Жесть как она есть

В 2007 году наши коллеги из "Авторевю" в рамках своего краш-теста ARCAP, проводимого по методике EuroNCAP, разбили Chery Amulet (Cowin) и Geely Otaka, также известную как Geely CK. Китайская копия Seat Toledo первого поколения превратилась в кусок металлолома: передняя стойка значительно сместилась назад, дверной проем сократился на полметра, порог согнуло, перемещение рулевой колонки внутрь салона составило 310 мм. Шансов выжить у водителя после стандартного для теста удара на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием попросту не было. Итог – чудом полученные благодаря низким нагрузкам на грудную клетку от ремней безопасности 1,7 балла из возможных 16-ти и ноль звезд из четырех.

Аналогичный результат показала и Otaka. Также серьезное смещение передней стойки назад, перемещение рулевой колонки в салон и удар "баранкой" манекена, голову которого отбросило на стойку. Итог – минус водитель, те же 1,7 балла и ноль звезд.

Даже ВАЗ-2114, разбитый четырьмя годами ранее, оказался заметно безопаснее. Не говоря уж про "малыша" Daewoo Matiz, который набрал в краш-тесте, проведенном в 2003 году, 11 баллов и три звезды.

В 2008 году "ревюшники" разбили еще один китайский автомобиль – BYD F3, и он показал куда лучший результат: 6 баллов из 16-ти и одна звезда. До идеала далеко, но во всяком случае при стандартном ударе водитель выжил, получив нагрузки, близкие к критическим, только на грудную клетку.

Последним "китайцем", протестированным в рамках ARCAP в 2010 году, стал Geely MK. Его кузов оказался прочным, но нагрузки на голову водителя и переднего пассажира из-за некорректного раскрытия подушек безопасности превысили опасные пределы. При этом водителю грозил еще и перелом шеи. Незавидные перспективы, но итоговый результат – 6,5 балла и две звезды.

Был еще один автомобиль из Поднебесной, пострадавший на Дмитровском полигоне в 2006 году, – это Chery QQ, копия Daewoo Matiz. Впрочем, в плане безопасности копия существенно проиграла оригиналу. Клетка салона оказалась повреждена, на грудь и голову водителя пришлись значительные нагрузки, впрочем, не выходящие за рамки критических, но растягивающий момент шеи водителя оказался слишком велик. Итог – 4,9 балла и одна звезда.

Начало реабилитации

Очень быстро "китайцы" начали реабилитироваться, причем уже в EuroNCAP, хотя итоги краш-теста минивэна Landwind CV9, проведенного в 2010 году, не впечатлили. Автомобиль получил только две звезды из пяти – худший рейтинг на тот год. В результате удара конструкции, окружавшие салон, оказались на пределе прочности. Эксперты посчитали, что при более серьезном столкновении последствия оказались бы куда серьезнее. Произошло смещение рулевой колонки, в результате защита ног и груди признана средней. Грудная клетка слабо защищена и при боковом ударе. Что касается защиты детей, то уязвимым оказался трехлетний ребенок, сидящий в кресле лицом вперед, – перемещение его головы вперед превысило рекомендуемые пределы.

В 2011 году EuroNCAP провела краш-тест Geely Emgrand EC7, и эта машина продемонстрировала хороший результат четыре звезды: 75% – оценка безопасности взрослых, 80% – детей, 42% – пешеходов. Недостаточной была названа лишь защита ног водителя из-за деформации пола в зоне педального узла, а также довольно высокой, но вовсе не критичной оказалась нагрузка на грудную клетку при боковом ударе. Высокие баллы автомобиль получил и за защиту детей.

В том же году был разбит автомобиль британского бренда MG, на тот момент уже принадлежавшего китайцам, выпущенный в Поднебесной. Им стал MG 6. Результат – четыре звезды, безопасность взрослых пассажиров на уровне 73%, детей – 71%, пешеходов – 42%. При фронтальном ударе левая нога и правое бедро водителя, а также бедра переднего пассажира испытали средние нагрузки. Аналогично оценена безопасность грудной клетки водителя при боковом столкновении с барьером. Во время лобового удара водительская подушка безопасности раскрылась некорректно, в результате чего произошел контакт головы манекена с рулем.

Китайско-израильский седан Qoros 3 в 2013 году прошел испытание EuroNCAP на "пятерку". Защита взрослых пассажиров была оценена в 95%, детей – в 87%, пешеходов – в 77%. Такой же процент защиты пассажиров в том году был только у Maseratti Ghibli, по защите детей "китайца" не смог превзойти никто, а безопаснее для пешеходов стал только Lexus IS. Цитировать комментарии экспертов в этом случае не имеет особого смысла – там написано, что все у этой машины хорошо.

