возврат возврату рознь
Сейчас большинство автомагазинов перешло в режим торговли запчастями по предварительному заказу. Это успели понять многие автолюбители. Теперь зачастую за банальным масляным фильтром даже в большой магазин ехать без предварительного звонка не стоит. Так продавцы страхуют себя от заполнения складских полок неходовым товаром, цена на который меняется вслед за курсом доллара. Когда покупатель возвращает деталь, магазин в определенный срок должен вернуть ее поставщику, ведь любая залежалая и вовремя не возвращенная оптовому поставщику запчасть - это потерянные деньги. Но нужно понимать, что возврат возврату рознь.
- Автомагазин - это не прокатное бюро, - говорит Павел, продавец автозапчастей. - Распространение гарантии только в случае установки на сертифицированной СТО - это мера, призванная оградить продавцов от потребительского экстремизма. Нередко бывает, что человек приезжает за чем-то, например, после электронной диагностики в гараже у дяди Пети. Ему сказали: наверное, у вас сломалось это. Человек покупает деталь, ему устанавливают. И оказывается, что после замены ничего не изменилось, а проблема в другом. Диагностика не показывает механические повреждения, а электронно-механические узлы дорогие, на определенные автомобили заказывают две штуки в год. И когда человек приходит возвращать деталь только потому, что она ему не понадобилась, мы ему говорим: мол, извините, вам продали то, что вы просили, а то, что проблема оказалась в другом, так это не продавец виноват, а дядя Петя. Конечно, не всегда все так категорично. Если деталь не потеряла товарный вид, ее в большинстве случаев без вопросов заберут обратно. Потом автомагазин вернет ее поставщику, главное, чтобы это все укладывалось в сроки, отведенные для возврата. Но ведь бывает, что приносят запчасти со следами установки, то есть человек понимал, что деталь не подходит, но все равно пытался ее поставить. А когда осознал, что никак, понес сдавать. Вот почему продавец и требует бумагу с СТО с подтверждением того факта, что запчасть устанавливалась именно там, как и предусматривают условия гарантии. Нормальные специалисты на нормальной СТО не будут "впихивать невпихиваемое" - они достанут деталь из упаковки и первым делом попытаются на вид определить, идентична ли новая запчасть старой. Иногда для этого не требуется даже разрывать упаковку...

Все логично
Помимо требований к состоянию возвращаемой детали, ее виду и целостности упаковки есть еще и временные условия. По Закону о защите прав потребителей купленная запчасть может быть возвращена в течение 14 дней после покупки при наличии чека. Считается, что этого времени покупателю достаточно, чтобы проверить потребительские качества товара, а продавцу в случае возврата - вернуть товар фирме-поставщику, так как их взаимоотношения также регламентированы сроками. Одни оптовики принимают возврат в течение месяца, другие - в течение двух недель, по истечении которых добавляется нарастающий процент. Поэтому, если сошел гарантийный срок, продавец может запросто отказать покупателю в возврате, даже если не вскрывалась заводская упаковка детали.
Что касается нарушения целостности упаковки, то многие торговцы также предупреждают покупателя об этом условии гарантии, но выполнить его не всегда возможно.


Лучше всего покупать новую запчасть, имея на руках старую, прихватив с собой техпаспорт на автомобиль и переписав номер двигателя


- Потребитель имеет право убедиться, что он покупает то, что ему нужно, - комментирует Сергей ЗАИКИН, эксперт в сфере защиты прав потребителей. - С этой позиции покупатель вполне правомерно может открыть коробку и даже раскрыть целлофановую упаковку. Но сделать это можно по-разному. Однажды лично у меня была проблема с возвратом лишь потому, что механик на станции вскрывал коробку испачканными в отработанном масле руками. Просто нужно понимать: чем аккуратнее будет возвращаемая деталь и ее упаковка, тем больше шансов, что вы разойдетесь с продавцом "полюбовно". Ведь ему нужно ее продать кому-то другому. А вы согласились бы купить новую деталь в порванной или испачканной коробке? Первым делом у вас возникло бы подозрение: а все ли с ней нормально? Как правило, на легальных автосервисах условия гарантии чтут, поэтому обходятся с запчастями аккуратно, чтобы клиент мог в случае чего их вернуть. А вот в гаражах и "по знакомству" может быть что угодно. Поэтому условия гарантии в части того, что деталь может быть возвращена только в том случае, если вердикт о ее несоответствии был вынесен специалистом сертифицированной СТО, вполне законны. Этим продавцы автозапчастей также ограждают себя от претензий со стороны покупателя в случае поломки или аварии. Если он устанавливал эту деталь невесть где и непонятно как, то и гарантии, что она прослужит отведенный срок, нет. Все логично...

