РЕГИСТРАЦИЯ Забыли пароль?

Как добавить свой видеосюжет

Подписка на новости
НОВОСТИ

Димаксион - машина для жизни

Димаксион - машина для жизни

Устав от "бэушного" автохлама и новых автомобилей, похожих друг на друга как две капли воды, аbw.by продолжает искать отраду в гениальных машинах прошлого. Сегодня в рамках цикла "Автоэкзотика" мы расскажем об отчаянной попытке одного американца перевернуть взгляд всего человечества. Не только и не столько на автомобиль, сколько на наши взаимоотношения с вещами в целом. А начинал-то он с архитектуры…

Необычный автомобиль, больше похожий на фюзеляж небольшого вертолета, был разработан американским изобретателем и инженером, архитектором и педагогом, которого звали Ричард Бакминстер Фуллер. 

Он родился 12 июля 1895 г. в Милтоне, штат Массачусетс. Учился в Гарвардском университете, затем в Военно-морской академии. Во время Первой мировой войны был морским офицером и позже говорил, что эта служба была невероятно важна для формирования его навыков и представлений о мире. Он считал, что всеми достижениями прогресса человечество обязано или непосредственно мореплаванию, или жажде знаний, которая подобна желанию покинуть знакомые места и причалить к новым берегам. Молодой изобретатель начал работать в архитектуре и сфере бизнеса. В 1922 г. была организована компания, возглавляемая Фуллером. За пять лет было построено 240 сборных оригинальных домов, идея которых принадлежала отчиму изобретателя. Однако в 1927 г. компания была продана, а Фуллеру сообщили, что в конце года он должен покинуть свое место работы. Эта новость послужила причиной серьезного личного кризиса, однако именно благодаря ему, вероятно, у изобретателя зародилась идея совершенно нового дома. 

Позже он назовет его 4D-домом, или домом "Димаксион" (что означает сочетание динамики и максимальной эффективности). "Железобетонную архитектуру можно сравнить с архаичной гусеницей, из которой появится четырехмерная архитектура, - писал Фуллер сестре в 1928 году. - Комната не должна быть чем-то фиксированным, она не должна создавать статичного настроения, она должна иметь возможность меняться таким образом, чтобы обитатели играли с ней так же легко, как играли бы на пианино". 

Вместе с тем и сам дом должен быть переносным, а значит, сборным и легким. И, конечно, дешевым. Эту конструкцию сборного дома, построенного в 1927 г. из алюминиевых деталей фабричного производства, стоящего на одной опоре, можно назвать "машиной для жилья". 

В 1932 г. имя "Димаксион", данное Фуллером, получили сразу несколько изобретений, чтобы подчеркнуть, что они - часть общего проекта по улучшению условий жизни. Фуллер основал одноименную фирму "Димаксион", в этот раз его заинтересовали автомобили, в частности, новые принципиальные схемы размещения пассажиров и агрегатов машины. 

По словам изобретателя, цель проекта автомобиля "Димаксион" состояла в том, чтобы "развить трехколесный монокок-фюзеляж в транспортное средство". Это было необходимо для создания гармоничного единства транспортных средств, находящихся на земле, воде и в воздухе. В январе 1933-го друг изобретателя и к тому же богатый человек по фамилии Биддл (Biddle) дал Фуллеру несколько тысяч долларов на реализацию его автомобильного проекта. Уже весной для предстоящей работы было нанято 27 рабочих, а также арендована заброшенная фабрика. Она получила название "Локомобиль" и находилась в г. Бриджпорте, штат Коннектикут.

До начала основного проектирования был создан небольшой макет будущей машины, который тем не менее обладал основным концептуальным формообразующим принципом строения. 

Кузов автомобиля очень сильно напоминал фюзеляж самолета с открытой кабиной. Общая идея была одобрена, в дальнейшем разработка модели продолжилась. При проектировании основным отличием от макета стало размещение пассажиров и водителя внутри большого закрытого кузова на трех колесах, посадка пассажиров в машину осуществлялась через боковые двери-люки, расположенные по обоим бортам кузова. Водитель сидел в застекленной носовой части по центру машины, совсем как пилот пассажирского самолета. 

Автомобиль имел три колеса: два передних - ведущие, заднее - управляемое, имеющее цепной привод. Сейчас такая конструкция вызвала бы опасения. Но автомобиль мог развернуться практически на месте, что давало большое преимущество в условиях мегаполиса. Для привода колес Фуллер использовал мост от автомобиля "Форд", который был просто перевернут. Карбюраторный двигатель от того же "Форда" мощностью 86 л.с. (63 кВт) расходовал всего 7,8 л на 100 км. Такая экономия достигалась благодаря эффективному кузову машины. Фуллер заявлял о потенциальной скорости 190 км/ч, но при испытаниях было зафиксировано лишь 140 км/ч. Длина машины составляла 6,1 м, она вмещала до 6 пассажиров. 

Впервые необычный автомобиль был с успехом показан на Всемирной ярмарке в 1933 году. Но 27 октября обернулось для оригинального авто большой бедой. ДТП случилось неподалеку от ярмарки, в г. Чикаго. В "Димаксионе" под управлением известного в то время гонщика Френсиса Тернера находились два пассажира - полковник Вильям Френсис Форбс-Семпилл и инженер Чарльз Долльфусс, прибывший из Парижа. Выехав с территории ярмарки, автомобиль стал сворачивать в сторону шоссе, ведущего в аэропорт. И практически у главных ворот ярмарки произошла автокатастрофа.

