Водомасляный, наверное, не самая удачная часть в названии устройства, которое встречается во многих современных двигателях. Вместо воды в моторах давно применяется антифриз, да и относится это устройство, учитывая, для чего оно предназначено, скорее к системе смазки, а не к системе жидкостного охлаждения, как можно подумать, увидев, что «вода» стоит в названии на первом месте.

тип водомасляного теплообменника

А вот теплообменником, но не радиатором, это устройство назвали правильно. Ведь в отличие от радиаторов, которые служат только для охлаждения чего-то, в теплообменниках происходит обмен теплом между маслом и охлаждающей жидкостью, что сполна отражает предназначение этих устройств.

Оно шире, чем у обычных радиаторов, ведь водомасляные теплообменники не только поддерживают температуру моторного масла в рабочем диапазоне и предотвращают его перегрев в летний зной и во время работы силового агрегата в форсированных режимах. С этим справился бы и радиатор, а вот ускорить прогрев холодного двигателя после запуска – прерогатива теплообменника.

И водомасляные теплообменники не имеют ограничений на место установки на двигателе, в то время как для масляного радиатора его еще нужно найти под капотом там, где радиатор будет хорошо обдуваться воздухом. Это в свою очередь требует подводить к этому узлу длинные магистрали для циркуляции масла.

Масляный радиатор

Раньше масляные радиаторы встречались достаточно часто. Из советских времен тому примеры – моторы ЗИЛ-130, двигатели Заволжского моторного завода, ставившиеся на автомобили ГАЗ, или ЯМЗ-236, которым оснащались МАЗы. Их и сейчас можно увидеть, например, на «Газели», но благодаря преимуществам и компактным размерам теплообменники постепенно вытеснили своих визави из конструкции системы смазки в большинстве современных автомобилей.

 Сердцевина корпусного теплообменника

Все конструктивные разновидности теплообменников можно разделить на две группы: корпусные и пластинчатые. В первых внутри кожуха, наполненного маслом, находится пучок тонкостенных трубок, по которым протекает антифриз. Сердцевина пластинчатых состоит из пакета металлических пластин, внутри которых опять-таки циркулируют масло и антифриз.

Устройство корпусного теплообменника

Корпусные теплообменники более громоздки, чем пластинчатые. Это в зависимости от пространства, которое можно выделить для размещения устройства, влияет на выбор конструкции. Корпусные чаще встречаются на грузовых автомобилях и спецтехнике, компактные пластинчатые – на легковых. Но в любом случае, и это главное, в каждом теплообменнике есть две герметично разделенные секции – масляная и водяная, через стенки которых и происходит теплопередача.

Сразу после запуска холодного двигателя масло еще слишком вязкое, чтобы свободно продавливаться через поры фильтровальной бумаги. Поскольку теплообменник позволяет маслу быстрей нагреться до рабочей температуры и приобрести необходимую вязкость, короче время, в течение которого перепускной клапан пропускает грязное масло мимо фильтра в систему смазки, чтобы не оставить вкладыши и втулки, смазываемые под давлением, на голодном пайке. И вязкое масло оказывает высокое гидродинамическое сопротивление всем движущимся в моторе деталям. Отсюда высокий расход топлива в тот самый период, пока масло не прогрелось. Сокращение времени прогрева уменьшает расход топлива. Не менее важна и защита от перегрева, влияющего на скорость, с которой моторное масло теряет эксплуатационные свойства. Кроме того, чрезмерно нагретое масло быстрей расходуется на угар.

В вышеперечисленном состоит польза от водомасляных теплообменников, но в каких случаях они могут навредить? Рассмотрим это на конкретном примере, с которым довелось столкнуться во время посещения автосервиса в Смолевичах.

VW Passat B5

На одном из подъемников находился Volkswagen Passat В5 2002 года выпуска с турбодизелем 1.9 TDI. Показалось, что автомобиль заехал на СТО для банальной замены масла, а значит, не представлял собой особого интереса для журналиста автомобильного издания.

Выяснилось, однако, что не все так просто – достаточно было только заглянуть в емкость, куда из двигателя слили отработанное масло. Внешний вид отработки насторожил: не должна она быть такой пегой, с какими-то розоватыми разводами.

