Количество заявок на международные автомобильные грузоперевозки серьезно растет, особенно сильно – импортных. По сравнению с первым кварталом прошлого года число заявок на импортные перевозки увеличилось на 99%, цены подросли на 7%. Тенденцию определяет Россия: спрос на перевозки из РФ в Беларусь вырос на 100%, цены на 8%.

«Основная причина такого роста грузоперевозок в том, что логистические маршруты перестраиваются из-за сложностей с поставками через границу с ЕС, часть новых грузов может ехать в Беларусь, например, морем через Ленинградскую область», – отмечает директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

Высокую динамику по росту количества заявок в импортных перевозках показывает и Казахстан. В первом квартале 2024 года на этом направлении спрос вырос на 139% по сравнению с первым кварталом прошлого года. На 56% выросло и количество размещенных на ATI.SU заявок на перевозки из Турции в Беларусь.

«Через Казахстан пролегает много транзитных маршрутов, в том числе из Китая. Турция же еще в прошлом году стала одним из основных торгово-экономических партнеров Беларуси, и грузопоток из этой страны продолжает расти. Это свидетельствует и о том, что с помощью этих стран компенсируется потеря европейских грузов», – говорит Татьяна Солдатенко.

В спросе на экспортные перевозки рост отмечается более плавный. Количество заявок на перевозки из Беларуси в другие страны в первом квартале 2024-го, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличилось на 20%. Но ставки здесь подросли более существенно, чем в импорте, – на 26%. Тенденции также задает Россия: в этом направлении количество заявок увеличилось на 18%, ставки выросли на 25%. Неплохой рост по заявкам на грузоперевозки продемонстрировали Казахстан (+40%) и Узбекистан (+34%). А вот Армения и Грузия показали небольшое снижение.

Неожиданным оказался рост спроса на перевозки с Польшей. Причем в обе стороны. Из Польши, по сравнению с январем – мартом 2023 года, количество заявок на перевозки увеличилось на 55%, ставки выросли на 62%. Рост заявок на перевозки в Польшу составил 343%, ставки же выросли на 48%.

«Возможно, так внушительно динамика выглядит на фоне резкого падения перевозок с Польшей в 2022–2023 годах. Но, судя по всему, мы уже можем говорить о попытках снова наладить поставки с этой страной. Этому мог способствовать и тот факт, что в январе – марте ухудшилась и ситуация на границе с Литвой и Латвией: закрылись очередные пункты пропуска, а досмотры и условия пересечения границы для фур ужесточились вплоть до того, что их массово разворачивали. И если в последние два года мы наблюдали, как польский грузопоток распределяется между Литвой и Латвией, то теперь перевозчики снова возвращаются на прежний маршрут, несмотря на существенный рост цен», – считает Татьяна Солдатенко.

На внутреннем рынке Беларуси в январе – марте 2024 года тоже отмечается рост – на 71%. Однако, учитывая то, что ставки здесь снизились на 7%, это скорее говорит о развитии самой Биржи в стране и увеличении числа ее пользователей.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!