РЕГИСТРАЦИЯ Забыли пароль?

Как добавить свой видеосюжет

Подписка на новости
НОВОСТИ

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Не уставая восхищаться автомобилями из прошлого, мы набрели на очень специфический и необычный тип машин - шнекороторный снегоболотоход. По проходимости ему, пожалуй, нет равных. Сегодня в рамках цикла "Автоэкзотика" поговорим об одной из самых знаковых разработок советских конструкторов - ЗИЛ-29061. 

С началом эры околоземных полетов помимо множества космических появились и сугубо земные задачи. Одной из них стал поиск вернувшихся из полета космонавтов. Кроме расчетной точки приземления они могут оказаться в любом регионе Земли, труднодоступном для прохождения колесной и даже гусеничной техники. Например, в Средней Азии существуют так называемые такыры, когда почва после дождей превращается в вязкую грязь. А в глубине сибирских болот есть участки, куда до сих пор так и не пробрался ни один человек. 

По просьбе главного конструктора космических программ С.П.Королева началась разработка особого вездехода очень высокой проходимости. К тому времени уже были придуманы необычные машины, для которых ни одно болото или грязь не преграда. Имя им - шнекороторные снегоболотоходы, или просто шнекоходы. Первые опыты по созданию этих удивительных вездеходов проводились в СССР еще в 1930-х годах. 

Тогда на базе трактора "Фордзон" построили шнекороторный вездеход, предназначенный для работы на болотистых грунтах. Но дальше увлекательного эксперимента, собравшего большую толпу зрителей, наблюдавших за тем, как трактор выбрался из непроходимой грязи, дело не пошло. 

Через 30 лет после этого советский инженер Аркадий Федорович Николаев организовал при Горьковском политехническом институте конструкторское бюро по созданию специальных машин для освоения Арктики и Антарктики. Его первым шнекоходом стал ЛФМ-РФД-ГПИ-66, созданный в 1968 г. на базе вездехода ГАЗ-47. Затем появились более совершенные ГПИ-72, построенные на базе грузовика ГАЗ-66. 

Машины опирались не на гусеницы или колеса, а на два горизонтальных, заостренных с концов цилиндра, на поверхности которых был наварен "архимедов винт", он же шнек. При вращении они и толкали машину вперед или назад в зависимости от желания водителя. Завязнуть эта машина просто не может ни на раскисшем поле, ни в трясине или на заросшем подлеском берегу озера. Более того, если переключить роторы так, чтобы они вращались в одну сторону (влево или вправо), то шнекоход может перемещаться боком. При этом скорость шнекохода ГПИ-72 на болоте достигала 25 км/ч, на воде - до 10 км/ч, так что помимо проходимости он выигрывал у гусеничных вездеходов и в скорости. Главным недостатком такой конструкции является то, что она совершенно не может передвигаться по дорогам с твердым покрытиям, - шнеки лишь царапают асфальт или бетон. 

Новый интерес к шнекоходам появился в начале 70-х годов прошлого века, когда пилотируемые космические полеты стали регулярными. Остро встал вопрос обеспечения быстрой эвакуации приземлившихся космонавтов. Вертолеты не всегда могли приземлиться на заболоченных участках, и для решения этой задачи в специальном конструкторском бюро ЗИЛа под руководством В.А.Грачева был создан уникальный поисково-спасательный комплекс "Синяя птица". 

Он состоял из трех шестиосных полноприводных тягачей-амфибий ЗИЛ-4906: первый был пассажирским, второй перевозил космический спускаемый аппарат, а третий нес на себе небольшой шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-2906. Последний имел стеклопластиковый корпус и два двигателя ВАЗ мощностью 70 л.с. каждый.

На испытаниях при движении по воде наблюдалась недостаточная устойчивость шнегохода при маневрировании. Открытая кабина не защищала экипаж от осадков, пыли и ветра. 

В результате специалисты СКБ ЗИЛ пришли к выводу о необходимости разработки усовершенствованного образца роторно-винтового снегоболотохода. По замыслу разработчиков новый снегоболотоход, получивший заводское обозначение ЗИЛ-29061, должен был быть несколько больше ЗИЛ-2906, что, с одной стороны, повышало его устойчивость на воде и при движении по крутым заснеженным оврагам, с другой - позволяло установить на машину два более мощных двигателя жидкостного охлаждения от легкового автомобиля ВАЗ-2103. 

Для транспортировки на грузовой амфибии ЗИЛ-4906 шнекоход предполагалось оснастить съемными лыжами, а для уменьшения размеров по высоте допускался демонтаж съемного каркаса рубки. Шнекоход получился более чем на метр длиннее ЗИЛ-2906. В передней части машины размещалась закрытая рубка экипажа, в которой находились рабочие места водителя и второго члена экипажа (врача), а в кормовой части вдоль бортов было предусмотрено два лежачих места для космонавтов. 

Сзади располагался и моторный отсек, где маховиками вперед были установлены два двигателя ВАЗ-2103 мощностью 77 л.с. каждый. Двигатели с помощью агрегатов трансмиссии и карданных передач приводили во вращение соответствующий шнек своего борта. Механическая трансмиссия состояла из двух однодисковых сцеплений, двух механических 4-ступенчатых коробок передач, двух раздаточных коробок передач с механизмом обратного хода.

Шнеки представляли собой полые герметичные барабаны цилиндрической формы с концами в виде усеченных конусов. 

