РЕГИСТРАЦИЯ Забыли пароль?

Как добавить свой видеосюжет

Подписка на новости
НОВОСТИ

Димаксион - машина для жизни

Димаксион - машина для жизни

Устав от "бэушного" автохлама и новых автомобилей, похожих друг на друга как две капли воды, аbw.by продолжает искать отраду в гениальных машинах прошлого. Сегодня в рамках цикла "Автоэкзотика" мы расскажем об отчаянной попытке одного американца перевернуть взгляд всего человечества. Не только и не столько на автомобиль, сколько на наши взаимоотношения с вещами в целом. А начинал-то он с архитектуры…

Необычный автомобиль, больше похожий на фюзеляж небольшого вертолета, был разработан американским изобретателем и инженером, архитектором и педагогом, которого звали Ричард Бакминстер Фуллер. 

Он родился 12 июля 1895 г. в Милтоне, штат Массачусетс. Учился в Гарвардском университете, затем в Военно-морской академии. Во время Первой мировой войны был морским офицером и позже говорил, что эта служба была невероятно важна для формирования его навыков и представлений о мире. Он считал, что всеми достижениями прогресса человечество обязано или непосредственно мореплаванию, или жажде знаний, которая подобна желанию покинуть знакомые места и причалить к новым берегам. Молодой изобретатель начал работать в архитектуре и сфере бизнеса. В 1922 г. была организована компания, возглавляемая Фуллером. За пять лет было построено 240 сборных оригинальных домов, идея которых принадлежала отчиму изобретателя. Однако в 1927 г. компания была продана, а Фуллеру сообщили, что в конце года он должен покинуть свое место работы. Эта новость послужила причиной серьезного личного кризиса, однако именно благодаря ему, вероятно, у изобретателя зародилась идея совершенно нового дома. 

Позже он назовет его 4D-домом, или домом "Димаксион" (что означает сочетание динамики и максимальной эффективности). "Железобетонную архитектуру можно сравнить с архаичной гусеницей, из которой появится четырехмерная архитектура, - писал Фуллер сестре в 1928 году. - Комната не должна быть чем-то фиксированным, она не должна создавать статичного настроения, она должна иметь возможность меняться таким образом, чтобы обитатели играли с ней так же легко, как играли бы на пианино". 

Вместе с тем и сам дом должен быть переносным, а значит, сборным и легким. И, конечно, дешевым. Эту конструкцию сборного дома, построенного в 1927 г. из алюминиевых деталей фабричного производства, стоящего на одной опоре, можно назвать "машиной для жилья". 

В 1932 г. имя "Димаксион", данное Фуллером, получили сразу несколько изобретений, чтобы подчеркнуть, что они - часть общего проекта по улучшению условий жизни. Фуллер основал одноименную фирму "Димаксион", в этот раз его заинтересовали автомобили, в частности, новые принципиальные схемы размещения пассажиров и агрегатов машины. 

По словам изобретателя, цель проекта автомобиля "Димаксион" состояла в том, чтобы "развить трехколесный монокок-фюзеляж в транспортное средство". Это было необходимо для создания гармоничного единства транспортных средств, находящихся на земле, воде и в воздухе. В январе 1933-го друг изобретателя и к тому же богатый человек по фамилии Биддл (Biddle) дал Фуллеру несколько тысяч долларов на реализацию его автомобильного проекта. Уже весной для предстоящей работы было нанято 27 рабочих, а также арендована заброшенная фабрика. Она получила название "Локомобиль" и находилась в г. Бриджпорте, штат Коннектикут.

До начала основного проектирования был создан небольшой макет будущей машины, который тем не менее обладал основным концептуальным формообразующим принципом строения. 

Кузов автомобиля очень сильно напоминал фюзеляж самолета с открытой кабиной. Общая идея была одобрена, в дальнейшем разработка модели продолжилась. При проектировании основным отличием от макета стало размещение пассажиров и водителя внутри большого закрытого кузова на трех колесах, посадка пассажиров в машину осуществлялась через боковые двери-люки, расположенные по обоим бортам кузова. Водитель сидел в застекленной носовой части по центру машины, совсем как пилот пассажирского самолета. 

Автомобиль имел три колеса: два передних - ведущие, заднее - управляемое, имеющее цепной привод. Сейчас такая конструкция вызвала бы опасения. Но автомобиль мог развернуться практически на месте, что давало большое преимущество в условиях мегаполиса. Для привода колес Фуллер использовал мост от автомобиля "Форд", который был просто перевернут. Карбюраторный двигатель от того же "Форда" мощностью 86 л.с. (63 кВт) расходовал всего 7,8 л на 100 км. Такая экономия достигалась благодаря эффективному кузову машины. Фуллер заявлял о потенциальной скорости 190 км/ч, но при испытаниях было зафиксировано лишь 140 км/ч. Длина машины составляла 6,1 м, она вмещала до 6 пассажиров. 

Впервые необычный автомобиль был с успехом показан на Всемирной ярмарке в 1933 году. Но 27 октября обернулось для оригинального авто большой бедой. ДТП случилось неподалеку от ярмарки, в г. Чикаго. В "Димаксионе" под управлением известного в то время гонщика Френсиса Тернера находились два пассажира - полковник Вильям Френсис Форбс-Семпилл и инженер Чарльз Долльфусс, прибывший из Парижа. Выехав с территории ярмарки, автомобиль стал сворачивать в сторону шоссе, ведущего в аэропорт. И практически у главных ворот ярмарки произошла автокатастрофа.

