Для этого на протяжении последних десятилетий государство и различные общественные объедения прилагали огромные усилия. Всё для того, чтобы люди с ограниченными возможностями также могли получить права или купить машину. Но так было не всегда.

Транспорт для инвалидов в СССР

Сразу после окончания Великой Отечественной войны у солдат, которые получили на поле боя серьезные травмы, не было даже инвалидных колясок. В то время Советская промышленность могла предложить им разве что костыли. Поэтому ветеранам войны приходилось передвигаться на самодельном четырехугольном деревянном ящике с колесиками-подшипниками. При этом отталкиваться надо было деревянными колодками.

На этом фоне в СССР остро встал вопрос о создании мотоколясок для инвалидов. Решить эту проблему поручили Киевскому мотоциклетному заводу. И уже в 1947 году появился трицикл К-1В, созданный на базе мотоцикла «Киевлянин». Управление было достаточно простое и осуществлялось посредством длинного рычага, который был прикреплен к вилке вместо привычного для нас руля. При этом ожидать какой-либо мощности от двигателя не стоило: 2,3 л.с. хватало, разве что, съездить в магазин. И то по ровной дороге.

Спустя еще 5 лет, в 1952 году появился первый трехколесный автомобиль с закрытым кузовом. Это С-1л или, по-народному, «инвалидка». Главное преимущество этой машины – защита от непогоды и относительный комфорт. Тут и металлический кузов, и двери, и складная брезентовая крыша. При этом в салоне отсутствовало отопление, а от треска двигателя и вовсе закладывало уши. Его мощности едва хватало на то, чтобы почти 300-килограммовая машина вообще поехала. Скорость не превышала и 30 км/ч, и даже после модернизации и установки нового, более мощного двигателя, скорость достигала лишь 55 км/ч.

Нельзя не вспомнить и двухместный малолитражный ГАЗ-18 с ручным управлением, созданный в 1958 году Горьковским автомобильным заводом специально для инвалидов. Несмотря на прорыв, ГАЗ-18 так и не шел в серийное производство, которое на тот момент могло сильно ударить по кошельку СССР.

Но советские инженеры не растерялись и в том же 1958 году представили миру первую классическую «инвалидку» – С3А. Правда свою популярность машина обрела за счет критики и смешков. С первых лет производства С3А автомобилем-то и не считали. И выдавали на нее номера, предназначенные для мотоциклов. Затем «инвалидка» стала центральным героем многих советских анекдотов и даже снялась в фильме Леонида Гайдая «Операция Ы», что только усилило комичность этой машины. При всем этом С3А можно назвать хорошим результатом. Там было ручное управление, а за счет компактной подвески и отсутствия мотора спереди за рулем могли сидеть люди, у которых не сгибались ноги. Еще один важный плюс – инвалид мог получить С3А совершенно бесплатно. За их распространение тогда отвечали советские органы соцобеспечения.

Но все-таки больше ее других запомнилась мотоколяска С3Д, на которую в 1970 году и пересаживали всех инвалидов. Несмотря на непривлекательный вид за счет угловато-рубленного кузова, в самом салоне машины стало комфортнее. В первую очередь за счет отопителя. Но скорость все еще оставляла желать лучшего и не превышала 70 км/ч.

Интересно, что в Европейских странах в послевоенные годы серийным производством транспорта для инвалидов не занимались, тем более никто не занимался бесплатной раздачей. Там существовала другая практика: человек с ограниченными возможностями должен был сам купить машину и затем переоборудовать ее на ручное управление.

А как дела обстоят сейчас?

После того как в 1997 году последний С3Д покинул завод, на постсоветском пространстве инвалидам начали выдавать автомобиль «Ока» или «Таврия». Об этом нам рассказал председатель центрального совета Общественного объединения «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» Евгений Шевко.

– Сейчас такой практики нет, но раньше люди с инвалидностью могли получить от государства машину «Ока» или «Таврия», заплатив 20% от ее стоимости. Если это инвалид войны, то авто выдавалось и вовсе бесплатно. Был и другой вариант. Можно было отказаться от предложенных моделей и забрать 80% от стоимости. Эти деньги перечислялись на счет, и затем человек мог взять любую машину. Кто-то докладывал и покупал, например, иномарку. Но такая возможность была примерно до середины 2000-х. Потом эту льготу отменили. Параллельно в то время инвалидам, которые получали такие автомобили, еще выдавались купоны на 50 литров бензина в месяц. То есть заправка была по сниженной цене. Но впоследствии и эта льгота была отменена.