На наружной поверхности барабанов имелись двухзаходные грунтозацепы. Гребень грунтозацепов был выполнен из биметаллической полосы (нижний слой - алюминиевый сплав, верхний - нержавеющая сталь) толщиной 10 мм (толщина каждого слоя по 5 мм). Применение биметаллической пластины повысило износоустойчивость гребней, сварочный шов оказался защищенным от истирания, что увеличило срок службы шнеков примерно в 30 раз. Внутренняя часть шнеков разделялась водонепроницаемыми перегородками на четыре герметичных отсека для сохранения плавучести в случае нарушения герметичности. Съемные лыжи служили для облегчения выхода из воды на крутой берег, а также для опоры передней аппарели при ее откидывании в горизонтальное положение. Водонепроницаемый корпус вездехода несущего типа, сварной конструкции был выполнен из алюминиевого сплава. В его бортах имелись два герметичных отсека, служивших топливными баками.

В передней части отсека экипажа находилась рубка, в которой размещались сиденье водителя и органы управления. За сиденьем водителя располагалась пассажирская кабина, где было установлено дополнительное сиденье, а вдоль бортов закреплены съемные носилки. В отсеке экипажа также имелось два автономных отопителя. Для отопления при неработающих двигателях на машине использовался жидкостный пусковой подогреватель. Имелась система водоотлива, предназначенная для откачки и слива воды из корпуса машины, которая состояла из трюмного насоса, кингстона (в мотоотсеке) и двух сливных отверстий с пробками. На шнекоходе монтировалось радиотехническое оборудование, предназначенное для связи с вертолетами, командным пунктом и аварийно-спасательными радиостанциями, для пеленгования маяков и вывода на них машин, а также для связи с амфибиями ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061. 

В июле 1979 г. шнекоход проходил испытания на песке на берегу Москвы-реки в районе д. Чулково. По влажному песку он мог двигаться боком практически на любое расстояние, правда, из-за увода машины от курса по дуге большого радиуса требовались довороты. Скорость перемещения боком составляла 0,5 км/ч. На песке шнекоход уверенно разворачивался в любую сторону. 

Зимние климатические испытания проходили в январе - феврале 1980 г. в районе Воркуты, где шнекоход проработал более 128 часов на снежной целине. 

Конструкция оказалась надежной, вездеход мог достаточно быстро добраться до самых непроходимых мест и вытащить космонавтов из самых суровых болот. Всего до 1991 г. было выпущено 20 таких комплексов. К сожалению, практического использования шнекоход так и не нашел. Возможно, должно пройти еще какое-то время, и тогда подобные конструкции смогут найти применение.

Ну а всем заинтересовавшимся таким типом техники рекомендую к просмотру советский документальный фильм. Приятного просмотра! 

Технические характеристики ЗИЛ-29061
Длина 4860 мм
Ширина 2390 мм
Высота 2200 мм
Клиренс 760 мм
Масса 1855 кг
Полная масса 2250 кг
Макс. скорость 25 км/ч
Грузоподъемность 397 кг
Расход топлива 36 л/ч
Объем бака 2 х 72 л

Александр АРХИПОВ
Фото из архива автора и открытых источников
Специально для ABW.BY

1 февраля 2015 в 11:29
Просмотров - 29228
ОБСУЖДЕНИЕ

Чтобы оставить комментарий, необходимо или зарегистрироваться.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Одного хотения купить "слона" мало - нужны деньги на его содержание
Одного хотения купить 25117 просмотров 25 августа
"Резина - расходник, "разуться" можно на первом светофоре". Мнение владельца настоящей "ешки" AMG
23933 просмотров 26 августа
Проект "Sierra за 200": капитальный ремонт мотора и не только
Проект 21521 просмотров 24 августа
"Ликбез от Телогрейкина". Продолжение истории с задержанием за аудиозапись, или Как инспекторы продолжают "косячить"
16368 просмотров 23 августа
Porsche Cayenne: дешево купить можно, но что дальше?
Porsche Cayenne: дешево купить можно, но что дальше? 15411 просмотров 27 августа
Кто меньше? Читатель ABW.BY решил установить свой рекорд экономичности на дизельном Passat
Кто меньше? Читатель ABW.BY решил установить свой рекорд экономичности на дизельном Passat 14981 просмотров 24 августа
Вот каким должен быть"бюджетник". Чем удивляет Plymouth середины 80-х годов
Вот каким должен быть 13849 просмотров 27 августа
В России при разгрузке щебня от удара током погиб водитель из Беларуси
В России при разгрузке щебня от удара током погиб водитель из Беларуси 13262 просмотров 23 августа
Прыгнуть выше головы. Тест-драйв Hyundai Creta
Прыгнуть выше головы. Тест-драйв Hyundai Creta 13112 просмотров 23 августа
BMW, бензин плюс вода - ерунда или не ерунда?!
BMW, бензин плюс вода - ерунда или не ерунда?! 12797 просмотров 25 августа
9 миллионов долларов ущерба, полтысячи пострадавших. Репортаж из зала суда по делу автохауса-мошенника
9 миллионов долларов ущерба, полтысячи пострадавших. Репортаж из зала суда по делу автохауса-мошенника 12636 просмотров 26 августа
ГАИ начинает массированные отработки белорусских трасс
ГАИ начинает массированные отработки белорусских трасс 11562 просмотров 25 августа
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.
facebook vkontakte odnoklassniki youtube