Тайное стало явным, когда пошевелили емкость. Смесь масла с антифризом, если ее не беспокоить, расслаивается. Масло всплывает, антифриз опускается на дно емкости, но если их снова перемешать, образуется эмульсия.

Расширительный бачок

Ее и обнаружил владелец Passat, когда по какой-то причине заглянул под капот машины и увидел, что расширительный бачок системы охлаждения стал розовым. Цвет заставил посмотреть, что в бачке делается. А там как раз оказалась субстанция, больше напоминающая майонез, но не охлаждающую жидкость. Подобное бывает, если прогорела прокладка головки блока. Но такая проблема, как правило, отражается на работе мотора, а к ней претензий не было. Значит, проблему создало что-то другое.

Промывочная установка

Под подозрением оказался теплообменник, но пока отметим, что на СТО владелец обратился вовремя. Двигатель, как показала его проверка, от попадания масла в антифриз пострадать не успел. А ведь дело могло принять куда более серьезный оборот, если бы не только моторное масло прорвалось в систему охлаждения, но и антифриз в свою очередь попал бы в систему смазки, что и бывает в запущенных случаях. На этот же раз предстояло только вымыть эмульсию из системы охлаждения с помощью промывочной установки.

Масляный фильтр сверху

В рассматриваемом автомобиле, как и во многих других легковых моделях, компактный теплообменник пластинчатого типа состыкован с нижней частью корпуса масляного фильтра, поэтому глядя на мотор сверху, его не увидишь.

Масляный фильтр снизу

Доступен теплообменник снизу, а чтобы его снять, необходимо отсоединить шланги системы охлаждения и выкрутить нижнюю крышку, с помощью которой устройство соединяется с фильтром. Далее теплообменник проверили на герметичность секций и убедились, что он и есть источник проблемы. Как это делается, расскажем чуть ниже.

Лучший выбор для замены – новое устройство, но оно, естественно, недешево. На «разборках» нетрудно найти бывшие в употреблении – их обычно и ставят взамен. Стоят они для рассматриваемой модели автомобиля в районе 60 рублей, а проблема заключается в том, что можно купить теплообменник, который окажется ничем не лучше вышедшего из строя.

Теплообменник

Внешний вид устройства способен что-то сказать, но немного. Лишь коррозия в районе патрубков подвода-отвода охлаждающей жидкости может стать причиной отказа от приобретения какого-то бэушного варианта. Однако обратите внимание, в каком состоянии патрубки на теплообменнике, снятом с мотора Passat. Они вне подозрений. Тогда как убедиться, что теплообменник с проблемой?

Его нужно опрессовать сжатым воздухом, как и был проверен теплообменник, потребовавший замены. Узел опускают в подходящую емкость с водой, подают внутрь через один из патрубков воздух под давлением, другой патрубок глушат и смотрят, не появятся ли откуда-нибудь пузырьки. Появились – значит, никуда, кроме отправки в металлолом, такой теплообменник не годится.

Поэтому при покупке теплообменника на «разборке» необходимо оговорить условия возврата. По закону продавец должен давать 14 дней на возможность возврата товара. Если купленный теплообменник не пройдет проверку давлением на герметичность, его возвращают продавцу.

Наш вердикт

А ведь виноват не теплообменник – он сам стал жертвой. Антифриз – далеко не безобидная жидкость. Ее агрессию в отношении материалов, с которыми она контактирует, сдерживают присадки. Как только они свое отработают, антифриз необходимо заменить, в чем и заключается периодическое обслуживание, в котором нуждается система охлаждения.

Двигатель автомобиля

В зависимости от природы присадок антифризы бывают силикатные и карбоксилатные. Первые желательно заменить после использования более трех лет, вторые – более пяти. Вопрос: много ли владельцев придерживается такой периодичности? Но если антифриз заливался в первый и последний раз еще на автозаводе, то пострадать от жидкости, в которой от защитного свойства присадок остались одни воспоминания, могут многие узлы системы охлаждения. Из них помимо теплообменника наиболее уязвимы основной радиатор и радиатор печки, сердцевины которых имеют тонкие стенки.

Благодарим за помощь в подготовке статьи СТО «ИП Ломоносов»

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!