При этом на данный момент в Беларуси для инвалидов действует сразу несколько льгот: отсутствие транспортного налога, сниженная стоимость техпаспорта и льготная растаможка. Согласно Указу Президента №140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов», инвалидам I и II групп при растаможке предоставляется скидка 50%. В этом же указе определен и перечень транспортных средств, которые можно ввести для личного пользования. Это легковые автомобили, квадроциклы, мотоциклы, моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, и прицепы. Но полноценного производства автомобилей для инвалидов с ручным управлением в Беларуси все-таки нет.

– У нас есть другая практика: человек с инвалидностью покупает обычный автомобиль и затем устанавливает на него ручное управление. Этим занимаются несколько частных организаций. Причем одна из фирм принадлежит инвалиду-колясочнику. Есть и другой вариант: можно привезти машину уже с ручным управлением из-за границы. Но этот путь не особо популярен из-за высокой стоимости. Как правило, купить машину и затем ее переделать намного дешевле, чем везти готовую. Проще купить обычный автомобиль и уже здесь, на месте, переделать, условно, за $300–400. Такие машины обязаны пройти экспертизу. Для этого под Минском есть специальный полигон.

Речь про «Республиканский полигон для испытаний мобильных машин» Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси. Если коротко, то там специалисты оценивают, насколько авто соответствует требованиям технических регламентов. Затем выдается справка о том, что транспортное средство переоборудовано на ручное управление.

– После прохождения экспертизы нужно обратиться в ГАИ и поменять техпаспорт, чтобы в нем появилась отметка о ручном управлении. Одно из обязательных требований – в машине должна быть автоматическая коробка передач, хотя раньше инвалид мог ездить и на «механике». Это что касается личного управления. Еще есть автомобили для перевозки инвалидов. Но это чаще делается по заказу социальных служб, а не самих инвалидов. Например, под Минском есть фирма, которая берет «Газели» и устанавливает туда электроподъемники.

Относительно недавно такое производство появилось и в Бресте. По заказу Министерства труда и соцзащиты выпускать специальные микроавтобусы для социальной службы начало ОАО «Брестмаш». По словам директора предприятия Алексея Бражука, спецавтомобиль изготовлен на базе микроавтобуса МАЗ и является многоцелевым: одновременно в нем можно перевозить двух инвалидов в колясках и еще 6 пассажиров. Также в 2023 году ОАО «Брестмаш» собрал 39 специальных автомобилей на базе Lada Granta для 23 территориальных центров и 16 домов-интернатов.

Но, возвращаясь к личному управлению, Евгений Шевко рассказал нам о всех сложностях, с которыми сегодня приходится сталкиваться человеку с инвалидностью, чтобы водить машину.

– Водительские права для инвалидов в целом дороже. Во-первых, за счет самого обучения. В Беларуси не так много автошкол, где могут учиться люди с ограниченными возможностями. Это и с точки зрения безбарьерной среды, которая мало где есть, и с точки зрения того, что для обучения инвалидов нужно иметь специальный автомобиль. В Минске есть всего две такие автошколы. Одна от компании, которая как раз и занимается установкой ручного управления. А вторая – это ДОСААФ. Причем ДОСААФ может передавать свою машину и в другие филиалы не только в Минске. Но есть условие, что обучение в такой группе должны проходить минимум 5 человек. Другой нюанс – эти автошколы нужно посещать. И если инвалид не из Минска, то, помимо оплаты самого обучения, нужно еще заплатить за дорожные расходы и аренду жилья. Поэтому для инвалидов получение водительского удостоверения – процесс небыстрый и дорогой.

Отличия и сложности есть и в моменте получения «прав». Самое главное – существует утвержденный перечень заболеваний, при которых нельзя водить автомобиль.