Тест компактного хэтчбека MG 3 состоялся в 2014 году. Уровень защиты взрослых пассажиров составил 69%, детей – 71%, пешеходов – 59%. Это всего три звезды. Довольно высоким оказался риск травм бедер передних седоков при лобовом столкновении из-за конструкции панели. Фронтальные айрбэги надулись недостаточно, но это не привело к высоким показателям нагрузки на головы манекенов. При боковом ударе о столб средней признана защита груди водителя. Наибольшему риску серьезных травм оказались подвержены пассажиры второго ряда при ударе сзади – конструкция сидений и подголовников плохо защищает от хлыстовых травм. Защита шеи и груди трехлетнего ребенка, сидящего в детском кресле лицом вперед, признана удовлетворительной.

В 2017 году марка MG вновь "отличилась" тремя звездами, которые набрал MG ZS: 71, 51 и 59 процентов защиты взрослых, детей и пешеходов соответственно. Вновь средний уровень безопасности бедер из-за конструкции панели и плохая защита грудной клетки заднего пассажира при лобовом ударе с перекрытием 100%. Зато вероятность хлыстовых травм заметно меньше, чем в предыдущем случае. А с боковыми ударами машина справилась хорошо. Риску травм оказались подвержены и дети. При лобовом столкновении слабо защищена грудь шестилетнего ребенка, чуть лучше обстояли дела у десятилетнего, зато уровень нагрузки на его шею был высоким. Голова старшего ребенка, сидящего слева, оказалась плохо защищена при боковом ударе.

Следующие "китайцы" были целенаправленно разбиты в Европе в 2019 году. Одним из них стал кроссовер Aiways U5, также набравший лишь три звезды. Аналогичный рейтинг в том же году получили Seat Mii, VW Up!, Skoda CityGo и Jeep Renegade. Но в процентах показатели U5 все же оказались самыми низкими: 73% – защита взрослых пассажиров, 70% – защита детей, 45% – защита пешеходов. Если при фронтальных ударах взрослые седоки были защищены хорошо, то в случае боковых ударов возникли проблемы с раскрытием боковой подушки, которая не смогла уберечь голову водителя. В итоге при ударе о столб защита головы была оценена как плохая. При наездах сзади пассажиры второго ряда U5 оказались слабо защищены от хлыстовых травм. Сообщается, что Aiways после краш-теста произвела модернизацию боковых айрбэгов, чтобы решить выявленную проблему.

Зато две модели MG – ZS EV и HS – в 2019-м наконец-то получили пять звезд. Электрический кроссовер ZS EV обеспечил показатели безопасности взрослых, детей и пешеходов на уровне 90, 85 и 64 процента. Впрочем, несмотря на хорошую оценку, слабыми оказались защита груди заднего пассажира при лобовом ударе о жесткий барьер со 100-процентным перекрытием и грудной клетки водителя при боковом столкновении со столбом.

SUV MG HS продемонстрировал результаты 92, 81 и 64 процента для взрослых, детей и пешеходов. Что касается взрослых, то повышенной нагрузке подверглась только грудная клетка водителя при ударе боком о столб. У детей оказались слабыми защита шеи 10-летнего пассажира при лобовом столкновении и головы у него же при ударе сбоку.

Пять звезд – и точка?

Ковидный 2020 год не был богат на краш-тесты – EuroNCAP провела их всего 13 штук, а вот в 2021-м состоялось почти четыре десятка испытаний, в которых разбили три китайских кроссовера. Электрический NIO ES8 и гибридный Lynk & Co 01 получили максимальные пять звезд.

NIO набрал 82, 84 и 72 процента за защиту взрослых пассажиров, детей и пешеходов соответственно. Автомобиль хорошо показал себя во фронтальных ударах, претензии возникли только к боковому удару о столб, в результате которого нагрузка на грудную клетку оказалась достаточно высокой, но отнюдь не критичной. Кроме того, перемещение водителя на соседнее сиденье оказалось существенным, хотя и далеким от критичного. А вот защита 6- и 10-летних детей признана хорошей.

В автомобиле принадлежащего Geely бренда – Lynk & Co 01 – взрослые, дети, а также пешеходы оказались защищены на 96, 87 и 71 процент соответственно. Отличный результат. Во всех типах удара машина отработала хорошо, обеспечив высокий уровень защиты взрослых от травм. Она оказалась безопасной и для детей, лишь нагрузка на шею манекена, имитирующего десятилетнего ребенка, при фронтальном ударе превысила значения, укладывающиеся в "зеленую зону" уровня Good, – она оценена как адекватная.