Причиной резкого поворота и опрокидывания "Димаксиона" стал другой автомобиль, который с места аварии скрылся. Этот инцидент произвел на общественность и главное - на инвесторов неизгладимое негативное впечатление. При первоначальном расследовании был выявлен дефект системы управления. Но свидетели катастрофы утверждали, что в машину на большой скорости врезался другой легковой автомобиль. Найти водителя и его авто так и не удалось. Но мнение о том, что "Димаксион" - это ненадежная конструкция, сохранилось надолго. Кстати, этот экземпляр после аварии восстановили, однако в 1943 г. он сгорел при пожаре в гараже Американского бюро стандартизации. История жизни трехколесной машины продолжилась благодаря группе английских автолюбителей, которые сделали Фуллеру заказ на изготовление второй машины. В январе 1934-го усовершенствованный автомобиль был построен. Однако отсутствие хорошей рекламы и сложившееся негативное общественное мнение привели к тому, что эту интереснейшую конструкцию через годы стали использовать в качестве курятника (!), что, впрочем, и сохранило ей жизнь. Ее нашли и восстановили, за что спасибо энтузиастам из Национального автомобильного музея Америки. 

Третий экземпляр конструктор строил исключительно на собственные сбережения. Машина получила двухцветную окраску: изумрудно-зеленый кузов и белоснежная крыша. В 1934 г. Фуллер продал готовый "Димаксион" №3 семейной паре по фамилии Стоковски, затем машина неоднократно перепродавалась. В 1944 г. в Бруклине экземпляр попался на глаза другу Фуллера Арчи Баттсу, он выкупил его, чтобы вернуть Фуллеру, но в 50-х годах эта машина исчела навсегда. До наших дней сохранился только "Димаксион" №2. 

Талантливый изобретатель продолжил свою многогранную деятельность и творчество и в течение долгих лет жизни создал ряд потрясающих пространственных конструкций, в основе которых лежали октаэдры и тетраэдры. 

Он использовал разнообразные материалы, от картона до пластика и металла. В 1954 г. стал президентом фирмы "Геодезика". Наиболее известные работы Фуллера - "золотой купол" для Американской национальной выставки в Москве 1959 г., павильон США на Всемирной выставке в Монреале. Он стал лауреатом 47 международных и американских почетных премий в области архитектуры, дизайна, изящных искусств и литературы. Сторонник тотального дизайна, Фуллер возлагал на него задачи преобразования мира с целью достижения оптимальных условий для жизнедеятельности человека. Отстаивая исключительную важность проектного творчества, он проповедовал достижение максимальных результатов минимальными средствами, решение экологических проблем в глобальном масштабе - совместными усилиями науки, техники и культуры.

Умер этот талантливый изобретатель 1 июля 1983 года. Деятельность Ричарда Фуллера, его идеи оказали значительное влияние на мировой промышленный дизайн. В сентябре 2009-го благодаря совместным усилиям любителей истории и при участии фирмы "Кроствэйт и Гардинер" помимо внешнего вида "Димаксиона" удалось частично воссоздать и оригинальный салон автомобиля. 

Александр АРХИПОВ
Фото из архива автора и открытых источников
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

24 января 2015 в 10:53
Просмотров - 19089
ОБСУЖДЕНИЕ

Чтобы оставить комментарий, необходимо или зарегистрироваться.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Одного хотения купить "слона" мало - нужны деньги на его содержание
Одного хотения купить 25279 просмотров 25 августа
"Резина - расходник, "разуться" можно на первом светофоре". Мнение владельца настоящей "ешки" AMG
24097 просмотров 26 августа
Проект "Sierra за 200": капитальный ремонт мотора и не только
Проект 21595 просмотров 24 августа
"Ликбез от Телогрейкина". Продолжение истории с задержанием за аудиозапись, или Как инспекторы продолжают "косячить"
16429 просмотров 23 августа
Porsche Cayenne: дешево купить можно, но что дальше?
Porsche Cayenne: дешево купить можно, но что дальше? 15850 просмотров 27 августа
Кто меньше? Читатель ABW.BY решил установить свой рекорд экономичности на дизельном Passat
Кто меньше? Читатель ABW.BY решил установить свой рекорд экономичности на дизельном Passat 15047 просмотров 24 августа
Вот каким должен быть"бюджетник". Чем удивляет Plymouth середины 80-х годов
Вот каким должен быть 14075 просмотров 27 августа
В России при разгрузке щебня от удара током погиб водитель из Беларуси
В России при разгрузке щебня от удара током погиб водитель из Беларуси 13311 просмотров 23 августа
Прыгнуть выше головы. Тест-драйв Hyundai Creta
Прыгнуть выше головы. Тест-драйв Hyundai Creta 13148 просмотров 23 августа
BMW, бензин плюс вода - ерунда или не ерунда?!
BMW, бензин плюс вода - ерунда или не ерунда?! 12898 просмотров 25 августа
9 миллионов долларов ущерба, полтысячи пострадавших. Репортаж из зала суда по делу автохауса-мошенника
9 миллионов долларов ущерба, полтысячи пострадавших. Репортаж из зала суда по делу автохауса-мошенника 12671 просмотров 26 августа
ГАИ начинает массированные отработки белорусских трасс
ГАИ начинает массированные отработки белорусских трасс 11594 просмотров 25 августа
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.
facebook vkontakte odnoklassniki youtube