Поселок Мухавец расположен в пяти минутах езды от Бреста. Ежедневно на работу и с работы в областной центр (он же районный) ездят десятки, если не сотни жителей агрогородка. Не все из них могут добираться на личном авто.

Мест нет – не повезу! И точка

Зачастую людям приходится пользоваться услугами общественного транспорта. А это в основном маршрутные такси – №201 и №444. Последняя маршрутка на Мухавец по будням уходит с автовокзала ровно в 20:00. В большинстве случаев она переполнена. У тех, кто садится по ходу движения (на остановках, предусмотренных в расписании), шансов уехать совсем немного. Чаще всего микроавтобус проезжает, даже не останавливаясь. А с ним – последняя надежда добраться домой.

– Хорошо, когда на остановке несколько человек. Тогда хотя бы есть возможность вызвать такси и доехать в складчину. Но бывает и так, что я стою одна, а денег на такси уже не осталось. И что мне делать? – задается вопросом Светлана, жительница агрогородка Мухавец.

Водителя можно понять. Иногда на маршруте дежурит транспортный контроль. Попавшись хотя бы раз и заплатив немалый штраф (до 160 рублей), водитель лучше перестрахуется. Своя рубашка всегда ближе, чем элементарное желание нескольких человек поскорее добраться с работы домой.

– Конечно, я бы с удовольствием брал всех желающих. В бусе 19 сидячих мест, и он у меня оборудован поручнями. Теоретически я спокойно могу взять дополнительно 5–6 человек, тем более что здесь недалеко, ехать стоя им придется не более 10–12 минут. Но закон мне запрещает это делать. Изменят закон – буду брать стоячих, – говорит Юрий.

Многие из тех, кто возит пассажиров на пригородных маршрутах полтора-два десятка лет, рассказывают, что перевозка стоя была всегда, с момента, как начали работать маршрутки. Официально она запрещена с 2018 года. Однако водители в один голос говорят, что не припомнят ни одного случая, когда именно это стало причиной ДТП или тяжелых последствий аварии для пассажиров. Тем не менее Минтранс не спешит вносить изменения в законодательство, которое отменяло бы запрет брать стоячих. По закону, действительно, нельзя: хотя бы один пассажир в салоне, который находится в вертикальном положении, может стать поводом для наказания водителя. А после страшного ДТП под Смолевичами в феврале прошлого года (тогда на месте аварии погибли 11 человек) власти резко ужесточили контроль. Теперь все маршрутки стали регулярно и довольно часто проверять на отсутствие стоячих людей в салоне. Хотя причиной той жуткой аварии стала отнюдь не переполненность транспортного средства. Что это, банальная перестраховка? Или…

Лед тронется?

Между тем власти готовы рассматривать предложения, дабы разрешить перевозки стоя в маршрутных такси при наличии поручней. Об этом заявил пару месяцев назад на одном из совещаний заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина. Чиновник обратил внимание вот на какой аспект. Сейчас перевозчики, рискуя нарваться на штраф, берут пассажиров стоя, стараясь не выдавать им билеты, чтобы невозможно было отследить потом, что в маршрутке в какой-то момент ехало больше человек, чем количество сидений. Это, по словам С.Дубины, «происходит не только у нерегулярных перевозчиков, но и у регулярных, сплошь и рядом». На январском совещании замминистра фактически поддержал предложение маршрутчиков о внесении изменений в нормативно-правовые документы.

«Давайте это обсуждать и вносить изменение в законодательство. Закон есть закон, его должны все соблюдать. Если мы с вами хотим корректировать его, давайте вносить обоснование и предложение по корректировке этого закона. А не так, что «я считаю этот закон неправильным, я его не буду соблюдать», – цитируют представителя Минтранса государственные ресурсы.

При этом речь идет исключительно о пригородных маршрутах, где количество рейсов, как правило, ограничено. Перевозчики в большинстве согласны с тем, что на городских и междугородних маршрутах норма о запрете езды в стоячем положении должна быть сохранена.

По сведениям Транспортной инспекции, в 2023 году у перевозчиков было изъято 149 микроавтобусов, из которых только 97 вернули владельцам, и три автобуса. В результате контрольных закупок было составлено 1467 административных протоколов.

Когда ждать изменений?

Пока чиновники обсуждают и, возможно, планируют некоторые послабления, теоретически допуская возможность ездить стоя, многие жители пригородных населенных пунктов вынуждены ежедневно иметь при себе стратегический запас наличности – на тот случай, если придется возвращаться домой на такси – уже не на маршрутном, а с желтой полосой и «шашечками».

– Выходя с работы, я не знаю, возьмет меня сегодня водитель или не возьмет. Фифти-фифти – такая вот игра на выбывание. Из-за того, что кто-то якобы озаботился моей безопасностью. И зачем мне такая «забота»? – спрашивает наша собеседница из Брестского района. Логика в ее рассуждениях явно присутствует.

Мы поинтересовались в отделе экономики Брестского райисполкома (там курируют пригородный транспорт), как можно решить эту проблему на местном уровне. Ответ чиновников был предсказуемым: дескать, добавить еще один вечерний рейс не в нашей компетенции – если он нерентабельный, перевозчик вправе отказаться. Но в РИК обещали подумать, как помочь людям. Пока что, очевидно, вся надежда на Минтранс. И на то, что логика и благоразумие все же возьмут верх над нашей извечной и зачастую излишней перестраховкой.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!