Мне сказали - я купил
Вроде бы ситуация понятна. Но, с другой стороны, получается, что покупателю навязывают необходимость ремонтироваться только на сервисной станции. Это как если бы обувной магазин принимал обратно обувь исключительно при условии, что она носилась только в тот сезон, для которого предназначена. А ведь не всегда проблемы возникают непосредственно во время ремонта. Не так уж редко случается, что ошибается продавец, подбирает не ту деталь. И тут нет разницы, в гараже ты это обнаружишь или на сертифицированной СТО. Что делать в этом случае?
- Такое бывало не раз и на нашей СТО, - говорит Сергей Курочкин. - Клиент возмущается: мол, как так, подбирали же все по каталогам?! А мы снимаем ему старую запчасть, кладем рядом с новой, и он сам видит, что деталь не та. У меня лично была такая проблема с подбором ремня ГРМ. Звонил по магазинам, узнавал, что почем. Где-то спрашивали только объем двигателя и год машины, а где-то дотошно узнавали, сколько зубов на ремне. Не всегда в каталогах есть полная исчерпывающая информация, а иногда там встречаются ошибки. Поэтому лучше всего покупать новую запчасть, имея на руках старую, а если нужно, то и прихватив с собой техпаспорт на автомобиль, переписав номер двигателя...
- Если запчасть была неправильно подобрана продавцом, то автомагазин обязан заменить ее на ту, которая нужна, - утверждает Павел. - Это ошибка работника магазина, а покупатель - лицо, не имеющее специальных знаний и образования. В таком случае деталь обменяют без разговоров или вернут деньги...
Так и хочется добавить: но никто не компенсирует потраченное время и затраты на поездки. А если ремонт производится за много километров от торговой точки? Ошибка продавца может дорого обойтись покупателю, но это условиями гарантии, к сожалению, не оговорено.
В части неточности диагностики дяди Пети тоже не все ясно. Даже в медицине диагностика не всегда выявляет истинную причину заболевания, но это не значит, что врач не назначает лечение. Не факт, что на сертифицированной СТО с ходу установят "причину заболевания" и точно скажут, какая деталь или узел нуждается в замене. Хозяин машины в этом случае оказывается человеком подневольным: мне сказали - я купил. "Профилактическая" замена деталей сейчас дорогое удовольствие. Понятно, что и автомагазин в этой ситуации, как выразился Павел, не бюро проката. Но к консенсусу нужно стремиться в любом случае.

Вердикт "Автобизнеса"
Для решения споров в части гарантийного возврата запасных частей есть Книга жалоб и предложений. Но, как правило, до этой стадии спора доходят единичные конфликты.
Помимо своих потребительских прав покупателям было бы неплохо ознакомиться и с условиями гарантии, под которыми они автоматически подписываются, получая на руки чек после покупки. В конце концов, можно спросить у продавца, примет ли он товар обратно в случае чего. Но даже при согласии на словах важно помнить об основных гарантийных моментах:
- придерживайтесь отведенного срока возврата (как правило, это 14 дней с момента покупки);
- сохраняйте кассовый чек;
- по возможности не нарушайте целостность упаковки, а если это невозможно, открывайте коробку максимально аккуратно, чтобы не испортить товарный вид;
- возвращаемая деталь должна быть без следов установки, а уж тем более неподпиленной, неподточенной и т.д.
В общем же, тенденция привязать покупателя к СТО понятна: так в случае чего проще решить конфликт и "найти крайнего". Беда в том, что белорусы не "доросли" до такой системы взаимоотношений в финансовом плане.

Елена ШЕМЕТ,
фото Глеба МАЛОФЕЕВА.