Но был в 2021 году и "гадкий утенок" – MG Marvel R, которому удалось получить лишь четыре звезды: 80% – защита взрослых пассажиров, 75% – детей, 55% – пешеходов. Безопасность коленей и бедер сочли средней из-за конструкции панели, аналогичная ситуация с грудью водителя, но уже на основании показателей датчиков. При ударе о жесткий барьер плохой признана защита таза заднего пассажира, который поднырнул под поясную часть ремня безопасности. Грудная клетка водителя оказалась слабо защищена при столкновении со столбом. Несмотря на наличие центральной подушки безопасности, призванной уберечь головы водителя и переднего пассажира от взаимного столкновения при боковом ударе, их защита признана плохой. Как и защита шей задних седоков от хлыстовых травм. Показатели нагрузок на все части манекенов, имитирующих детей 6 и 10 лет, оказались невысокими, за исключением шеи старшего, которая плохо защищена.

В 2022 году в тестах EuroNCAP "пострадали" целых восемь автомобилей из Поднебесной. И все они получили пятизвездочный рейтинг.

Премиальный гибридный кроссовер Coffee 01 бренда WEY, принадлежащего Great Wall, продемонстрировал защиту взрослых, детей и пешеходов на уровне 91, 87 и 79 процентов соответственно.

Более компактный WEY Coffee 02 показал аналогичный результат в части безопасности детей, набрал 94% за защиту взрослых пассажиров, но с результатом 73% слегка уступил "старшей" модели в безопасности пешеходов.

Еще один продукт Great Wall – электрический хэтчбек ORA Funky Cat – продемонстрировал 92-процентный уровень защиты взрослых, набрал 83% в тестах, касающихся безопасности детей, и 74% за защиту пешеходов. Впрочем, при ударе о деформируемый барьер степень защиты груди водителя получила так называемую маргинальную (среднюю) оценку, аналогичный уровень нагрузки пришелся на грудную клетку заднего пассажира во время удара о недеформируемое препятствие всей передней частью. Средними оказались и показатели перемещения головы манекена, имитирующего шестилетнего ребенка, при фронтальном ударе.

Еще один электрокроссовер BYD ATTO 3 выступил с результатами в 91, 89 и 69 процентов от максимальных уровней защиты взрослых, детей и пешеходов соответственно. Впрочем, если заглянуть в отчет, то можно увидеть, что уровень защиты грудной клетки водителя при боковом ударе о столб признан слабым. Но в остальном результат отличный.

Еще одна "электричка" – седан NIO ET7 – также продемонстрировала 91-процентный уровень безопасности взрослых, а защиту детей и пешеходов оценили в 87 и 73 процента. И опять темный цвет грудной клетки водителя при ударе о столб, только в отличие от BYD – оранжевый, а не коричневый, что означает средний уровень нагрузки.

В этот раз не сплоховала и MG – электрический хэтбчек MG 4 Electric смог набрать 83% за защиту взрослых, 80% – за безопасность детей, на 75% оказались защищены пешеходы. Не самые выдающиеся результаты, тем не менее это пять звезд. Впрочем, "пятерка" получилась с натяжкой: маргинальные уровни защиты груди водителя при ударе о деформируемый барьер и головы заднего пассажира при столкновении с недеформируемым препятствием, а также чрезмерное перемещение водителя на соседнее сиденье при боковом ударе. Плюс к этому признана плохой защита задних пассажиров от хлыстовых травм из-за отсутствия центрального подголовника. У детей высокий уровень нагрузки пришелся только на шею манекена десятилетнего пассажира при лобовом столкновении.

93, 89 и 73% – показатели защиты взрослых, детей и пешеходов в большом минивэне Maxus MIFA 9, также электрическом. И в этом случае – вновь средний уровень нагрузки на грудную клетку водителя при столкновении со столбом.

Наконец, автомобиль с ДВС – компактный кроссовер Chery Omoda 5, который ждут в России, а значит, не исключена вероятность его появления и в Беларуси. Уровень безопасности взрослых пассажиров и детей в этом автомобиле одинаковый – 87%, пешеходы же защищены на 68%. При столкновении с деформируемым барьером датчики зафиксировали хорошую защиту коленей и бедер водителя и переднего пассажира, но поскольку производитель не смог подтвердить, что аналогичный уровень защиты получат пассажиры разных комплекций, находящиеся в различных позах, показатель безопасности этой зоны снизили до среднего. При боковом ударе шторка безопасности сработала не так, как следует, а при столкновении со столбом нагрузка на ребра оказалась средней.

Наш вердикт

Очевидно, что в плане безопасности китайский автопром развивается стремительными темпами. Во всяком случае это касается машин ведущих производителей, разбитых в тестах EuroNCAP. А вот у производителей второго эшелона случаются "осечки" даже в своем "родном" C-NCAP.

Впрочем, в Европе продаются совсем не те "китайцы", которых привозят в Беларусь и РФ. О безопасности автомобилей из Поднебесной, реализуемых на нашем рынке, поговорим в отдельном материале.

Большой выбор подержанных автомобилей, многие из которых получили высокий рейтинг EuroNCAP, в каталоге Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!