– Мы не совсем с этим перечнем согласны и уже много лет спорим с Минздравом на эту тему. Потому что и на наш взгляд, и с учетом мирового опыта, на сегодняшний день существует довольно много автомобильных приспособлений, которые упрощают вождение. Соответственно, некоторые заболевания из этого списка уже давно не являются противопоказаниями. При этом во многих странах Европы и в США этот перечень существенно короче. Второй момент – медицинская справка. Здоровому человеку она дается на 5 лет. В то время как человеку с инвалидностью только на год. То есть если мы умножим сумму на 5 лет – то для инвалида справка становится в 5 раз дороже. Еще сложнее находиться в этой «круговерти» и постоянно контролировать, когда закончится ее срок действия.

К неприятным нюансам Евгений Шевко относит и саму экспертизу на полигоне, ведь она тоже платная.

– Процедура подтверждения ручного управления условно стоит не дорого. Но здесь нужно смотреть на картину в целом. Сначала инвалид оплачивает экспертизу, затем в ГАИ платит за замену техпаспорта. Если человек из Минска, доехать до полигона не проблема. Но для иногородних сюда, как и с автошколой, добавляются дорожные расходы и, возможно, аренда квартиры. А если потом человек захочет продать автомобиль не инвалиду, то процесс повторяется. Сначала нужно избавиться от ручного управления и затем опять везти автомобиль на полигон. Там оплатить экспертизу для того, чтобы вам подтвердили отсутствие ручного управления. После этого вновь менять техпаспорт в ГАИ.

Но даже при всех этих сложностях многие люди с инвалидностью в нашей стране стремятся получить «права».

– В наши дни без автомобиля довольно сложно. Особенно это актуально для тех, кто прикован к коляске. Для этой категории инвалидов практически невозможно представить себе нормальную жизнь без машины. Ведь если человек на ногах, он может добраться куда-то на метро, на такси или даже пешком – вариантов много. А вот если ты на коляске, то во дворе должен стоять свой «конь».

Личный опыт водителя с инвалидностью

Иван (имя изменено) сдал на права еще в 2018 году. Учился в могилевском ДОСААФ и само обучение сложным не назвал. Разве что машина тогда была старая – ВАЗовская «семерка». А еще сам класс находился на втором этаже – для инвалида-колясочника это было настоящим препятствием.

– После получения прав я ездил на каршеринге. Хотя это вряд-ли разрешено. Затем в Сморгони купил старенькую машину и переоборудовал ее своими силами. Это тоже не по закону. Но когда у тебя автомобиль за $1200, а палка, которая нажимает 2 педали стоит 400$ – поневоле задумаешься: а нужно ли? К тому же нет ни одной государственной организации, которая занимается переоборудованием машин на ручное управление.

По словам Ивана, такая практика достаточно распространена. Многие люди даже заказывают необходимые детали на AliExpress, а затем сами все устанавливают. Народная схема есть и для прохождения техосмотра: ручное управление снимается, а за руль садится здоровый человек.

– У меня техпаспорт обычной машины. Да и проверку на полигоне я не проходил. За все время никаких проблем не было, и справку никто не требовал. Мне кажется, что даже ни один гаишник не знает, как выглядит сертифицированное ручное управление. Да и так много кто ездит.

В целом из проблем Иван назвал два момента. Первый – медсправка, которая дается на 1 год. А еще – парковка.

– Я работаю в торговом центре. И из 8 парковочных мест для инвалидов – ни одного свободного. А иногда еще и подпереть могут. Мне не принципиально где припарковаться. Но для того чтобы самому достать коляску и пересесть, нужно полностью открыть дверь. На обычных местах это сделать проблемно. А в центре города парковочные места для инвалидов часто занимают машины премиум-класса, водители которых кидают на лобовое стекло распечатанный значок. И вот он уже инвалид. Хотя начинаешь разговаривать с ними – инвалидов у них нет.

Несмотря на определенное провисание в автомобильной сфере, которое, надеемся, со временем смогут устранить, на сегодняшний момент в Беларуси очень многое делается для социальной сферы в целом и инвалидов в частности. Благодаря работе Министерства труда и социальной защиты, обществ инвалидов и других социальных учреждений, отрасль ежегодно развивается, достигая больших результатов. Сегодня в каждой области работают десятки учреждений, которые помогают людям с ограниченными возможностями не только пройти реабилитацию, но и восстановиться в дееспособности с последующим трудоустройством.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!