Последний раз подобная история была перед новогодними и рождественскими праздниками. В выходные в очереди на пересечении границы стояли до полусотни автобусов. Часть из них доходила до Варшавского шоссе – городской магистрали, ведущей в сторону Польши, чего не было уже очень давно.

Кто живет в Бресте или часто пересекает здесь границу, знают, что в последние 10–12 лет все ТС, ожидающие своей очереди на КПП, собираются на специальной площадке, непосредственно примыкающей к погранпереходу. Длинные «хвосты» очередей на Варшавке вроде бы остались в прошлом. Но все, похоже, возвращается на круги своя.

360 км за 27 часов!

– Мы простояли в общей сложности около двадцати часов, – рассказала нам Наталья, пассажирка автобуса Пинск – Вроцлав. – Приехали, понятное дело, с большим опозданием. Ведь трасса от Тересполя (приграничного городка с польской стороны) до Варшавы совсем не скоростная, с большим количеством населенных пунктов. В общей сложности дорога от Пинска до Варшавы (360 км) заняла у нас 27 часов – больше суток!

Таких, как Наталья, на самом деле много. Еще год назад считалось, что пересекать границу на автобусе быстрее, чем на машине. Теперь всё наоборот. Чем меньше людей находится в ТС, тем больше шансов пройти границу в условно ускоренном режиме. Потому многие брестчане, которые ездят в соседнюю страну часто, советуют: лучше всего от Варшавы до Тересполя ехать на поезде, а от Тересполя до Бреста – на маршрутке. Максимальное количество пассажиров в бусе – 17–18, потому он, как правило, проходит границу быстрее.

– Вся проблема в том, что наши пограничники очень долго стали проверять. У кого-то смотрят телефоны, разные вопросы возникают… Все это очень сильно тормозит процесс. Ехать сегодня в Польшу – квест еще тот, – признается брестчанин Евгений и добавляет, что ему это приходится делать по работе.

Нередко люди жалуются и на польских пограничников: те, мол, тоже не торопятся оформлять людей. Но проблема погранперехода «Брест», ранее известного как «Варшавский мост», еще и в том, что сам мост через реку Западный Буг (которая фактически служит границей между двумя странами) очень узок. Здесь всего по одной полосе движения в каждую сторону. Потому расстояние между Беларусью и Евросоюзом (около километра) автомобиль или автобус, уже прошедший контроль на одной сопредельной стороне, может преодолевать несколько часов.

Документами определено: в случае образования большой очереди на каком-то из направлений пограничные службы должны с максимальными усилиями оформлять до 1700 транспортных средств в сутки. Сегодня в среднем за сутки из пункта пропуска «Брест» в Польшу убывает 550 транспортных средств. В обоих направлениях через пропускной пункт в сутки проходит около 1000 транспортных средств. На утро понедельника только на белорусской стороне скопилось около 200 легковушек и почти 50 автобусов. Говорят, что в субботу число автобусов доходило до 65. Это абсолютный рекорд! До этого максимальное число автобусов в очереди здесь было в июле 2024 года – 26.

Кто виноват и что делать?

По версии представителей Погранкомитета Беларуси, формированию больших очередей способствует неритмичная работа польской стороны. И решение проблемы в Бресте видится в более активной работе «Тересполя». Иногда бывает так, что за час польская сторона не принимает ни одного авто из Беларуси. И таких «нулевых» часов за сутки может быть от четырех до шести, – утверждают представители ГПК Беларуси.

Впрочем, многие связывают длиннющие очереди в конце марта еще как минимум с двумя факторами: начавшимися каникулами у школьников и тем, что совсем недавно Литва закрыла еще два перехода со своей стороны: соответственно, нагрузка на «Брест– Тересполь» просто не могла не возрасти. Напомним, уже год как не работают переходы с польской стороны на Гродненщине. Таким образом, попасть из Беларуси в Польшу и обратно наземным путем можно теперь только через Брест. Предприимчивые брестчане даже предлагают услуги по стоянию в очереди для легковых авто: средняя стоимость – 150–200 рублей, но в периоды особого всплеска может доходить и до 300!

Вот еще несколько свидетельств очевидцев долгого стояния на колесах.

«Автобус Минск – Прага. Приехали на границу в 1:30 24.03. Простояли без движения до 7 утра, продвинулись примерно на три автобуса вперед и продолжили стоять колом».

«Из-за опоздания автобусов в Польшу задерживаются обратные рейсы в Беларусь. Например, выезд автобуса из Варшавы в Минск, который планировался сегодня утром, отложили до полуночи – на 15 часов».

«5:20 стали в очередь. До шлагбаума было 120 машин. В 12 прошли поляков. Далее до 18 ждали. К белорусам заехали около шести. Перед нами было 11 машин. В 22:30 заехали в красный коридор. В 1:00 нас отпустили после проверки всех вещей и рентгена. Плюс еще час ждали, пока эта машина дозаправится. Думаю, теперь понятно, почему такая очередь. Итого 20 часов. Электронная декларация не помогла».

В чатах также шутят, что в очереди на границе автобусов сейчас больше, чем осталось по всей стране… А ведь сезон отпусков еще впереди.

Обновлено. В Межрегиональной ассоциации перевозчиков поделились видео с границы.

В МАП отмечают, что прямых рейсов в Польшу через Литву не осталось. Весь транспорт поехал через пункт пропуска «Брест» на белорусско-польской границе. На выходных там одновременно скопилось до 50 автобусов. Прохождение границы порой растягивалось на сутки.

Перевозчики в этом случае не могут гарантировать пассажирам четкое соблюдение расписания, из-за задержек рейсов они теряют и деньги. Пассажиры также оказались в непростой ситуации. Сложно планировать поездки, время.

«Все на нервах. Но находятся и такие, кто пытается объехать очередь, ускорить процесс для себя. Их прозвали местной «мафией». Водители срываются, дело пару раз чуть до драк не доходило», - рассказывают перевозчики. Именно в этой ситуации всем надо проявлять максимум терпения и взаимного уважения.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!