Причиной резкого поворота и опрокидывания "Димаксиона" стал другой автомобиль, который с места аварии скрылся. Этот инцидент произвел на общественность и главное - на инвесторов неизгладимое негативное впечатление. При первоначальном расследовании был выявлен дефект системы управления. Но свидетели катастрофы утверждали, что в машину на большой скорости врезался другой легковой автомобиль. Найти водителя и его авто так и не удалось. Но мнение о том, что "Димаксион" - это ненадежная конструкция, сохранилось надолго. Кстати, этот экземпляр после аварии восстановили, однако в 1943 г. он сгорел при пожаре в гараже Американского бюро стандартизации. История жизни трехколесной машины продолжилась благодаря группе английских автолюбителей, которые сделали Фуллеру заказ на изготовление второй машины. В январе 1934-го усовершенствованный автомобиль был построен. Однако отсутствие хорошей рекламы и сложившееся негативное общественное мнение привели к тому, что эту интереснейшую конструкцию через годы стали использовать в качестве курятника (!), что, впрочем, и сохранило ей жизнь. Ее нашли и восстановили, за что спасибо энтузиастам из Национального автомобильного музея Америки. 

Третий экземпляр конструктор строил исключительно на собственные сбережения. Машина получила двухцветную окраску: изумрудно-зеленый кузов и белоснежная крыша. В 1934 г. Фуллер продал готовый "Димаксион" №3 семейной паре по фамилии Стоковски, затем машина неоднократно перепродавалась. В 1944 г. в Бруклине экземпляр попался на глаза другу Фуллера Арчи Баттсу, он выкупил его, чтобы вернуть Фуллеру, но в 50-х годах эта машина исчела навсегда. До наших дней сохранился только "Димаксион" №2. 

Талантливый изобретатель продолжил свою многогранную деятельность и творчество и в течение долгих лет жизни создал ряд потрясающих пространственных конструкций, в основе которых лежали октаэдры и тетраэдры. 

Он использовал разнообразные материалы, от картона до пластика и металла. В 1954 г. стал президентом фирмы "Геодезика". Наиболее известные работы Фуллера - "золотой купол" для Американской национальной выставки в Москве 1959 г., павильон США на Всемирной выставке в Монреале. Он стал лауреатом 47 международных и американских почетных премий в области архитектуры, дизайна, изящных искусств и литературы. Сторонник тотального дизайна, Фуллер возлагал на него задачи преобразования мира с целью достижения оптимальных условий для жизнедеятельности человека. Отстаивая исключительную важность проектного творчества, он проповедовал достижение максимальных результатов минимальными средствами, решение экологических проблем в глобальном масштабе - совместными усилиями науки, техники и культуры.

Умер этот талантливый изобретатель 1 июля 1983 года. Деятельность Ричарда Фуллера, его идеи оказали значительное влияние на мировой промышленный дизайн. В сентябре 2009-го благодаря совместным усилиям любителей истории и при участии фирмы "Кроствэйт и Гардинер" помимо внешнего вида "Димаксиона" удалось частично воссоздать и оригинальный салон автомобиля. 

Александр АРХИПОВ
Фото из архива автора и открытых источников
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

24 января 2015 в 10:53
Просмотров - 18884
ОБСУЖДЕНИЕ

Чтобы оставить комментарий, необходимо или зарегистрироваться.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Немец о своей "Ниве": "За 80 тысяч километров на ремонты ушло 175 евро". Как прошел слет любителей "Нивы"
Немец о своей 24756 просмотров 19 июля
Современные масла. Забудьте о длинных интервалах и старых допусках
Современные масла. Забудьте о длинных интервалах и старых допусках 23830 просмотров 19 июля
Мечта second hand. Что белорусы думают о глубоко подержанном премиуме
Мечта second hand. Что белорусы думают о глубоко подержанном премиуме 22836 просмотров 20 июля
Пчелы против пчеловодов: почему собрались бастовать минские таксисты и во что это выльется?
Пчелы против пчеловодов: почему собрались бастовать минские таксисты и во что это выльется? 18246 просмотров 21 июля
Пять человек погибли и один ранен в лобовом ДТП на трассе Минск - Витебск (обновлено)
Пять человек погибли и один ранен в лобовом ДТП на трассе Минск - Витебск (обновлено) 15967 просмотров 21 июля
"Двигатель "подъедал" масло – посоветовали залить специальную присадку". Мнение владельца Hyundai Santamo
14435 просмотров 19 июля
Погибшей под колесами МАЗа в Минске велосипедистке было 15 лет (обновлено)
Погибшей под колесами МАЗа в Минске велосипедистке было 15 лет (обновлено) 13514 просмотров 20 июля
Что ожидает желающих купить 10-летнюю Mazda3
Что ожидает желающих купить 10-летнюю Mazda3 13070 просмотров 22 июля
Фотофакт. Возле Ждановичей столкнулись патрульная Skoda и Opel
Фотофакт. Возле Ждановичей столкнулись патрульная Skoda и Opel 12912 просмотров 21 июля
"Возможно, машину использовали для провоза контрабанды". Что особенного в редком гибриде?
12626 просмотров 23 июля
Кипит радиатор: оцениваем причины, изучаем варианты ремонта
Кипит радиатор: оцениваем причины, изучаем варианты ремонта 12609 просмотров 20 июля
Невозможное возможно. Житель Жлобина отсудил деньги у дорожников
Невозможное возможно. Житель Жлобина отсудил деньги у дорожников 12491 просмотров 22 июля
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.
facebook vkontakte odnoklassniki youtube