Прежде чем что-то создать (закон, продукт или некое действие - неважно), стоит задаться несколькими ключевыми вопросами: зачем это нужно, как это будет работать, какой от этого будет толк? Применительно к законотворчеству это может быть трансформировано в три обязательных условия: 

  • новый закон или поправки в действующий необходимы, потому что существующих норм недостаточно;
  • закон должен быть справедливым, прозрачным и однозначным для трактовки;
  • если закон (поправка) принимается, он должен работать: должны быть приняты меры по контролю за его соблюдением и наказание за нарушение.

Начнем с первого пункта. Насколько актуальна и велика проблема агрессивного вождения, чтобы вносить поправки в действующее законодательство? Какая-то часть водителей мечется из ряда в ряд? Они уже нарушают пункты ПДД по части маневрирования. "Учитель" "подрезает" и тормозит в пол? Значит, создает аварийную обстановку, что и сейчас чревато лишением "прав". 

В чем тогда состоит задача поправок "против агрессии"? Исключить хаотичные перестроения на дороге? В таком случае "шашки" - лишь вершина айсберга под названием "культура вождения", решать проблему надо, занимаясь не только мечущимися из ряда в ряд "шумахерами", но и, например, водителями маршруток и грузовиков, выезжающими в левые полосы без причины и точно так же нарушающими ПДД. Это системная проблема, она требует системного решения.

Скажем, если стоит задача "приструнить" агрессивных водителей или держать в узде хронических нарушителей, это может быть решено за счет введения балльной системы. Ну а привлечь к ответственности грубых нарушителей ПДД, в том числе и по заявлению со стороны других водителей, на основании записи с видеорегистратора можно и сейчас. В таком случае вопрос: чего недостает в существующих законах (ПДД, КоАП), чтобы была реальная необходимость в дополнительных мерах против агрессивного вождения?

Второй пункт - и второй вопрос: что считать агрессивным вождением? Еще важнее: по каким признакам его оценивать? Резкое перестроение из ряда в ряд? Как в таком случае определять "резкость"? Несоблюдение безопасной дистанции? Но никаких расчетов ее определения в ПДД нет. А "моргание" фарами - это "агрессия", вежливая просьба пропустить или приветствие другого водителя?

У нас уже есть ответственность за непропуск пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. Как показывает практика, здесь возникает очень много вопросов и конфликтных ситуаций между автомобилистами и сотрудниками Госавтоинспекции. Иной инспектор готов оштрафовать водителя, не "пропустившего" пешехода, который только вышел на проезжую часть, - через шесть полос от машины. Что ему помешает точно так же считать агрессивным вождением элементарное несоблюдение дистанции или же перестроение, которое показалось "резким"?

Как исключить подобные ситуации? Возможно, признаки агрессивного вождения должны быть определены предельно четко, а в идеале (учитывая предполагаемую суровость наказания) в качестве доказательства нарушения должна выступать исключительно фото- или видеофиксация. 

Наконец, третье. Если закон принимается, должны быть определены способы контроля за его соблюдением и реагирования на нарушения. И не просто определены - они должны реально работать. В противном случае суровость закона будет компенсироваться необязательностью его исполнения. 

Примеров здесь можно привести множество, начиная с поведения тех же пешеходов и велосипедистов, действия которых особо не контролируют, за нарушения не наказывают, хотя законов и статей предостаточно. Это же касается и тех нарушений водителей, за которыми нет пристального внимания. Не секрет, что постоянный контроль со стороны ГАИ ведется за скоростным режимом, а все остальное - по остаточному принципу или в рамках спецопераций. Если бы обращали внимание на "комплекс", держали в тонусе нарушителей правил расположения ТС на проезжей части, маневрирования, проезда перекрестков, движения по автомагистрали и т.д., глядишь, не было бы и необходимости придумывать что-то отдельное про агрессивное вождение. 

Как видите, мы вновь возвращаемся к первому пункту. Уже сейчас имеется множество инструментов для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения культуры вождения. Но по тем или иным причинам некоторые из них неэффективны или вовсе не используются. Выглядит логичным навести порядок в том, что уже есть и вызывает вопросы, прежде чем придумывать что-то новое. В противном случае дальнейшие события нетрудно предугадать. Уже проходили - на фликерах, тонировке и далее по списку.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!