Просмотров: 7233    Рейтинг: 19

ВАША ОЦЕНКА СТАТЬЕ:

Очень понравилось, интересно написано - 21
Текст хороший, но с автором не согласен(а) - 2
Текст не очень, но тема интересная - 2
Чуть осилил(а) - не понравились ни текст, ни тема - 1
Начал(а) читать и бросил(а) - 0
                                       




 АРХИВ газеты "АВТОбизнес"


    

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Российская сборка: "эффект плацебо", или она действительно хуже европейской?
Российская сборка: 33607 просмотров 26 марта
Антикоррозийная обработка своими руками: ржавчина, давай, до свиданья!
Антикоррозийная обработка своими руками: ржавчина, давай, до свиданья! 31872 просмотров 27 марта
Электрика "французов": отремонтировать и не разориться
Электрика 20138 просмотров 28 марта
Дегустируем новый Renault Sandero Stepway в белорусских реалиях
Дегустируем новый Renault Sandero Stepway в белорусских реалиях 18309 просмотров 30 марта
"Начальник ГАИ сказал, что этого достаточно, чтобы привлечь меня к ответственности". История читательницы, не согласной с решением ГАИ
18007 просмотров 30 марта
Спасибо человеку! Счастливый финал истории про утильсбор в 48 миллионов за машину на белорусских "номерах"
Спасибо человеку! Счастливый финал истории про утильсбор в 48 миллионов за машину на белорусских 17216 просмотров 27 марта
Когда конкурентов нет… Мнение владельца Suzuki Jimny
Когда конкурентов нет… Мнение владельца Suzuki Jimny 16453 просмотров 29 марта
Проверка abw.by. Автохлам во дворах: реальная проблема или тема для спекуляций?
Проверка abw.by. Автохлам во дворах: реальная проблема или тема для спекуляций? 13082 просмотров 27 марта
Дело о неисправных тормозах, или История одного ДТП, в котором погиб четырехлетний мальчик
Дело о неисправных тормозах, или История одного ДТП, в котором погиб четырехлетний мальчик 11711 просмотров 26 марта
"Наш вопрос Степанову: почему он не обращается в суд?" Комментарий "объединившихся" перевозчиков Витебска
9260 просмотров 26 марта
Фоторепортаж. В Минске прошел первый слет белорусских владельцев электромобилей
Фоторепортаж. В Минске прошел первый слет белорусских владельцев электромобилей 8406 просмотров 30 марта
Регулировка тепловых зазоров клапанов на моторах Ford: не все так просто!
Регулировка тепловых зазоров клапанов на моторах Ford: не все так просто! 8155 просмотров 29 марта
Под Брестом автомобиль перевернулся в канаву - погибло три человека (обновлено)
Под Брестом автомобиль перевернулся в канаву - погибло три человека (обновлено) 7416 просмотров 29 марта
ГАЗ на воздушной подушке: для кого, для чего?
ГАЗ на воздушной подушке: для кого, для чего? 7195 просмотров 29 марта
Что делать, если дилер не слышит или не хочет слышать шум в моторе?
Что делать, если дилер не слышит или не хочет слышать шум в моторе? 7193 просмотров 28 марта
Шпионские хроники: пикап Fiat, новый универсал Skoda Superb, Mercedes S-класса без крыши и кроссовер Tesla
Шпионские хроники: пикап Fiat, новый универсал Skoda Superb, Mercedes S-класса без крыши и кроссовер Tesla 6918 просмотров 29 марта
Финансовая милиция "накрыла" бизнес сморгонского перегонщика - ввозимые из Литвы автомобили он оформлял на родственников и знакомых
Финансовая милиция 5835 просмотров 27 марта
БЕЛАЗ-78250 - монстр среди погрузчиков!
БЕЛАЗ-78250 - монстр среди погрузчиков! 5395 просмотров 29 марта
Все права защищены и охраняются законом
Любое скачивание информации запрещено

Правила перепечатки

© ООО "Бонусторг" УНП 101505322
© ЗАО “Аварийный сервис для автолюбителей”
УНП 100993744
Пополнение баланса на сайте:
Поддержка сервера: Support.by